Все последнее время мы слышим о подготовке проектов развития агломераций. Само понятие «агломерация» новое и далеко не каждому «специалисту» понятное. Именно поэтому, частенько под идеей развития «агломерации» нам преподносят идею развития «мегаполиса».
Фактически, все последние годы происходила подмена понятий, и, судя по некоторым заявлениям, прозвучавшим в Совете Федераций, этому вопросу уделили особое внимание, в том числе, «на самом верху».
«Мы считаем что тенденция стягивания людей и ресурсов в крупные агломерации контрпродуктивна для нашей страны, а значит нужно больше строить, а главное повышать доступность жилья во всех субъектах Федерации, в том числе и в малых городах и в сельской местности» (сенатор Валентина Матвиенко)
Сразу скажу, что весь шум об «отмене идеи развития агломераций» — это всего лишь шум.
В заявлении прозвучало, что: «стягивание людей и ресурсы в крупные агломерации (или иначе говоря превращение агломераций в мегаполисы) контрпродуктивно».
Не стану вдаваться в сложные объяснения, скажу, что у этих двух идей развития — совершенно разные цели:
- Развитие агломерации преследует цель развития именно территорий (в том числе малых городов, сел и деревень), что способствует усилению всего региона за счет их общего повышения экономической, социальной, промышленной, демографической самодостаточности территорий.
- Развитие мегаполиса преследует цель аккумуляции (сбора) ресурсов в общем центре. Как результат, мы получаем «высасывание» ресурсов из региона и понижение всех вышеперечисленных показателей на территориях вокруг мегаполиса. Несмотря на значительное усиление центра (мегаполиса), общие показатели региона начинают катастрофически падать.
Ради справедливости следует отметить, что «мегаполис»— это наиболее деструктивная форма развития городской агломерации, возникающая при полном отсутствии контроля за ее развитием.
Сама идея развития агломераций стала ответом на проблемы превращения городов в огромные мегаполисы с их острыми — практически не решаемыми проблемами. Кроме того, всеобщая автомобилизация сделала возможным разрастание пригородов и возникновение первых стихийных агломераций.
Все «агломерации» в России на сегодняшний день стихийные и, как правило, моноцентрические. Они являются либо зачатками мегаполисов, либо уже выродились в мегаполисы.
Дальнейшее развитие по выбранному в настоящее время вектору приведет все существующие агломерации уже в скором времени к вырождению в мегаполисы, а значит, — к полному исчезновению малых городов и населенных пунктов в сельской местности(читаем так же тут).
Как следствие:
- отрицательная динамика или в лучшем случае замедление промышленно экономического развития
- глубочайший демографический кризис (снижение рождаемости в мегаполисах общеизвестный факт)
- крайняя уязвимость с военной точки зрения (стратегические ядерные ракеты, теракты, биологическое оружие, вирусы и тд)
Рекомендую почитать автора reissig , Агломерации России на 1 января 2021 года , Карта агломерационных районов России ( в том числе другие статьи >>, >>, >> и тд) и посмотреть некоторые портреты стихийно образовавшихся агломераций существующих на данный момент.
Реальной альтернативой существующему вектору развития является идея развития полицентричных агломераций распределенного типа, где главным приоритетом в развитии обладают не центральные ядра агломерации, а территории вокруг них. (поподробнее о методологии развития таких агломераций здесь)
Теперь давайте подумаем, «какой, именно, фактор определяет размер агломерации и ее границы?»
Условно, живя в пригороде или в другом населенном пункте, мы готовы потратить приблизительно 1 час на дорогу (ну максимум полтора часа). Главный фактор — это время.
Сегодня наличие личного автотранспорта, развитие качественных дорог и скоростных поездов сделало возможным формирование межрегиональных многоядерных агломераций (конурбаций).
Будем считать, что один из главных признаков, определяющих возможность дальнейшего развития агломерации, это расстояние:
- между городом и более мелкими населенными пунктами условно 50 км
- между крупными городами (при наличии скоростных ЖД и автомобильных магистралей) 100-150 км
А теперь давайте оценим существующие перспективы для развития полицентричных (многоядерных) агломераций и набросаем несколько вариантов в европейской части РФ.
