Недавно один из подписчиков канала задал вопрос: «Зачем нужно негодное айкидо, когда есть Дайто-рю айкидзюдзюцу?» Также в обсуждении других статей об айкидо на канале в очередной раз поднялась тема, чем, якобы, айкидо является, а чем не является. Поэтому я решил порассуждать на эту тему в формате отдельной статьи, а не разрозненных комментариев. И для начала давайте расставим точки над Ё и определимся, что именно мы будем рассматривать. Что такое Дайто-рю айкидзюдзюцу, и что такое айкидо...
Дайто-рю айкидзюдзюцу — одна из последних школ кобудо
Для удобства далее я везде буду использовать сокращённое наименование Дайто-рю, а то уж больно громоздкий термин получается.
Для начала давайте разберёмся с мифологией и очистим зёрна от плевел манипуляций и маркетинговых историй.
Раньше очень часто можно было услышать, что, дескать, Дайто-рю имеет хрензнает какую давнюю историю, было создано аж чёрт-те когда и передавалось из поколение в поколение в кланах Айдзу, а после Такеда и бла-бла-бла. Вот только всё это не совсем так...
Дайто-рю Айки-дзю-дзюцу (яп. 大東流合気柔術 Дайто:-рю: Айки-дзюдзюцу, ромадзи: Daitō-ryū Aiki-jujutsu) — японское боевое искусство, созданное Такэдой Сокаку. Дайто-рю создано на базе айки-дзюцу, которое, в свою очередь, корнями уходит к началу второго тысячелетия нашей эры.
Если мы откинем в сторону маркетинговые легенды со всеми попытками натянуть сову на глобус и рассмотрим голые факты, то в сухом остатке будем иметь следующее:
- Дайто-рю является школой японского дзюдзюцу (джиу-джитсу), созданной одним из гениев своего поколения в области БИ Такедой Сокаку на рубеже 19-20 веков на основе синтеза различных изучаемых им школ дзюдзюцу и кендзюцу.
- Основной, довольно прозаической причиной создания «школы», послужило желание Такеды стать инструктором дзюдзюцу для «силовиков». Однако в то время, если вы обучаете дзюдзюцу полицию и военных, вы не могли быть простолюдином без школы.
- Первое официальное название "Дайто Рю Дзюдзюцу" было дано школе не Такедой, а одним из его наставников церемониального дзюдзюцу — Сайго Ёритомо (кстати, старейшина клана Айдзу и настоятель в храме Никко Тосёгу с 1880 г). Именно к нему обратился Такеда в 1898 году в с просьбой дать название школы, поскольку хочет официально обучать дзюдзюцу.
- Причина, по которой возникло Дайто Рю, заключалась не в цели распространения техник самозащиты клана Айдзу. Школа Дайто возникла в результате чрезвычайной меры в жизни Такеда Сокаку, для погашения долгов потребовалось название школы.
- История возникновения Дайто Рю от семьи Каи Такеда, переданное в Айдзу и название Дайто Рю, были придуманы Сайго Ёритомо.
Сокаку хотел обозначить происхождение школы как традиционную, официальную школу предка клана Каи Такеда — Сиро Сабуро Йошимицу, себя — потомком семьи Каи Такеда, а название школы — по названию замка Дайто, который являлся домом Сиро Сабуро Йошимицу. Изначальное название школе было дано Сайго — «Дайто Рю Дзюдзютсу». В Никко Тосёгу служитель Кошу Рёкюань был знаком с историческими фактами клана Каи Такеда, поскольку являлся потомком даймё провинции Синано, из семьи Каи Такеда.
В дополнение к названию Дайто Рю Сайго даёт Сокаку легенду происхождения школы от Сиро Сабуро Йошимицу, историческом факте семьи Каи Такеда. Хотя Сокаку является простолюдином, он должен был назваться самураем Айдзу для формального соответствия.
История возникновения Дайто Рю от семьи Каи Такеда, переданное в Айдзу и название Дайто Рю, были придуманы Сайго.
- Исторический факт — Сокаку никогда не обучал Дайто Рю у себя на родине в Айдзу (Фукусима), там, где знали его семью и его. Он не мог обучать Дайто Рю у себя на родине и даже не мог называть школу Дайто Рю. Свои навыки Айкидзюдзюцу Сокаку получил до появления в Никко Тосёгу.
- Школа Дайто возникла в результате обстоятельств, чтобы устроиться на должность полицейского инструктора и именно для этого потребовалось дать название школы.
Итак, всё, что нам необходимо знать, это что Такеда Сокаку на протяжении первой половины своей жизни изучал несколько различных видов дзюдзюцу у разных наставников, в том числе обучался церемониальному дзюдзютцу у генерала Норики Ноги. Кроме того он был отличным мастером кендзюцу и, мало того, именно кендзюцу было для него основным направлением. В кендзюцу его учителями были: Такеда Йоширо (Таданобу), Сато Кимонемон, Шингоро Икегами, Нагао, Кадзунори, Кэнкичи Сакакибара, Момоя Шунзо. И именно поэтому многие техники его Айкидзюдзюцу основаны на принципах фехтования.
