Итак, почему же нет у ребёнка речи: где произошёл сбой или «слом» системы, может быть повреждение?
Чаще всего ответить на этот вопрос, найти и помочь исправить нарушение под силу 2-3 специалистам в различных направлениях. Что важно знать и пониматься мамам и папам? Как вообще формируется речь.
⠀
⠀
Все, что я сейчас пишу имеет под собой базу знаний в 50 лет! Это не мои личные фантазии, теории, которые придумываю и излагаю. И все равно каждый раз родителям приходится объяснять, что как бы логопед не желал, исправить все проблемы ему не под силу. У него нет возможности заниматься решением всех вопросов, сложных моментов, даже если специалист опытный.
⠀
С чем бы сравнить... А! Вот. Вы пришли на маникюр, стоит он 2500р. И тут вы решили сказать мастеру: «Наташ, а давай мне ещё и педикюр включим в эту стоимость или сделаем по этой цене. Ну какая разница между руками и ногам, все равно красить. А ещё... я ведь хожу к Вам 1 раз в неделю точно... там солярий, брови, а тогда можете мне бонусом эпиляцию ног, рук, усов, голени, бедра, спины, ну, и глубокого бикини! А?!»
Понятное дело, что это все образно и преувеличено, но так понятнее суть проблемы. Это всё «о красоте», но есть разные задачи и цели, направления.
⠀
В речи тоже можно выделить 4 основные звена. Чтобы их сформировать нужно работать с разными специалистами. Если все это возложить лишь на спину одного логопеда, протянет ваш помощник вообще недолго.
⠀
Первым и важным звеном в речи что является? Конечно же МОТИВ! Мне хочется что-то, и желание есть даже если еще не научился говорить. Мне хочется играть в машинки,мяч, говорит привет. И иногда уже тут есть трудности.
⠀
Вторым, как, кстати, говорил Леонтьев, является речевая интенция или замысел – это уже Выготский.
⠀
На третье место ставим такой важный момент как грамматический скелет фразы. Если перевести проще, то «как мне это сказать»?!
⠀
И на четвёртом месте буду располагаться средства для оформления высказывания: грамматика, лексика, наполнение этого скелета. Нам предстоит оформлять речь и делать ее правильной.
Выходит, что процесс становления– это весьма сложная функция, то никак не получится эффективно работать с детьми, которые имеют проблемы с речью, силами специалиста одного профиля, тем более силами одного единственного специалиста.