Обзор немецких медиа
🗞(+)Süddeutsche Zeitung в статье «Россия: чек-ин для Путина» провела МЕГА-РАССЛЕДОВАНИЕ, в ходе которого выяснила, что франкфуртский оператор аэропортов, частично принадлежащий государству, компания Fraport подверглась критике за участие в работе аэропорта Санкт-Петербурга. Спутниковые снимки показывают, что там также взлетают и садятся российские военные самолёты. Однако компания и земля Гессен, являющаяся её крупнейшим акционером, не хотят выходить из состава акционеров. О, ужас! Немецкие капиталисты не хотят лишаться инвестиций из-за очередного прикола немецких политиков. Никогда такого не было — и вот опять! СКАНДАЛЫ, ИНТРИГИ, РАССЛЕДОВАНИЯ от газеты, искренне считающей себя №1 в немецкой качественной расследовательской журналистике. Чего стоят подобные заявления, мы с вами уже могли убедиться на примере расследования про люкс-поезд Путина. Уровень упоротости: повышенный 🟠
Министру финансов Гессена Михаэлю Бодденбергу (ХДС) пока трудно отказаться от участия. Государство, управляемое чёрно-зелёной коалицией, владеет около 30% акций оператора франкфуртского аэропорта Fraport, а политик от ХДС даже является главой наблюдательного совета этой компании. Fraport, в свою очередь, уже несколько лет владеет 25% акций петербургского аэропорта Пулково. Однако с началом агрессивной войны России против Украины не только в оппозиции раздаются голоса, призывающие Fraport уйти из России. Но, как я уже сказал, министр с трудом воспринимает тему выхода.
Когда 4 мая 2022 года Бодденбергу пришлось отвечать на вопросы бюджетного комитета парламента земли Гессен и на него было оказано давление, министр сделал заявление, которое сегодня может иметь далеко идущие последствия - как для правительства земли Гессен, так и для Fraport. По словам Бодденберга, выход из совместных контрактов с другими владельцами Пулково, включая находящийся под санкциями российский государственный банк ВТБ, был бы возможен только в том случае, если бы «аэропорт был непосредственно вовлечён в военные действия». В этом случае возникли бы «форс-мажорные обстоятельства» - Fraport могла бы не продолжать выполнять свои контрактные обязательства в Пулково.
Однако до сих пор имелись лишь смутные указания на военное использование аэропорта Пулково. Но нет никаких доказательств того, что бомбардировщики, транспортники или истребители действительно приземляются в этом аэропорту, который, в конце концов, является четвёртым по величине в России. Однако новые исследования Süddeutsche Zeitung, NDR и WDR показывают, что Пулково действительно используется Россией в военных целях не позднее чем с прошлого года, возможно, даже в ходе агрессивной войны против Украины.
Это ставит Бодденберга и правительство земли Гессен в затруднительное положение: тем более что два самолёта, которые можно опознать на спутниковых снимках Пулково, принадлежат печально известному наёмному отряду «Вагнер» Евгения Пригожина и впоследствии были подвергнуты санкциям со стороны США.
11 июня 2022 года, спустя всего несколько недель после выступления Бодденберга в бюджетном комитете, в Пулково совершил взлёт и посадку транспортный самолет Ил-76.
В мае 2023 года этот самолёт с регистрационным номером RA-78835 был включен в санкционный список Министерства юстиции США. Обоснование: самолёт принадлежал 224-му лётному отряду «Государственных авиалиний» - «государственного предприятия, выведенного из состава ВВС России для выполнения коммерческих грузовых перевозок» и «перевозившего персонал и оборудование компании «Вагнер» в страны, где, как известно, действует компания «Вагнер».
Спутниковые снимки показывают, что спустя всего несколько недель после посещения Пулково самолётом Ил-76, аэропорт обслуживал другой самолет компании «Вагнер».
Это теперь уже санкционированное воздушное судно можно чётко идентифицировать в аэропорту Пулково - это Ан-124.
На снимках, сделанных 12 июля 2022 года, самолёт имеет регистрационный номер RA-82014.
В санкционном каталоге США на май 2023 года он также значится как «Имущество, в котором заинтересовано 224-е лётное подразделение государственных авиалиний», то есть как один из самолётов, летавших для войск «Вагнера». Этот тип самолёта был разработан в конце 1970-х годов как большой транспортный самолёт для вооружённых сил и мог легко перевозить тяжёлые грузовики, а также целые подводные лодки или гусеничную бронетехнику.
В 2023 году RA-82014 также был замечен в полетах над Сирией и над Африкой - странами, где дислоцируются войска «Вагнера».
США и другие страны обвиняют компанию «Вагнер» и её лидера в серьёзных военных преступлениях на Украине, например, во время оккупации Бахмута, где наёмники разбили голову дезертиру кувалдой и сняли это на видео. Также утверждается, что военнослужащие причастны к зверствам в Сирии и Африке. Например, в Центральноафриканской Республике русские вместе с войсками президента Фостена Аршанжа Туадеры со всей жестокостью сражаются с повстанческими группировками. Вагнеровцы также активно действуют в Мали и Ливии [ушам не верю: США обвиняют наёмников в жестокости и в бесследных расправах! — прим. «Мекленбургского Петербуржца»].