До определённого момента (а точнее, до 1922 года) в названии школы Дайто-рю Дзюдзюцу вообще не присутствовало слово АЙКИ. Фактически Дайто-рю является одной из школ дзюдзюцу, а если быть точнее, то , говоря современным языком, талантливым новоделом, миксом того, что изучал и практиковал Такеда Сокаку в разные периоды своей первой половины жизни у разных наставников. Однако, следует отдать должное сэнсэю Такеда — он проделал отличную работу и очень хорошо систематизировал техники (подозреваю, что не на пустом месте, конечно, но его заслуг это ни в коем разе не умаляет). Лично я считаю сэнсэя Такеда одним из гениев будзюцу своего поколения. Нужно отдавать себе отчёт, что мастеров-то было (и есть) немало, но не каждый обладал (-ет) как методическим талантом, так и изрядной долей честолюбия, чтобы создать свою, действительно оригинальную, школу.
Ну и, кроме того, нужно отметить, что именно Такеда создал то, что стало называться АЙКИ. Несмотря на то, что сам термин айки был известен и использовался задолго до самого Такеда, однако, смысл был не совсем тот же самый. Он скорее перекликался с принципом дзю — вместо противостояния силе надо направить ее в удобное вам русло: толкать, когда вас тянут и тянуть, когда вас толкают. Однако, если мы говорим о Дайто-рю, то там Айки – это метод, который убирает силу противника, и вы также можете понять по конституции тела противника отсутствие у него айки, а также его слабое физическое состояние.
Айки — главный элемент Дайто Рю, Сокаку не объяснял и не обучал ему. Каждый его ученик, который впоследствии продолжил «своё» Дайто Рю, понял Айки по своему, а большинство его вообще не поняло.
В среде экспертов будо в Японии распространено мнение, что Сагава Юкиёши — единственный из его учеников, кто действительно понял Айки Такеда Сокаку и развил его еще больше. Существует мнение, что, если Сокаку пришел к Айки через медитативное обучение эзотерическому буддизму, то Сагава — через методику специальных упражнений, которые отличаются от обычного понимания физических упражнений. Занятие Дайто Рю обычно дает стимуляцию в определенных местах тела, которые обычно не стимулируются, и растягивает мышцы, которые должны быть растянуты, но обычно не растягиваются. Сагава говорил: «Айки — это одна из физических техник. Айки – это преодоление силы противника внутренним движением. Это не поток мыслей и не духовность, а техника, которую можно освоить, понимая принципы и обучение на протяжении десятилетий. Дайто Рю не является силовой техникой, подобной дзюдо, поэтому даже если физическая сила с возрастом понижается, сила Айки вообще не затухает».
Осмелюсь предположить (так как я сам никогда не изучал официально ни одно из ответвлений школы Дайто-рю, лишь в рамках программы Айкибудо Алена Флоке, где некоторые техники Дайто-рю изучаются и сдаются на экзаменах для юданся в разделе «Исторических техник»), что айки в Дайто-рю и айки в Айкидо Уэсибы — не совсем одно и то же. И причиной этого является собственное оригинальное понимание айки Уэсиба Морихэем, то, что он вкладывал в этот термин.
Если же мы посмотрим на Дайто-рю в техническом плане, то вполне очевидно, что:
Техники Дайто-рю не предназначены для борьбы, как это понимают сейчас некоторые товарищи, занимающиеся оспортивленным современным дзюдзюцу и дзюдо, у которых в голове одни спортивные поединки. Это больше полицейские техники нейтрализации (включая ликвидацию) и задержания противника (во многом основанные на целях и задачах церемониального дзюдзюцу). И это совершенно естественно, ведь Такеда Сокаку достаточно долгое время в своей биографии работал в полиции в префектурах Акита и Хоккайдо, прежде всего инструктором. Да и сама школа Дайто-рю возникла в связи с необходимостью этой работы.
В настоящее время Дайто-рю, так же, как и айкидо, неоднородно и представлено различными ответвлениями, созданными разными учениками Такеды, пошедших, как это обычно бывает, своими собственными путями (информации об этом достаточно в сети, так что не вижу смысла её пересказывать). Одним из таких учеников, ставших, пожалуй, наиболее знаменитым, является Уэсиба Морихэй, создавший собственное «боевое искусство», известное как Айкидо (хотя сам он использовал множество названий для него в течении жизни и последним из них было Такемусу Айки. Кроме того, любопытным фактом является и то, что Уэсиба не давал своему «детищу» названия Айкидо, но об этом — в следующей части, посвящённой айкидо).
Айкидо как вид гэндай будо
В отличии от Дайто-рю, которое мы можем отнести к одной из последних (молодых) школ кобудо (корю — «старым» школам) является типичным и, соответственно, наиболее распиаренным (наравне с остальными видами) гэндай будо — современным школам (видам БИ), возникшим после Реставрации Мэйдзи. Собственно говоря, и сам термин будо относится больше именно к тем БИ, которые начали оформляться после 1868 года, когда социально-политические изменения и ускоренная модернизация привели к упадку классических культурных традиций, в том числе и боевых искусств. Всё это послужило причиной духовного кризиса в японском обществе, и боевые искусства стали первыми традиционными социокультурными практиками, сумевшими вырваться из гетто, в котором оказалась японская культура в Японии.
Взгляд на традиционную японскую культуру как на Другое европейской культуры, находящееся на более низком уровне развития, был явлением совершенно не уникальным для XIX века. Однако интересным представляется то, что японцы сумели переосмыслить собственные традиции, используя европейский инструментарий. Вовремя осознав значимость национальной культуры в деле развития страны, японские власти предприняли активные усилия по сохранению и ревитализации традиций и социокультурных практик боевых искусств, внедрив их в систему образования. Талантливые мастера боевых искусств сумели адаптировать боевые искусства для нужд современного общества, сделав их важным источником развития национальной культуры Японии в XX веке. Большую роль в сохранении и развитии боевых искусств сыграли видные имперские чиновники, адмиралы и политики. Переосмысление обственной культуры через призму европейского взгляда открыло новые пути развития боевых искусств. Одним из таких путей стал спорт, в сторону которого боевые искусства начали развиваться в соответствии с европейскими представлениями о физическом развитии и здоровом образе жизни.
