Найти в Дзене

Паломничества великой княгини

Преподобномученице Великой княгине Елисавете была присуща исконно русская любовь к паломничеству.

Как вид христианского подвига, сопряженного со всевозможными лишениями и трудными обстоятельствами, паломничество возникло очень давно. Когда Русь просветилась в вере Христовой, с Киевских, Черниговских, Новгородских земель потекли усердные богомольцы по неизведанным дорогам к святым местам. В ХIХ веке паломничество в России приобретает массовый характер.

Августейшие паломники на освящении храма Марии Магдалины в Гефсимании, 1 октября 1888 г.
Августейшие паломники на освящении храма Марии Магдалины в Гефсимании, 1 октября 1888 г.

Одна из паломнических поездок на Святую Землю для будущей преподобномученицы Елисаветы стала решающей. Осенью 1888 года Великий князь Сергий, Великая княгиня Елисавета и Великий князь Павел предприняли путешествие на Святую Землю, чтобы присутствовать на освящении построенного близ Иерусалима на средства императорской фамилии храма в память матери Сергия Александровича, почившей императрицы Марии Александровны. Также во время поездки были осмотрены в Сирии и Палестине учреждения Православного Палестинского Общества, председателем которого был Великий князь Сергий. Именно там в сердце Великой княгини созрело намерение принять Православие. Присутствуя на освящении храма святой Марии Магдалины, который был построен в Гефсиманском саду у подножия Елеонской горы, она произнесла: «Как я хотела бы быть погребенной здесь!» Великая княгиня тогда не подозревала, насколько точно Господь исполнит ее прошение: спустя три года после мученической кончины останки Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары прибыли в Иерусалим. Там они обрели покой в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. После прославления преподобномучениц в 1981 году Русской Православной Церковью Зарубежом в лике святых мощи были перенесены из крипты непосредственно в храм.

Можно с полным основанием утверждать, что почти всё время, свободное от благотворительных трудов, посвящалось Великой княгиней паломническим поездкам по России. Приехав в Россию в 1884 году, она вскоре отправилась с супругом в Вышенскую пустынь, где они встречались со святителем Феофаном, находившимся в пустыни в затворе.

Великая княгиня Елисавета Феодоровна паломничала по святым местам вместе с супругом Великим князем Сергием. Не оставила она этого духовного делания и после его гибели. Будучи настоятельницей Марфо-Мариинской обители милосердия, Великая княгиня нередко отправлялась в паломнические поездки. Более 35 паломничеств совершила она по святым местам Российской империи.

Некоторые места паломничества преподобномученицы Великой княгини Елисаветы
Некоторые места паломничества преподобномученицы Великой княгини Елисаветы

Каждая паломническая поездка Великой княгини оставляла о себе добрую память. Ее путешествия носили всенародный характер. Она несла в мир свет, дарила радость и любовь. Каждое ее паломничество — это постоянные встречи и общение с народом, тысячи добрых дел и великих трудов, во время которых ее любовь покрывала жаждущих правды, обездоленных и сирых. Елисавета Феодоровна говорила: «Наш долг служить и сеять. Нам не нужно считать, сколько душ мы спасли, скольким людям помогли. Мы должны подняться от скорбной земли до Рая и радоваться с Ангелами об одной спасенной душе, об одной чаше холодной воды, поданной во имя Господа»».

-4

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Жизнь и служение Великой княгини, дела милосердия и благотворительности оставили огромный след в истории нашего Отечества и Русской Православной Церкви. Сталкиваясь с Ее Высочеством, люди могли наблюдать жизнь, наполненную жертвенной любовью. Известно немало примеров, когда монахи, насельники строгих скитов и пустыней, которые посещала Великая княгиня, удивлялись высоте ее духа и неутомимым подвигам благочестия.

Открытка с видом Казанского собора
Открытка с видом Казанского собора

Путешествуя и совершая паломнические поездки, Великая княгиня старалась уделить внимание тем, кто был ей дорог. Она отправляла открытки с видами храмов, новых мест, делясь таким образом впечатлениями от увиденного с близкими. Так, находясь на богомолье в Оптиной пустыни, она отправила поздравительную открытку с видом Казанского собора своей племяннице Великой княжне Татьяне Николаевне, которая 10 июня праздновала день рождения. На обороте открытки написаны строки: «В твой день рождения в молитвах была с тобой здесь, в этом чудесном монастыре. Благослови тебя Бог».

Великой княжне Ольге Великая княгиня Елисавета Феодоровна отправила открытку с видами монастыря и сопроводила ее теплыми словами: «В молитвах и любовью была со всеми вами. Приняла Святое Причастие вместе с некоторыми нашими сестрами, которые сопровождали меня в том паломничестве. Для Ольги. Твоя любящая тетенька Элла».

Открытка с видом монастыря
Открытка с видом монастыря

Великая княгиня Елисавета Феодоровна во время своих поездок встречалась со старцем Нектарием. Она очень ценила его духовную поддержку и наставления.

Находясь в Оптиной пустыни, Великая княгиня усердно готовилась ко Святому Причастию, мало вкушала пищи, притом только растительной, посещала все службы, исповедовалась, молилась усердно, проникновенно, полагала низкие поклоны и всегда отвечала низкими поклонами на поклоны священнослужителей и братии во время служб. Во время Божественной литургии на глазах Великой княгини замечали слезы.

