Найти в Дзене

ПРОРОК ИЕЗЕКИИЛЬ (ч.60): ПОГРЕБАЛЬНАЯ ПЕСНЬ О ЦАРЕ ТИРСКОМ

ЧТО БОГ ДАЛ ТИРУ “И было ко мне слово Господа: «Сын человеческий! Плачь о царе тирском и скажи ему — так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием. Твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями: рубин, топаз, и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул, и изумруд, и золото — всё, искусно усаженное у тебя в гнёздышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония»” (Иез. 28:11-15). Стихи 11-15. Далее Бог велит Иезекиилю спеть особую погребальную песнь: “Плачь о царе тирском” (ст. 12). Стихи 12-19 являются предметом множества споров. Некоторые считают, что они намекают на сатану. Однако ясно, что главное действующее лицо здесь тот, кто назван в тексте: царь Тира. Т

ЧТО БОГ ДАЛ ТИРУ

“И было ко мне слово Господа: «Сын человеческий! Плачь о царе тирском и скажи ему — так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием. Твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями: рубин, топаз, и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул, и изумруд, и золото — всё, искусно усаженное у тебя в гнёздышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония»” (Иез. 28:11-15).

Стихи 11-15. Далее Бог велит Иезекиилю спеть особую погребальную песнь: “Плачь о царе тирском” (ст. 12). Стихи 12-19 являются предметом множества споров. Некоторые считают, что они намекают на сатану. Однако ясно, что главное действующее лицо здесь тот, кто назван в тексте: царь Тира. Тир стал образцом делового успеха, и его способность подняться над другими городами в выгодных торговых сделках наполнила его гордостью. Он считал себя “мудрее Даниила” и не имеющим равных на земле (ст. 3). Он построил самое меркантильное, стремящееся только к удовольствиям общество в древнем мире. В казну Тира рекой лились непревзойдённые богатства. Это состояние позволило ему покупать всё, что ему было угодно, в том числе и военную защиту. Между тем царь тирский провозгласил себя “богом”. Это неразумное самообожествление побудило Господа заявить о конце Тира. Плач обращён конкретно к царю. Этот раздел делится на две части: (1) что Бог дал Тиру (ст. 12-15) и (2) Божий суд, который падёт на Тир (ст. 16-19).

Сказанное содержит много преувеличений и иронии. Воспринимать эти образы буквально — значит не понимать назначения этой погребальной песни. Во-первых, заметьте, что именно Бог говорит о Тире и его царе:

“Ты печать совершенства” (ст. 12). Это был “совершенный” город, имевший идеальное расположение, красивейшие окрестности и невообразимое богатство. Что ещё было желать людям?

“[Ты] полнота мудрости” (ст. 12). Он считал, что ему нет равных, что он “мудрее Даниила”. Огромное богатство он приобрёл своей “большой мудростью” (ст. 3-5). Текст не оспаривает мудрость царя или народа Тира, но приравнивание этой мудрости к Божьей приведёт его к падению.

“[Ты] венец красоты” (ст. 12). Местонахождение этого рая на острове, в прекрасных водах Средиземного моря, побуждало людей считать свой город небесным. Никакое другое место не могло сравниться с его красотой. На деньги, стекавшиеся в город, он покупал всё самое лучшее. Нет никакого сомнения, что город был великолепным.

“Ты находился в Едеме, в саду Божием” (ст. 13). Это бесспорная ссылка на тот рай, в котором жили Адам и Ева (Быт. 2; 3). Когда Бог задумывал место для жительства первого мужчины и первой женщины, оно, конечно же, было неописуемо красиво. Само выражение “сад Божий” вызывает в воображении картины несказанной красоты. Таким образом выражается идея, что Тир имел всё, что Бог дал Адаму, когда поместил его в Эдемском саду. Если Адам был воплощением совершенного первозданного человека, тогда таким же был и царь тирский.

“Твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями” (ст. 13). Переходя к другому ветхозаветному образу, Бог говорит, что царь был украшен теми же драгоценными камнями, что и ефод первосвященника (Исх. 28:17-20). В Тире можно было найти все камни, считавшиеся ценными. Царь имел всё это в день своего сотворения — термин, означающий день восшествия царя на престол Тира. Так как Бог сотворил всё, то царь тирский мог быть царём только потому, что Бог поставил его в это положение (см. Дан. 2:20-23; 4:17, 25).

“Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять” (ст. 14). Царь сравнивается с херувимами, чьи распростёртые крылья прикрывали ковчег завета в святом святых. Эти распростёртые крылья “осеняли”, защищая, ковчег. Царь был покровителем нескольких более мелких государств вокруг своей империи.

“Ты был на святой горе Божией” (ст. 14). Что подразумевается под “святой горой Божией”, не совсем ясно. Возможно, Иерусалим. Как правило, именно это имелось в виду при употреблении подобных фраз в Ветхом Завете (см. Пс. 98:9; Ис. 56:7). Если смысл таков, тогда фраза может означать, что царь тирский ходил среди руин этого города после вавилонского нашествия в 587(6) г. до н.э. и радовался его разрушению (см. 26:2). В таком случае огнистые камни могут означать тлеющие пепелища сожжённого города.

Другое предположение состоит в том, что “святая гора Божия [элохим, что значит «Бог» или «боги»]” является жилищем богов. В мифологии хананеев часто использовалась фраза “гора божия” по отношению к предполагаемому месту обитания языческого бога. Это делает тирского царя херувимом-хранителем (возможно, бога Мелькарта). Александр говорит:

“Возможно, в таком случае эта фраза предполагает, что царь тирский находился в обиталище языческих богов — ведь он сам называл себя богом и был, возможно, херувимом-хранителем бога Мелькарта. Если брать последнее значение фразы «святая гора Божия», тогда необходимо объяснить смысл хождения «среди огнистых камней». Изображение ритуала сжигания бога было обнаружено на чаше, найденной в Сидоне; о существовании этого ритуала известно и в культе Мелькарта в Тире... Воскресение Мелькарта праздновали, сжигая его изображение, после чего он возрождался через огонь и запах жертвы всесожжения. Ещё раз хочу подчеркнуть, что, учитывая религиозно-культурную обстановку в Финикии, с которой этот отрывок тесно связан через заявление царя о своей божественности, хождение царя среди «огнистых камней» можно объяснить самовозвеличиванием царя, претендовавшего на роль бога Мелькарта — вплоть до притязаний на воскресение после сгорания в огне”.

“Огнистые камни” могут означать драгоценные камни в стихе 13, такие яркие, будто горящие огнём.

“Ты совершен был в путях твоих” (ст. 15). Каждый шаг царя и его народа в делах, казалось, был правильным решением. Такой талант в торговле объяснял причину несметного богатства Тира.

В конце стиха 15 интонация меняется: “доколе не нашлось в тебе беззакония”. Царь тирский возгордился своими успехами, а его народ стал высокомерным и тщеславным — бесспорные качества “беззакония”. То, что эти качества нашлись “в тебе”, иллюстрирует две истины. Во-первых, как судья, рассматривающий предъявленное свидетельство, Господь тщательно изучает его. Во-вторых, беззаконие глубоко въелось в царя и его народ.

БОЖИЙ СУД, КОТОРЫЙ ПОСТИГНЕТ ТИР

“От обширности торговли твоей внутреннее твоё исполнилось неправды, и ты согрешил. И Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твоё, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою. За то Я повергну тебя на землю, пред царями отдам тебя на позор. Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои. И Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрёт тебя; и Я превращу тебя в пепел на земле пред глазами всех видящих тебя. Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе: ты сделаешься ужасом, и не будет тебя вовеки” (Иез. 28:16-19).

Стихи 16-18. При всех этих дарованных Тиру (и его народу) благословениях, он не был смиренным. Он стал неправедным. В результате Бог осудил его по семи пунктам:

1. “Ты согрешил” (ст. 16). Конкретно указывается, что внутреннее Тира исполнилось неправды [его грехи были исполнены жестокости; см. Современный Перевод] “от обширности торговли твоей”. Их успешные торговые дела сделали их жестокими, однако жестокость пришла не извне, а изнутри.