А.Е. Лестев «ВОИНСКАЯ КУЛЬТУРА ЯПОНИИ: БОЕВЫЕ ИСКУССТВА, МИФЫ И ИСТОРИЯ»
Думаю, что для лучшего понимания различий как между Дайто-рю и Айкидо, так и Дзюдо и Дзюдзюцу, Кендо и Кендзюцу (и т.д) стоит внести ясность в отличиях понимания терминов будо и будзюцу.
«Будо» в Японии определяется как «боевые искусства». Термин, означающий буквально «Путь воина», применяется ко всему, что связано с БИ, независимо от того, получили ли они свое развитие от классического воинского сословия или от какого-либо человека.
Термин, который используется более ограничено и структурировано это то, что японцы называют «гендай будо» или «современное будо». Гендай будо исходит из будо, которое получило свое окончательное оформление после реставрации Мейдзи (1868), т.е. от формы будо, которая установилась более одного или, самое большее, трех поколений назад. Это означает, что системы БИ, которые получили свое развитие до 1868 г., относятся к будзюцу (боевые методы или искусства).
Но понятие будзюцу не так конкретно, по крайней мере, в Японии. Некоторые учителя будзюцу предпочитают называть свои искусства «будо», ради удобства или по некоторым иным причинам. БИ будо предполагают наличие духовных аспектов и, следовательно, медитативных техник, поскольку «До», происходит от китайского понятия Дао — «Путь». Практика «Пути воина» означает важность духовного аспекта (бу) как одного из методов умственного и физического обучения БИ.
Другие термины, применяемые к будо и будзюцу, более конкретны - это гендай будо и корю будо/будзюцу. Как говорилось выше, гендай будо, означает «современные БИ», и используется обычно для широкой публики, для определения понятия, как в «настоящее» (гендай) время, а корю («старые традиции»), как школы БИ, созданные до 1868 г.
Некоторые формы гендай будо не имеют системы школ. Например, кендо, объединяющее людей на отечественном или международном уровне, у которых хобби – это спорт в виде фехтования на бамбуковых палках. В кендо нет ни стилей, ни школ. Есть только кендо. Во всех клубах кендо применяются общие правила для соревнований и ката. Примерно то же самое и в дзюдо. И даже недавно образованные школы дзю-дзюцу, в глубине души, просто подмножества некоторых частей дзюдо, которые подчеркивают возможно более боевые аспекты дзюдо в противовес спортивным.
Различия между школами корю более четкие, чем между школами гендай. Например, практик Сито-рю, знает, что почти такие же ката и в Сётокан, а некоторые школы дзюдзюцу ничем не отличаются друг от друга, даже несмотря на то, что имеют различные названия.
Если выразить основное различие одной фразой, то мы получим следующее: в будо основная цель практики декларируется, прежде всего, как воспитание и самосовершенствование — духовное, нравственное и физическое. В то время как основная цель будзюцу — овладение различными аспектами воинского/боевого мастерства и совершенствование в них. Со вполне конкретной и очевидной целью.
Да, конечно, долгая и серьёзная практика в любом деле сама по себе оказывает влияние на практикующего в той или иной степени. В том числе она может способствовать развитию определённых духовно-нравственных свойств и аспектов личности. Но здесь больше дело в изначальных склонностях самого практикующего, а не инструментах. Любое будзюцу по своей природе совершенно нейтрально. Это лишь инструмент, который может быть использован для определённой цели. Но саму цель всегда будет определять сам практикующих. Поэтому, когда речь заходит о разнице между будо и будзюцу, то будо можно скорее определить, как направленность и ориентацию практики боевых искусств на духовно/морально-нравственные аспекты, цели и задачи. Именно за счёт замены дзюцу (яп. 術, — техника, приём, метод, искусство) на до (道 — «путь; дорога»), где до обозначает «путь» — жизненную философию, модели поведения и т.п. А дзюцу — исключительно «искусство» владения, то есть набор техник и навыков.
Одним из «новых видов» будо становится АЙКИДО, созданное одним из учеников Такеда Сокаку, весьма неординарной личностью и, безусловно одним из гениев будзюцу своего поколения — Уэсибой Морихэй. Многие ошибочно считают, что айкидо — это не что иное, как «охолощённое» и упрощённое Дайто-рю, которое Уэсиба специально сделал таковым, убрав наиболее опасные и агрессивные техники Дайто-рю, подогнав его таким образом, чтобы оно соответствовало его философии «мира и гармонии». Однако, это неверное представление. Те, кто изучал историю создания айкидо и биографию, жизненный путь Уэсибы, знают, что айкидо принято разделять на «довоенное» и «послевоенное». Собственно, и само название айкидо появилось лишь в 1942 году (примечателен факт, что сам Уэсиба не принимал в этом участия). Изначально свою карьеру преподавателя он начал как лицензированный инструктор Дайто-рю, который отчислял определённый процент дохода со своей деятельности Такеда Сокаку как главе Дайто-рю. Нужно заметить, что мастер Такеда был не только талантливый мастер, но и хороший делец (впрочем, как и Уэсиба), который сумел создать сеть филиалов своей школы в Японии, работающих по принципу, как это сказали бы сейчас, франшизы. Уэсиба как раз и был одним из его франчайзи. Однако, с определённого периода решивший, как это часто водится у талантливых и честолюбивых последователей, «пойти своим путём». Конечно, здесь не следует исключать и того влияния, которое на Уэсибу оказывал Онисабуро Дэгути — в тот момент глава секты-религии Омото-кё, в которой состоял Уэсиба и под влиянием идеологии которой он находился.