Великая княгиня также посетила Иоанно-Предтеченский скит. В скитском храме ее приветствовал настоятель скита, иеромонах отец Феодосий, обратившись с такими словами: «Ваше Императорское Высочество, скит имеет особое счастье приветствовать Вас в своих святых стенах. Да благословит Господь вхождение Ваше и да покроет Вас Своею благодатию». После краткого молебна с возглашением многолетия Царствующему Дому отец Феодосий поднес Ее Высочеству икону святого Иоанна Предтечи в дорогом окладе, сказав при этом: «Примите, Ваше Императорское Высочество, образ святого Иоанна Предтечи, покровителя скита сего. Да будет Он покровителем и Вашим и да хранит Вас на всех путях Вашей жизни».

Уфимское паломничество. Ее Императорское Высочество Великая княгиня и казначей святой обители В.С. Гордеева с детьми черемисами возле храма при Арланской школе. По селам проехали большим «поездом» из около 20 экипажей. 10 июля 1910 г.
Уфимское паломничество. Ее Императорское Высочество Великая княгиня и казначей святой обители В.С. Гордеева с детьми черемисами возле храма при Арланской школе. По селам проехали большим «поездом» из около 20 экипажей. 10 июля 1910 г.

В селе Николо-Березовка выгорело более ста домов и хозяйственных построек жителей. «Как же я могу остаться в стороне от такого несчастья? — забеспокоилась Великая княгиня. — Собирайся, Варварушка, завтра же отправимся в Николо-Березовку. Мне надлежит быть там, где страдает народ, где нужна моя помощь». 8 июля в четыре часа пополудни пароход «Межень», величаво покачиваясь на пустынной глади полноводной Камы, подошел к Николо-Березовской пристани. Елисавета Феодоровна в сопровождении Валентины Сергеевны Гордеевой, инокини Варвары и нескольких ближайших помощников сошла на берег, сразу попав в окружение многочисленных встречающих. Великая княгиня с благодарностью приняла торжественно поднесенные ей хлеб-соль и мягко сказала: «Я прибыла, господа, на вашу гостеприимную землю не ради праздной прогулки, а чтобы помочь нуждающимся в постигшем их бедствии и помолиться перед чудотворным образом святителя Николая. Прошу прежде всего проследовать в храм Божий, я так много наслышана о его истории, что горю желанием как можно скорее переступить порог сей удивительной святыни».

-8

Второе обретение мощей прп. Анны Кашинской, 1909 г.

Ректор Государственной академии славянской культуры Изольда Кучмаева в своей статье «Царственная паломница» пишет: «Паломничество Великой княгини Елисаветы Феодоровны неповторимо, уникально. Почему паломнические поездки были так притягательны для Великой княгини? Прежде всего потому, что позволяли на некоторое время обособить аскетическую молитву в келье от служения в миру. Повседневная жизнь, наполненная заботой о ближних и дальних, оставляла для молитвы, как правило, лишь ночные часы. Это напряженное бытие, нераздельность молитвы и служения людям, разумеется, прокладывало путь к духовному восхождению Елисаветы Феодоровны. И всё же такому беспощадно требовательному к себе человеку, как Великая княгиня, необходимо было специально выделенное время для взгляда на свою жизнь со стороны глубокого молитвенного покаяния. А это было возможно лишь во время паломнических поездок, когда, на короткие мгновения оставляя важные мирские заботы, можно было молиться и служить только Богу».

Перенесение мощей прп. Евфросинии Полоцкой, 2 мая 1910 г.
Перенесение мощей прп. Евфросинии Полоцкой, 2 мая 1910 г.

Поездки Великой княгини были связаны с канонизацией святых, были у нее путешествия и обетного характера, паломничества в царские и ставропигиальные монастыри. Не раз бывала преподобномученица Елисавета в Саровской пустыни, где спешила к мощам преподобного Серафима. Ездила в Псков, Киев, Оптину и Зосимову пустынь, бывала в Соловецком монастыре, посещала старинные русские города: Ярославль, Ростов, Мологу, Рыбинск, Углич. Кострому Великая княгиня посещала дважды — на празднование 300-летия царствования Дома Романовых и для оказания помощи раненым.

Великая княгиня бывала на духовных торжествах, связанных с открытием или перенесением мощей угодников Божиих. Больным паломникам, ожидавшим исцеления от святых, тайно помогала и ухаживала за ними. В 1914 году Елисавета Феодоровна посетила монастырь в Алапаевске — городе, в котором через четыре года оказалась в заточении и приняла мученическую кончину.

Великая княгиня Елисавета Феодоровна прибывает в Соловецкий монастырь
Великая княгиня Елисавета Феодоровна прибывает в Соловецкий монастырь

Можно говорить об общерусском значении паломнических путешествий Елисаветы Феодоровны, поскольку народ уже тогда почитал ее как человека святой жизни. Каждому были очевидны добродетели царственной паломницы: щедрость милостыни, беспредельное милосердие к больным и убогим, целомудренное немногословие, духовный такт, неутомимое молитвенное служение. Всё это и многое другое, что открывалось людям в общении с царственной паломницей, создавало в душах и сознании образ большой убедительной силы, побуждало к облагораживанию повседневной жизни. Воздействуя на людей кротостью и любовью, утешая их светлым и добрым взором, Елисавета Феодоровна в своих паломнических поездках становилась учителем христианских добродетелей.

-11

МНОГО ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ, ВИДЕО И ФОТО

НА САЙТЕ МОНАСТЫРЯ OBITEL-MINSK.RU