Доброго дня моим подписчикам и гостям страницы! Предлагаю не надолго переместиться из постреволюционного Петрограда в советскую Москву.
15 мая в этом году исполнилось 132 года со Дня Рождения Михаила Афанасьевича Булгакова. И этой же осенью исполнится 102 года с тех пор, как он переехал в Москву, твёрдо решив стать писателем. Она стала его вторым родным городом и постоянным источником вдохновения.
Творчество Михаила Булгакова очень тесно связано с Москвой. Например, каждый адрес в романе "Мастер и Маргарита" имеет реальный прототип, так же как и сами его персонажи. В этой коротенькой серии публикаций увидим своими глазами места действий книги. Приглашаю проникнуться атмосферой самых мистических мест столицы и узнать о великой любви Булгакова.
Патриаршие пруды
Начну я по традиции, конечно, с Патриарших прудов, ведь именно здесь начинают разворачиваться события самого мистического романа 20 столетия.
Почему Патриаршие пруды, если пруд всего один? В старину это место называлось Козье болото, которое и дало название, рядом располагающимся Большому и Малому Козихинским переулкам. Неподалёку от водоёмов разводили коз, шерсть которых поставлялась к царскому двору. Из Козьего болота вытекал ручей ЧерторЫй (или Черторой)
В начале 17 века это место стало резиденцией Патриарха Геморгена — так появилась Патриаршая слобода. А в конце 17 века Патриарх Иоаким распорядился осушить болота и вырыть три рыбных пруда для разведения рыбы к патриаршему столу. После отмены патриаршества пруды были заброшены, а местность вновь заболотилась.
После пожара 1812 года два пруда засыпали, и до наших дней дожил только один, но о существовании еще двух напоминает Трехпрудный переулок, находящийся неподалеку. Пруд вычистили, облагородили и разбили вокруг маленький сквер.
Патриаршиие пруды являются излюбленным местом прогулок москвичей и гостей столицы, а когда-то — самого писателя, с которым у него было связано множество историй. По свидетельству Любови Белозерской (его второй жены) важные вопросы писатель обсуждал именно на Патриарших прудах.
Почему Воланд появляется именно на Патриариших?
Говорят, что место это в еще 16 веке было связано с нечистой силой! Козьими болотами эту местность называли не потому, что здесь пасли коз, а потому, что здесь обитала сверхестесственная сила. Здесь в болотах бесследно пропадали гуси, утки, другая домашняя живность, а потом и в прудах тонули люди и их невозможно было найти.
На Патриариших Булгаков задумал появление Воланда. Здесь же писатель тайно встречался со своей будущей второй женой Любовью Белозерской.
Время, когда начинают разворачиваться события романа, а это около 18 часов вечера, соответствует началу вечерней службы в церкви (но по церковному уставу она называется утреняя, т.к служба продолжается до следующего дня) Продолжение вечерних событий в романе произойдет так же, на следующее утро. Таким образом события в Москве разворачиваются параллельно с литургическим действием в храме.
Как мы помним, Берлиоз и поэт Иван Бездомный обсуждают очень важный вопрос: существовал ли Иисус Христос? Берлиоз доказывал Бездомному, что Иисус никогда не существовал. То есть через 2000 лет на Патриарших прудах происходит новый отказ от Христа - очередное его предательство.
Все события в романе - символичны. Только чертыхнулся Берлиоз первый раз, как появился «сотканый из воздуха прозрачный гражданин престранного вида». Когда чертыхнулся второй раз, в конце аллеи появляется уже Воланд. И потом когда Берлиоз в 3 раз отрекается от Христа, Воланд уже подсаживается к ним на скамейку.
Зачем вообще Воланд появился в Москве?
Человечество всегда находится в ожидании конца света. Но никто точно не может знать, когда он наступит. В произведении «Слово о законе Благодати» отражена попытка понять роль и место в жизни человечества, древнерусского народа. И там же, впервые сформирована «русская идея», в которой сказано,что Русские признаны для того, что бы хранить православие до сврешения Страшного суда. Это и есть «русская идея»...
Очередное ожидание конца света приходится на 20-30 годы 20 века…в Москве, как символе - Москва 3 й Рим… Мы помним, что параллельные события в романе развиваются в городе Иршалаим (под которым подразумевается г.Иерусалим) Поэтому те события, которые разворачиваются в Москве – они имеют богословский смысл.
Воланд, появляясь в Москве, сталкивается с тем, что город становится совершенно атеистическим. Чему он поражен и восхищен одновременно! Но отрицая Иисуса Христа, здесь отрицают и его самого. А вот с этим он уже никак не может смириться. Поэтому Воланду приходится доказывать существование Иисуса Христа, и тем самым свое собственное.
События в Иршалаиме разворачиваются 14 числа, перед Христианской пасхой. Предшествующая неделя - Страстная. Когда Иисус претерпевает страдания, а в среду соврешается тайная вечеря. Среда – постный день, потому что православные скорбят о предательстве Христа.
Именно в среду, в полночь 12 членов МОССОЛИТа недождавшись обезглавленного Берлиоза, сытно ужинают в ресторане Дома Грибоедова. Ещё раз доказывая, что все события в романе - символичны.
Продолжение в следующих публикациях! Посетим сад "Аквариум". Подписывайтесь, что бы не пропустить. Ставьте 👍 если статья была для Вас полезна)