В разное время Уэсиба для своей школы использовал такие термины, как «Уесиба-рю дзю-дзюцу», «айки-дзю-дзюцу», «дайто-рю айки-будзюцу», «асахи-рю дзю-дзюцу» и «айки-будо». Последний термин был наиболее употребляемым и использовался с середины 30-х годов до 1942 года.
В этом году, в самый разгар Второй Мировой Войны, Дай Нихон Бутокукай — основанная пятьдесят лет назад организация боевых искусств, контролировавшаяся в военное время военным правительством Японии — начала движение по стандартизации терминологии, использовавшейся в отношении современных японских боевых искусств. Такие названия, как дзюдо, кендо, нагинатадо, иайдо, каратедо и т.д. уже были официально приняты, однако слово «айки-будо» представляло проблему, поскольку содержало родовой термин «будо» (боевое искусство). Поэтому в результате нескольких заседаний членов совета Бутокукай, которые проходили в Киото, и на которых присутствовал Минору Хираи, главный управляющий Кобукан додзё Морихея, было принято решение убрать из термина «бу» и оставить только «айкидо».
Морихей в это время уже удалился от дел и жил в Иваме в Префектуре Ибараги, где восстанавливался после серьезной болезни кишечника. Поэтому он не принимал непосредственного участия в процессе принятия решения и не выбирал название для своего искусства. На самом деле название «айкидо» было выбрано группой бюрократов!
Айкидо метод » Как айкидо получило своё название
Последним же названием, которое использовал Уэсиба для своего детища, было ТАКЕМУСУ АЙКИ.
Мой основной учитель айки — Томита Такедзи, на мой вопрос, почему наша школа называется Такемусу айки, ответил, что он назвал своё направление (Такемусу Айки Томита Академия) так потому, что пока жил несколько лет в Ивама в качестве учи дэси у Сайто сэнсэя и Уэсибы, то ни разу не слышал, чтобы Уэсиба использовал название айкидо. Он использовал именно Такемусу айки.
– «То, чему меня учили, называлось такемусу айки. Именно это название постоянно употреблялось. Поэтому, когда я решил основать свою организацию, то взял именно это название».
Но, я отвлёкся... Итак, в целом айкидо Уэсибы принято разделять на «довоенное» и «послевоенное».
«Довоенное» айкидо
Если мы будем рассматривать «довоенное» айкидо, ярчайшими и наиболее известными представителями которого являются такие ученики Уэсибы, как: Сиода Годзо — создатель Ёсинкан айкидо, Мочизуки Минору — создатель Ёсэйкан айкидо дзюдзюцу, Томики Кендзи — создатель Томики-рю айкидо, а также книги самого Уэсибы («Будо рэнсю» – 1933 г., «Будо» – 1938 г.), то не сможем не обратить внимание, что, по большому счёту, речь идёт о Дайто-рю айкидзюдзюцу и, пожалуй, собственном прочтении техник данной школы Уэсибой. Именно школы/стили Ёсинкан и Ёсэйкан айкидо (а так же их производные) являются, пожалуй, наиболее прикладными и не утратившими своей «боевой» прикладной составляющей. В какой-то мере это промежуточная ступень между техниками Дайто-рю и современными техниками «послевоенного» айкидо.
Ещё одним свидетельством того, что до войны Уэсиба обучал именно Дайто-рю является история ученичества у Уэсибы Мочизуки Минору.
В октябре 1930 года по рекомендации генерала Такесита Исаму, Кано посмотрел дзю-дзюцу, которое исполнял Уэсиба Морихей, он был под большим впечатлением и отправил двух лучших учеников к Уэсиба. Одним из них был Мочидзуки. Таким образом, начался обмен между айкидо и дзюдо. Тренировка Мочидзуки под руководством Уэсиба началась в местечке Мэдзиро с дайто рю айки дзюдзюцу. В апреле 1931 года спустя 2-3 месяца был учрежден Кобукан додзе в районе Синдзюку усигомэ. Прогресс Мочидзуки (ему было 24 года), который был талантлив и имел опыт в различных боевых искусствах, был очевиден. Сразу после вступления в кобукан додзе, Уэсиба попросил Мочидзуки стать надзирателем (дзюкучо) у учеников «учидеси» (утидэси) и быть помощником руководителя.
(Как мы помним, само название айкидо появилось лишь спустя 12 лет, в 1942 году по решению Дай Ниппон Бутоку Кай)
Подробнее об этом есть информация в изданной нами книге сэнсэя Ёшиды по техникам сутэми.
Кроме того, если вы читали книгу «БУДО РЭНСЮ» (1933 год), то не могли не заметить, то техники изложенные в книге — техники Дайто-рю (хотя в то время Уэсиба называл это Айки Будо.