Многоядерные полицентричные агломерации (конурбации)
Ярославль–Кострома–Иваново
Казань–Чебоксары–Йошкар-Ола
Набережные Челны–Нижнекамск–Ижевск
Самара–Тольятти–Сызрань – Ульяновск–Димитровград
Пенза–Саранск–Кузнецк
Воронеж–Липецк–Елец–Старый Оскол
Нужно отметить, что предложенные варианты полицентричных агломераций (конурбаций) не единственные, но они являются наиболее наглядными примерами.
Комплексное развитие территорий в сформированных таким образом агломерациях создаст максимальный положительный эффект в экономическом, промышленном, социальном, демографическом и др аспектах.
В отличие от нынешних моделей развития агломераций, где главным центром притяжения выступает центральное ядро, у модели агломерации распределенного типа, помимо центрального ядра, дополнительным центром притяжения выступают спутники (города и поселки) расположенные вдоль кольцевой региональной автодороги.
Такой подход позволит задействовать в агломерационных процессах гораздо большие территории. Таким образом, мы увеличиваем размеры агломерации и получаем возможность совместно развивать соседние агломерации, как единую межрегиональную систему (межрегиональные конурбации).
Агломерационные кластеры
Агломерационные кластеры — это группы агломераций, имеющие предпосылки к совместному развитию с учетом планов строительства сети скоростных транспортных коридоров и экономического районирования.
Нужно сказать, что необходимость термина «агломерационный кластер» возникает в связи с необходимостью совместного развития агломераций, находящихся в разных экономических регионах, но географически расположенных в непосредственной близости и имеющих тесные социально экономические связи.
В качестве примера формирования агломерационного кластера можно предложить такие варианты:
- Черноморско–Азовский (Краснодар–Симферополь–Мелитрополь–Запорожье –Мариуполь–Донецк–Луганск–Ростов на Дону). При этом в качестве главной транспортной артерии необходимо считать предложения по строительству кольцевой скоростной автодороги вокруг Азовского моря.
- Приволжский (Нижний Новгород–Саранск–Пенза–Саратов). При этом в качестве главной транспортной артерии необходимо считать предложения по строительству скоростной автодороги Нижний Новгород - Саратов в рамках проекта автодороги Мурманск –Астрахань.
- Волжско–Камский (Чебоксары–Йошкар-Ола–Казань–Набережные Челны–Ижевск)
- Северо–Кавказский (Махачкала–Грозный–Назрань–Владикавказ–Нальчик–Пятигорск–Черкесск–Ставрополь и тд)
Предложенный список агломерационных кластеров — это просто набросок, для того чтобы показать общую картину, не более.
Необходимо отметить, что формирования агломераций и агломерационных кластеров относится только к развитию инфраструктуры территорий, и находится в зоне ответственности региональных властей субъектов федерации.
Таким образом, по результатам развития территории агломерации находящейся в разных регионах, можно будет оценивать качество управленческой работы региональных властей.
Материал подготовлен, прежде всего, для рассмотрения предложений и оценки перспектив развития межрегиональных агломераций страны широким кругом читателей данного канала.
Если у кого то есть предложения как улучшить статью или кто–то желает предложить свою идею, то пишем в комментариях..
Предыдущая Глава 43 Перспективы развития агломераций и будет ли сокращение числа регионов в РФ
Следующая Глава 45 Как спасти строительный сектор экономики и какие уже предпринимаются действия
Если интересно и желаете продолжения, то распространяйте ссылку на материал. Поднимайте вопросы развития региона в СМИ и в диалогах с администрацией. Фактически единственный способ распространения — это по вашим группам в соцсетях (ВКонтакте, Вайбер, Вацап, Телеграмм). Ставьте лайки, подписывайтесь на канал в Телеграмме, ВКонтакте и Дзене, дочитывайте статью до конца, комментируйте и вносите свои предложения — они важны.
#агломерация #развитиерегионов #развитие малых городов