2. “[Ты стал] нечистым” (ст. 16). Господь обнажает чванство и хвастовство Тира. Этот царь осквернил Божьи святыни.

3. “От красоты твоей возгордилось сердце твоё (ст. 17). Любуясь своей красотой, царь (а с ним и весь Тир) надулся от важности и чувства собственной значимости.

4. “Ты погубил мудрость твою” (ст. 17). Они неверно распорядились мудростью, которой наделил их Бог, употребив её на восхваление собственной красоты Тира.

5. “[Ты совершил] множество беззаконий” (ст. 18). Несметное богатство и безграничная власть привели к тому, что невероятно умножились грехи Тира. За ним числился длинный список грехов, от злоупотребления властью до напыщенной гордости.

6. “[Ты виновен] в неправедной торговле твоей” (ст. 18). В своих торговых делах Тир использовал других в своекорыстных целях, заставляя работать на себя и жестоко эксплуатируя их.

7. “Ты осквернил святилища твои” (ст. 18). Терминология здесь не совсем ясна. Однако, поскольку текст говорит “твои” святилища, то логично предположить, что это святые места, находившиеся в городе Тире. Царь, считая себя богом, ни к кому и ни к чему не проявлял уважения. Даже к собственными богам. Хотя Бог всей земли не станет обращать внимание на тех, кто оскверняет святилища языческих храмов, это утверждение, тем не менее, демонстрирует грех, за который Бог призовёт человека к ответу. Этот грех — гордость.

Наказание выносится с учётом этих семи обвинений. Бог заявляет:

“Я низвергнул тебя... с горы Божией” (ст. 16). Царь стал считать себя Богом, и теперь Господь низвергнет его с этой высоты самообожествления.

“[Я] изгнал тебя” (ст. 16). Считая себя Богом, царь думал, что он бессмертен и неуязвим. Тем не менее, Бог приведёт его к поражению. Херувим осеняющий больше не сможет защитить себя или кого-либо ещё.

“Я повергну тебя на землю” (ст. 17). Царь возвысился благодаря своей красоте, мудрости и великолепию. Всё это и “погубило” его. Поэтому Бог унизит его, повергнув и оставив лежать в грязи пред царями. Другие сильные монархи станут свидетелями унижения тирского царя.

“Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрёт тебя” (ст. 18). Божий огонь придёт “из среды тебя” — указание на то, что в последние дни правления царя возникнут ужасные внутренние раздоры. Хотя некоторые полагают, что речь идёт о предателях, помогших Навуходоносору (и Александру Македонскому) захватить город, подобные дела не находят подтверждения в исторических документах. Эти слова можно также понять как ссылку на стих 14, где царь “ходил среди огнистых камней”. Благодаря своим торговым операциям царь приобрёл для города огромное богатство. Это богатство — огнём сверкавшие камни — привело к внутреннему растлению и, в конечном итоге, гибели города. В таком случае повторное упоминание их жажды богатства говорит о том, что именно она, в конце концов, привела их к падению. Семена гибели государства обычно кроются внутри него самого.

“Я превращу тебя в пепел” (ст. 18). И вот славное царство стало ничем. Всё, что останется от красоты и великолепия города, — это груды “пепла”. Навуходоносор сжёг дотла материковую часть города, а Александр Македонский — крепость на острове.

Стих 19. Падение Тира прокатилось по древнему миру волной страха. Другие народы изумились тому, что случилось с ним. Это было шокирующее и непредсказуемое событие. Тир уже больше не будет вызывать зависть и восхищение, а сделается ужасом — в том смысле что этот казавшийся неприступным город содрогнётся от страха, когда увидит свой неминуемый конец. Бог заявил: “И не будет тебя вовеки”. Хотя современный город Тир и существует, он стоит не на древнем месте, а островная крепость так и не была отстроена заново.

Церковь Христа