Уэсиба Морихэй. «Айкидзюдзюцу Дэнсё» (合気柔術伝書) на японском
Уэсиба Морихэй. «Будо Рэнсю» на русском
Уэсиба Морихэй. «Будо» (1938 г.) на русском
Морихиро Сайто - Специальное издание Такэмусу Айкидо - Будо (комментарии к учебному пособию 1938 года Уэсибы Морихэя) на русском
«Послевоенное» айкидо
Если мы отбросим стили/школы, созданные учениками Уэсибы «довоенного» периода, то вторую, бóльшую половину современного айкидо представляют направления следующего поколения его послевоенных учеников. Кто-то создал собственные независимые школы/стили (например, Ниссио Будо, Син Син Тойцу Айкидо (Ки-Айкидо) и др.), кто-то свои школы, входящие во всемирную организацию (Всемирный фонд) Айкикай, возглавляемую наследниками Уэсибы и одновременно являющейся наиболее крупной школой и, в какой-то мере, даже стилем.
Это «послевоенное» айкидо (и его производные) в настоящее время ассоциируются у большинства людей с айкидо в целом. Именно по этому айкидо большинство людей предпочитает судить обо всём айкидо (и его представителях) в целом, а также «высказывают свои глупые претензии по поводу его так называемой «боевой эффективности». Представители же данных направлений в ответ, в основном, заявляют, что «ведь бокс не драка — это спорт отважных и т.д.» никто из «обличителей» ничего не понимает, весь смысл Айкидо, созданного О-сэнсэем Уэсибой, состоит в гармонизации, в «искусстве мира» и вообще, это больше духовная практика, ведущая к просветлению, ну, или просто гармоничной жизни в целом, а боевая составляющая не столь важна. А представителей «довоенных» стилей они часто обвиняют в том, что то, что они делают, это вообще не айкидо. Дескать, вы часто бываете слишком жёстки и то, чем вы занимаетесь — это вообще Дайто-рю и чуждо учению О-сэнсэя.
Конечно, я намерено привёл крайности, но в том, что это именно так, вы, дорогой читатель, можете и сами убедиться, прочитав мои другие материалы на тему айкидо, а особенно (и это самое интересное) комментарии. Всё это есть в подборке статей на тему айкидо данного канала:
Таким образом, айкидо, которое начиналось как одна-единственная форма БИ, далее стало развиваться по различным направлениям: из-за различий в стилистических линиях, из-за столкновений индивидуальностей следующего поколения гениев будзюцу, обучающихся в том числе айкидо у Уэсибы, и иных видов политики.
В настоящее время айкидо распалось на различные школы, относящиеся к Айкикай, Ки Но Кенкюкай, Ёсинкан, Ёсэйкан, к Томики-рю, Ки-айкидо и другим.
Что повиляло на создание айкидо
Если мы ознакомимся с биографией Уэсибы, то не сможем не заметить, что в определённые момент жизни с ним происходили существенные изменения. Это и встреча с Такеда Сокаку, и встреча с сектой Омото-кё, это и события в Монголии, и гонения на секту Омото-кё. Но мало кто знает ещё любопытный факт, повлиявший на создание идеологии айкидо, какой её представляют сейчас... Очень немногие люди знают, что Уэсиба изучал боевое искусство семьи Куки. И совсем немногим известен тот факт, что прототипом Айкидо было учение Косинто 古神道 (древнее Синто) в Кукисин рю и Кукисиндэн 九鬼神伝 — Синдэн Будо (боевые искусства, базирующиеся на Синто).
Впервые Уэсиба встретился с Куки Такахару 九鬼隆治 в Омото додзё в Ёцуя 四谷, Араки荒木. Это было в конце эры Тайсё или в начале эры Сёва, когда фамильная резиденция Куки находилась в Аояма, Токио. В те годы Морихэй был последователем Омото-кё и обожал наставника Онисабуро Дэгути. Наставник предложил ему отправиться в Аябэ преподавать боевые искусства. В то время там находилась штаб-квартира Омото-кё.
Уэсиба сожалел, что там не было мастеров, у которых бы он мог учиться сам. Когда он спустя некоторое время отправился по делам в Токио, он посетил храм Сэнсёдзи в Асакусе, посвященный Каннон. На площадке рядом с храмом он увидел двух людей, демонстрировавших удивительное искусство владения мечом. Он тут же попросился в ученики, и первый урок состоялся тогда же за углом храма. Люди, которых он повстречал тогда, были Сайто 齋藤 учитель фехтования и Гото Сиюн 後藤紫雲 студент-медик ученик Сайто. Исследователи затрудняются определить стиль, которому учил Сайто. Одни склоняются к тому, что это была т.н. старая Курама рю 鞍馬伝来, другие указывают на влияние Такэути рю 竹内流.
Среди того, чему его учил Сайто, Уэсибу очень интересовало Рэй-дзюцу – особые техники Синто, которые Сайто называл «Куки Рэйдзюцу». И поэтому, получив первичные наставления от Сайто, Уэсиба стал искать исток этого знания. И нашел господина Куки Такахара, который в то время являлся Сокэ. С самой первой встречи они понравились друг другу, и это чувство постепенно переросло в дружбу и сотрудничество. Они основали Амэ-но-муракумо Самухара айкидо 天之村雲九鬼武産合気道, которое явилось прототипом сегодняшнего айкидо.
Такое название было дано по мистическому опыту, который пережил Уэсиба, практикую на горе Хонгу в Аябэ – ему было явления дракона Амэнокурамо. Это божественное откровение Тэнсинсё описывается в «Хёхомитисирубэ Суи» 兵法未知志留辺拾遺 Сираи Тору 白井亨.