Как же может быть, что немецкая компания, которая к тому же частично принадлежит государству, продолжает владеть акциями аэропорта, который используется российскими наемниками в военных целях? [я открою секрет немецким журналистам: любой аэропорт в России — по умолчанию стратегический объект военного назначения — прим. «М.П.»].
Правительство земли Гессен и компания Fraport долгое время собирали информацию о передвижении самолётов в Пулково. 6 марта гессенская СвДП задала в земельном парламенте небольшой вопрос: известно ли правительству земли о том, что аэропорт Санкт-Петербурга также используется в военных целях в связи с войной на Украине? Ответ пришел более чем через месяц и был столь же лаконичным, сколь и пренебрежительным: «Нет. Ни Fraport, ни правительство земли не располагают новой информацией по этому вопросу» [я бы так же ответил 😀— прим. «М.П.»]. То же самое относится и к Министерству иностранных дел Германии, куда Министерство финансов Гессена обратилось повторно.
Но это, очевидно, не вся правда. В ответе на вопрос SZ МИД утверждает, что «в апреле 2022 года и марте 2023 года он контактировал с Министерством финансов Гессена по вопросу использования аэропорта Пулково в связи с войной России против Украины». Однако: «Переданная информация является секретной». Иными словами: видимо, министерство располагало разведывательной информацией от партнёрских служб Федеральной службы разведки.
Похоже, что в Висбадене не очень внимательно присматривались. Ведь и в день запроса ФДП из Пулково вылетел Ту-22М3. Дальний бомбардировщик, который обычно оснащается крылатыми ракетами Х-22 или Х-32, используемыми Россией в агрессивной войне против Украины. 7 марта один из военных блогеров с гордостью сообщил об их прибытии на день раньше - поначалу говорилось об аварийной посадке из-за плохой погоды. Однако в ретроспективе никаких подтверждений этому нет.
Спутниковые снимки подтверждают, что «Туполев» действительно заходил в Пулково в тот день.
На фотографиях бомбардировщика, сделанных в день его прибытия, отчётливо видны две ракеты ХН, установленные под Туполевым.
Эксперты компании Oryx, специализирующейся на оборонном анализе, после анализа снимков подтвердили SZ, NDR и WDR, что на фотографиях видны две крылатые ракеты KH-22. Несмотря на то, что можно многое утверждать - действительно ли и в какой степени упомянутые машины использовались в войне на Украине, по фотографиям доказать невозможно [так какого лешего вы тогда про это рассказываете в стиле «одна бабка сказала»? — прим. «М.П.»].
Так могли ли Fraport и правительство страны относительно простыми средствами обнаружить, что русские используют Пулково для взлетов и посадок военных самолётов?
Выйти из положения не так-то просто,
утверждает Fraport. Эксперты по санкциям утверждают обратное
С точки зрения оппозиции, правительство и компания теперь должны дать объяснения. «Министр Бодденберг должен спросить себя, сколько ещё косвенных доказательств нужно чёрно-зелёному правительству земли, чтобы поставить точку в своём участии в работе аэропорта Пулково», - говорит политик СвДП Гессена Марион Шардт-Зауэр. И задаётся вопросом, почему правительство земли весной 2022 года само не запросило спутниковые снимки, чтобы «узнать о фактическом использовании аэропорта».
Fraport ответила, что компании не было известно о том, что эксплуатирующая аэропорт организация обслуживает военные рейсы в связи с ведущимися военными действиями. Непосредственный выход из проекта невозможен. Пулково - это аэропорт гражданской авиации. Однако в принципе любой гражданский аэропорт в мире в особых случаях может быть использован и в военных целях, считают в группе [надо же! Кому-то пришло в голову очевидное! 😀— прим. «М.П.»].
Возможно, все стороны просто опасаются, что выход из состава операционной компании аэропорта Пулково повлечёт за собой болезненные требования россиян о возмещении ущерба. В любом случае, эксперты по санкциям сходятся во мнении, что юридически выйти из договора, заключённого по английскому праву с другими владельцами, можно, тем более что Fraport уже давно списала внутренние инвестиции в свой баланс.
Поэтому лучше подавить, замолчать, пересидеть - это продолжается уже почти два года. С тех пор как SZ, WDR и NDR сообщили о «бумагах Пандоры» и впервые поставили вопрос о военном использовании Пулково. Однако министр Бодденберг по-прежнему утверждает, что достоверных доказательств использования аэропорта Пулково для военных операций России на Украине нет. Эта оценка ситуации не изменилась даже после неоднократных контактов с Министерством иностранных дел. У Fraport нет вариантов выхода. Действительно ли это так? Но, как уже было сказано, у человека явно есть проблемы с тем, чтобы дать заднюю [в оригинале стоит Rückzug — это по-немецки и «отступление» и «вывод средств» — прим. «М.П.»].
Текст: Петра Блюм, Бен Хойбл, Йорг Шмитт. Цифровой сторителлинг: Томас Грёбнер. Инфографика: Ханна Эйден. Коллаборация: Vertical 52. Перевёл с немецкого: «Мекленбургский Петербуржец».
@Mecklenburger_Petersburger
P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: как ребята из немецких СМИ хотят прибыльную немецкую компанию обанкротить, оставить её сотрудников без работы, а Гессен без налоговых поступлений — ну прямо заглядение.