Все колонки воспроизводят звук, но отдельные модели совсем не впечатляют своими возможностями владельцев. Есть такие АС, которые делают свою работу откровенно плохо. При этом обеспечивая детальность звука и тем самым демонстрируя нераскрытый в них потенциал. Поступившие колонки (марка указана выше) были линейные по АЧХ, с ощущением провальных средних частот и подчас, ядовитой верхушкой на фоне мощного баса. Изъяны воспроизведения винтажной акустики обусловлены временем ее создания, когда на фоне правильных, умеренных, мелодичных записей того времени, а иногда и рока, производителям хотелось получить больше басовой динамики и ярких впечатлений на верхах. Сейчас времена другие. Современные записи с высоким разрешением и натуральностью, микрофоны приближены вплотную к инструментам (для акустических музыкальных инструментов), используются разные методы, проявляющие тихие звуки. Да и аппаратное обеспечение домашних аудиосистем заметно выросло. Стремление на супер четких записях, с такой же точной техникой получить больше музыкальности путем применения винтажной акустики оправдано технически и финансово, но порой приводит к неприемлемому звуку.
ATL HD-314i построены на правильных фильтрах первого порядка. Схема приложена. АС внимательно отслушаны в первоначальном состоянии. При модернизации работа ведется с одной колонкой. Вначале слушаю все динамики без фильтров (ВЧ через конденсатор) для оценки их «голоса». Далее работа с НЧ/СЧ динамиками. Задача получить слитность и полноценность перехода от низких частот к средним. Не по характеристикам, что для многих важно, а по восприятию, что важно для меломана и аудиофила. Здесь важно добыть звучную низкую середину. Она важна в мужском и женском вокале, в струнных инструментах, в звуке рояля. При этом порядок фильтра не изменял, так как первый порядок, делая обширными участки совместной работы динамиков (что не совсем хорошо), тем не менее, позволяют максимально раскрыть полноту звука фонограмм. Для HD-314i совместить НЧ и СЧ вызывало сложность из-за значительной разницы размеров динамиков. В данном случае размер СЧ динамика не соответствует размеру низкочастотника и линейная АЧХ измеренная в полуметре от АС (для возможного исключения влияния комнаты) приводит к эффекту выпяченного баса в точке прослушивания. Более того, для линеаризации ФЧХ разработчик применил обратную полярность подключения СЧ динамика (???), хотя для восприятия звука это вредит, так как фильтры первого порядка установлены на всех полосах. Достаточную нижнюю СЧ получил путем изменения частот среза на басовике и СЧ динамиках. СЧ включил, как и должно быть, синфазно. Частоту среза ВЧ динамика оставил прежней. Пришлось прибрать немного яркости, о которой упоминал ранее и подровнять горб (почти 2Дб) на частоте 9кГц (яд в звуке). После этих процедур модернизированная колонка приобрела добротный звук. Схема нового фильтра тоже приложена.
Для закрепления полученного результата, после согласования с заказчиком, было сделано следующее. Намотаны новые катушки проводом 2.0мм по меди. Для точности воспроизведения, все катушки залиты в твердый компаунд. При подборе новой емкости СЧ фильтра использован составной конденсатор, в том числе 20мкф типа МБГО. Именно МБГО подарил заметный вклад в нижние средние. Как описал в своем посте от 27мая сего года, после отслушивания МБГО был вскрыт и доработан. О результате прослушивания напишу ниже. СЧ динамик был снабжен новыми гибридными кабелями с вплетенной криожилой. Такой прием позволяет дополнительно (к заливке катушек, и доработанных конденсаторов) повысить четкость звука, его позиционирование на сцене по панораме и глубине. Увеличенное сечение кабеля СЧ выбрано для снижения возможных потерь, для компенсации малого диаметра СЧ в сравнении с НЧ. Прием удался. Установлены высококачественные входные терминалы. Все пайки сделаны качественным припоем с содержанием меди для нейтральности звука. При монтаже объемных и массивных катушек в корпусе АС учтены допустимые расстояния и применено расположение их в пространстве для минимизации перенаводок для чистоты звука колонок.
Данный проект растянулся по времени. Когда начал разбирать вторую колонку, у меня в руках рассыпался «резиновый» гофр среднечастотника. Эта колонка у прежних хозяев, по-видимому, была установлена у окна. Ультрафиолет за долгие годы сделал свое дело. Бережный ремонт и прогрев обоих среднечастотников выполнен «Студией винтажного аудио» Екатеринбург с соблюдением заводских технологий. С уцелевшего динамика были сняты все характеристики и воссозданы при замене гофров, выполненных индивидуально. На эти работы потребовалось более трех недель
Полученный звук HD-314i отнесу к одному из наиболее удачных проектов по модернизации АС. Полноценный во всем диапазоне, мощный, открытый (здесь отмечу вклад конструктивно доработанного конденсатора МБГО), эмоциональный даже на давно знакомых мелодиях. Если для кого важно, могу предоставить телефон владельца этой акустики.