Во время Второй Мировой Войны, когда Морихэй построил святилище Айки в Ивама 岩間 (префектура Ибараки 茨城県) он пригласил Куки Такахара быть почетным священником в нем. Сокэ согласился и провел церемонию со всеми необходимыми ритуалами, а также подарил особые подарки – седло «Кура» и ритуальные предметы «Вакэмитама» 別霊 из святилища Кукимитама 九鬼霊神.
Источник
Все эти изменения, повлиявшие на «духовную» сторону жизни Уэсибы, не могли не привести к трансформации его понимания боевого искусства. Мы можем отследить, что в период войны, а так же послевоенный период влияние синто на Уэсибу только усиливалось. Кроме того, следует учитывать и то, как повлияло поражение во второй мировой войне на умы людей в Японии, на их самосознание (все эти, хм, «трудности» обычно сильно влияют на людское мировоззрение и мировосприятие).
Подводя промежуточный итог, приведу немого фактов: в довоенный период Уэсиба изучал и после преподавал по лицензии Такеды Дайто-рю айкидзюдзюцу, которое начал изучать у Такеда в 1915 году (если быть точнее, то 4 апреля 1915 г.). В ноябре 1919 года он познакомился с Омото-кё и Дегучи. Под влиянием Дегучи он переоборудовал часть своего дома в додзё «Уэсиба Дзюку», где начал преподавать последователям Омото-кё. Осенью 1922 года после полугода занятий у приехавшего к нему Такеда (с 28 апреля до 15 сентября 1922 года) Уэсиба получает от Такеда сертификат Кёдзи дайри — инструкторский сертификат на право преподавания Дайто-рю. В 1927 году Уэсиба решает полностью посвятить свою жизнь преподаванию будо и окончательно переезжает в Токио (с благословения Дегучи). В 1931 году он открывает в Токио своё додзё «Кобукан» (то, что в последствии превратилось в Айкикай), где преподаёт своё айки будо. С 1932 года Уэсиба начинает серьёзно изучать техники меча (что так же довольно сильно отразится на дальнейших формах его айки будо и, в последствии айкидо). Также в 1932 году Уэсиба совместно с обществом Омото-кё основывают «Общество Содействия Боевым искусствам Японии» (Омото Будо Сэнъёкай), и в 1933 году он становится его президентом. Пользуясь филиалами общества, разбросанными по всей стране, на их базе создаются филиалы его айки будо.
30 апреля 1940 года Кобукан получил статус головной организации Министерства здравоохранения и социального обеспечения. Первым президентом этой организации стал адмирал Исаму Такесита. В том же году айки будо стало обязательным предметом в учебном плане Полицейской Академии, где преподавал Уэсиба.
В 1941 году айки будо Уэсибы было принято в Дай Ниппон Бутоку Кай, а в 1942 году по их инициативе (и с их подачи) айки будо было переименовано в айкидо. Название «Айкидо» становится официальным и регистрируется в Министерстве Образования Японии.
В 1944 году Уэсиба закончил строительство своего святилища Айки в Ивама, а в 1945 — додзё там же. Кроме того, в 1945 году, в связи с послевоенным запретом на боевые искусства Кобукан прекращает свою деятельность, которая возобновиться лишь в 1948 году уже под брендом Айкикай (9 февраля 1948 года было получено разрешение Министерства образования на создание международной организации Айкикай), которым стал руководить его сын — Киссёмару Уэсиба.
Что же такое Айкидо Уэсибы и почему не правильно считать его «урезанной и охолощённой» версией Дайто-рю?
Как мы видим из вышеизложенного, айкидо, в том виде, в каком мы его знаем сейчас, с технической точки зрения является синтезом техник Дайто-рю айкидзюдзюцу, школы Кукисин-рю и техник меча, которые Уэсиба изучал уже после обучения у Такеда Сокаку.
Лично я о школе Кукисин-рю не знаю ровным счётом ничего (информация из википедии знанием не является). Однако, глядя на видео (особенно на работу с оружием), лично мне видно, откуда «растут ноги», к примеру, в буки ваза (техниках работы с оружием — дзё и боккен), да и в тайдзюцу тоже, если присмотреться вооружённым глазом... Кроме того, я на собственном опыте знаю, каким образом происходит естественный синтез как техники, так и подхода в целом (я изучал разные направления айки, такие как айкидо Айкикай, Такемусу айки (по версии сэнсэя Томиты Такедзи), Айкибудо (Алена Флоке) и Сэйфукай будо (японская версия/организация Ёсэйкан айкидо Мочизуки Минору. Кроме того, я много лет изучаю и практикую каратэ (Сётокан и окинавское годзю-рю), Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю (по линии Сугино додзё), а так же дзюдзюцу (Nihon-Den-Jujutsu Academy JTJ). Естественно, как обладатель различных степеней дан (кроме годзю-рю), я могу продемонстрировать «классическую технику» внутри каждого из направлений, но, если брать именно мой личный, сформировавшийся за годы изучения стиль работы, то, конечно же, он будет отличаться и является результатом естественного синтеза техник, основанного на индивидуальном понимании и манере исполнения. Долгая практика меняет человека. Я изучаю и практикую боевые искусства чуть более 30 лет — это не столь уж и много, позволяет достичь разве что среднего уровня. Что уж говорить о тех, кто имеет практику в 50-60 лет...
Теперь о «смягчении» техник
К сожалению, то, о чём я скажу ниже, будет понятно далеко не всем, особенно молодым людям, не имеющим стаж в несколько десятков лет в практике БИ. Не потому, что это сложно понять, а потому, что для понимания это нужно прожить самим и испытать на собственном опыте. И то не факт (как известно, мудрость приходит со старостью, но часто старость приходит одна)... В боевых искусствах, несомненно, сила и скорость играют важную роль. Однако, на определенном этапе на первое место выходят точность выполнения техник (основанных на опыте многолетней шлифовки техники) и время реагирования, более совершенный тайминг. Именно это и делает технику более совершенной и эффективной и позволяет более старым мастерам одерживать верх над более молодыми, но менее опытными. Их действия становятся более эффективны, а что такое эффективность — это получение большего результат при меньших затратах ресурсов. Но, конечно же, следует помнить, что:
Судя по отзывам современников, Уэсиба Морихэй был одним из выдающихся мастеров будо своего времени в Японии, и вряд ли подлежит сомнению, что его техника была сильна и эффективна. Нет никакого сомнения, что он находился на том уровне мастерства, когда сила (а Уэсиба был достаточно сильным и хорошо физически развитым человеком, становится не настолько важна, и на первое место выходит мастерство и точность.
В то же время он был весьма религиозным человеком. И, как показывает практика, с возрастом подобные люди всё больше склоняются к религии. Поэтому нет ничего удивительного, что он сменил основное направление своей школы с изучения боевого искусства на формирование личности с помощью айкидо, что было свойственно всем направлениям гендай будо того времени. То, что он преподавал под конец жизни, было не столько боевым искусством, сколько демонстрацией и выражением через БИ его религиозной философии, базирующихся на элементах учения Синто, Омото-кё, Кодзики, Котодамы, практики мисоги и т.д.
Сэнсэй Томита Такедзи, который был учидэси в Ивама додзё, как-то рассказывал нам (во время чаепития в номере отеля, году в 2004 или 2005) о процессе обучения в Ивама. В частности, что обычно тренировки проводил Сайто сэнсэй, а когда приходил Уэсиба, то часто он рисовал на доске что-то подобное ↓
и пытался объяснять про различных божеств и т.д. (видимо, что-то наподобие: «Идзанами — женский воспринимающий элемент, ассоциирующийся с водой, центробежной силой и правой стороной всех вещей. Идзанаги — мужской активный элемент, ассоциирующийся с огнём, центростремительной силой и левой стороной всех вещей. Левая сторона — это активация, ключевой элемент вхождения и источник безграничных вариаций; правая сторона — восприятие, ключевой элемент контроля, направления и управления ки. Левая сторона защищает, правая — укрепляет. Гармонично функционируя, правая и левая стороны рождают все техники. Левая рука непосредственно противостоит жизни и смерти, в то время как правая их контролирует»). После чего смотрел на наши ничего не понимающие лица, махал рукой и уходил спать или копаться в огороде... Естественно, что мы, будучи молодыми людьми, ничего в этом не понимали и даже не пытались понять. И только сейчас, спустя много лет, когда я читаю вот эту книгу (показал, что читал в тот момент) по Синто, я нахожу это здесь и начинаю что-то понимать, о чём это вообще было.
Если подходить к вопросу субъективно, то мы не знаем, насколько «мягкой» или «жёсткой» была техника Уэсибы даже в старости. Для этого нужно было лично ассистировать ему, лично учиться у него. Ни видео, ни рассказы ещё тех, кому это доводилось (например, сэнсэя Томиты), не могут объективно передать эти знания и ощущения. Поэтому, когда сейчас кто-то из тех, у кого наблюдается «айкидо головного мозга» кто считает, что знаком и понимает учение Уэсибы (основываясь на его «типа общеизвестных» высказываниях в книгах и т.п.), просто множат свои субъективные фантазии на россказни и интерпретации своих учителей (чаще такие же фантазии).
Что же касается техники айкидо Уэсибы, то в этом плане я больше доверяю своему основному учителю, который сформировал мою базу айкидо — сэнсэю Томите и его наставнику — Сайто Морихиро, который, будучи, пожалуй, самым основным учидэси Уэсибы наиболее долгое время, всегда декларировал, что основная его цель — передать технику Основателя в том виде, в каком он её практиковал на протяжении своей второй половины жизни. Даже невооружённым глазом заметно, что техники Ивама-рю айкидо (такемусу айкидо) достаточно отличаются от того, что практикуют в Айкикай хомбу додзё, где также практикуется и развивается айкидо Уэсибы, но правильнее было бы назвать это Айкидо Киссёмару Уэсибы (и его сына — нынешнего Досю — «Хранителя Пути»).
Когда я впервые увидел технику Томиты сэнсэя, то, скажу совершенно честно, я впал в состояние когнитивного диссонанса. «Это, пардон, что? Айкидо?!» — таковы были мои мысли. Слишком уж отличалось то, что я видел от того, как я воспринимал (я до этого уже прозанимался 8 лет «классическим» айкидо Айкикай) айкидо и представлений о том, что всё должно быть плавно, гармонично и всё такое... И только после того, как меня «переманили» в свой лагерь и я стал одним из инструкторов Такемусу айки Томиты академии в России, и получил возможность лично заниматься у сэнсэя в узком инструкторском кругу, фактически начав всё с нуля, я начал смотреть на айкидо совсем иными глазами и воспринимать иначе, а не с позиции «айкидо головного мозга». Сейчас я понимаю, что стилистика Томиты сэнсэя гораздо ближе к Дайто-рю, чем к тому, что воспринимают сейчас под названием айкидо. И даже к стилистике его Учителя — Сайто сэнсэя. Это же касается и в работе с оружием. Всё это гораздо ближе к довоенному айкибудо, чем нынешнему айкидо Айкикай. Впрочем, посмотрите сами...
Также в подтверждении своей точки зрения я предлагаю взглянуть на технику другого ученика Уэсибы — сэнсэя Исояму, который так же обучался у Уэсибы в Ивама и на протяжении многих лет был официальным хранителем храма Айки. Как-то сложно назвать его технику мягкой... Но разве кто-нибудь посмеет оспаривать, что это айкидо?
Я считаю, что Уэсиба не «охолащивал» ни техники Дайто-рю, как многие думают, ни техники Кукисин-рю, которое наравне с Дайто-рю послужило базой для его Айкидо. Скорее, он трансформировал их, свёл всё к главным, базовым первоэлементам и принципам, тесно связав их со своими религиозными представлениями и, хм... ну, скажем так, мистическим личным опытом и мироощущением. Это косвенно подтверждается тем, что в настоящее время существует много разных школ и направлений (порой весьма сильно стилистически разнящихся) айкидо, созданных как его учениками разных периодов, так и учениками их учеников. В этом смысле можно сказать, что в настоящее время айкидо действительно стало независимым видом боевого искусства (как и современное дзюдо), относящимся к гэндай будо и, скорее являющимся универсальной базовой платформой для новых школ и практик. В то время, как Дайто-рю есть и остаётся одной из поздних школ японского дзюдзюцу, относящегося к кобудо, несмотря на то, что и она послужила базой как для создания отдельных ответвлений внутри себя, так и одним из основных базовых элементов таких БИ, как айкидо и хапкидо.
Что же касается отличий между Дайто-рю Такеды и айкидо Уэсибы, то разделительную линию, несомненно, нужно провести уже на уровне целеполагания. В одном из интервью Такеда Токимунэ (сын Такеда Сокаку) на вопрос о целях Дайто-рю он ответил: «В Дайто-рю Айки Будо все строится на стратегии Го-но-сен, согласно которой производится уклонение от атаки противника с перехватом инициативы, а затем, в соответствии с двумя возможными целями, осуществляются действия по убийству врага или простому обезвреживанию его» Источник
Что же касается целей айкидо...
Уэсиба считал, что его айкидо является всеобъемлющей формой мисоги (очищения): «Сущность айкидо в том, чтобы очиститься от злобы, стать гармоничным со своим окружением и очистить свой путь от всех препятствий и барьеров».
Ещё одной концептуальной разницей между Дайто-рю Такеды и Айкидо Уэсибы является и мировоззрение их создателей. Такеда Сокаку был посвящённым последователем эзотерического буддизма и, кстати, его концепция айки, как и многие из его способностей, имеют корни именно в этом. Айкидо же Уэсибы — в синтоизме и учении Омотэ-кё. Кто знает, появилось бы айкидо, не встреть Уэсиба на своём жизненном пути Дегучи. Впрочем, история не знает сослагательных наклонений...
Один из первых учеников Сокаку — Хорикава Ёшимунэ (Кодо) распространял Дайто Рю на Хоккайдо. С Сокаку его сблизил общий стиль школы Шибукава, которую Сокаку также изучал у Нагао Киёмицу. Хорикава говорил: «Становление глубокого мастерства в Айки затруднено, обычные люди не могут этому обучить. Дзюдо и Айкидо — это современные виды спорта, которые можно легко запомнить. Говорят, что дзюдо и айкидо изучаются для внешнего распространения техник, а не для изучения глубоких навыков». Сокаку придерживался старого стиля боевых искусств, преувеличенно относившись к старым стилям не в угоду модернизированным дзюдо и айкидо. В более поздние годы своей жизни Сокаку оставил много контртехник против методов дзюдо и айкидо Уэсиба, которые были широко распространены.
Говоря о престиже Японии Морихей Уэсиба стал выше Сокаку. Если бы не было Айкидо Уэсиба, Сокаку возможно был бы забыт в мире. Боевое искусство Сокаку суровое и Уэсиба, как говорят, в свое время проливал слезы. Уэсиба постепенно начал идти по собственному пути от Сокаку. Различия между учениями буддисткой секты Шингон, которым следовал Сокаку, и учений синтоистской секты Оомотокё, которым следовал Уэсиба, изменило жизненные взгляды этих двух людей. Это позволило создать Айкидо как современное искусство и распространить его не только в Японии, но и по всему миру. В тоже время нет уверенности, что Уэсиба был особенным человеком. Уэсиба показал, что нет никакого знания об эзотерическом буддизме.
Резюме
В настоящее время в мире достаточно широко представлены оба этих вида — и Дайто-рю айкидзюдзюцу, и Айкидо. Кроме того, как внутри одного, так и другого вида существуют различные школы течения (например, мой близкий друг, один из ведущих мастеров айкибудо в России, Роман Асеев, занимается также и Роппокай Дайто-рю. Говорит, что мне бы понравилось, так как во многом соответствует моему айкидо и представлениям об айки) — на любой вкус и притязательный запрос. Каждый может выбрать то, что ему больше по душе и соответствует тому, что он хочет от практики боевых искусств.
Я считаю, что все разговоры в ключе «хуже/лучше» изначально бессмысленны, так как «Что русскому хорошо, то немцу смерть». В конце концов, важно не столько то, чем заниматься, сколько встретить своего Учителя...
P.s. считаете ли вы, что это статья слишком длинная и лучше было бы разбить её на 2 части? Пожалуйста, напишите в комментариях своё мнение, мне важна ваша обратная связь.