Найти тему
Анатолий Обухов

Из Москвы в Иркутск пересекая границы.

Оглавление

Гадать какими алгоритмами авиаперевозчики формируют цены на свои услуги так же бесполезно как пытаться понять почему услуги такси то дороже, то дешевле. Тут знать надо одно — для капиталиста главное получить прибыль и самолет пассажирский он использует как средство получения дохода и нет тут ни какой романтики.

13 июля.

Красивая молодая прапорщик пограничник посмотрела на мой паспорт, потом на меня и строго скомандовала через стекло своей кабинки пограничного контроля вылетающих из России: - Смотреть на меня!

Я посмотрел в ее глаза и подумал: - Специально такую красивую сюда служить взяли?

Пограничница в отутюженной форменной рубашке, с ровными погонами прапорщика внимательно сверяла мою фотографию на паспорте и мое лицо: - Цель Вашего убытия в Киргизию?!

  • Турист! - ничего не придумал иного сказать я.
  • На какой период?!
  • На сутки, - соврал я, считая, что если я скажу, что всего на три часа, то стану казаться подозрительным типом.
  • С кем едете?
  • Один! - четко и громко произнес я.
  • Вы меня пугаете, - пошутила пограничница и засмеялась: - Едет на сутки, один, - произнесла она и посмотрела мне хитро в глаза, но очень внимательно.То ли от комичности ситуации, то ли от смущения, я в ответ на ее задорный смех оскалился в широкой улыбке, засмеялся и отвел глаза, чувствуя как мои щеки залились румянцем от смущения, а от того, что мое смущение наблюдают стоящие в очереди на пограничный контроль, я еще больше засмущался и с глупой улыбкой постарался смело посмотреть ей в глаза. И мы оба опять засмеялись. Тогда я повернул голову влево, посмотрел вдаль, выдохнул и сделав из последних сил серьезное лицо посмотрел опять ей в глаза.Она тоже справилась с собой, перестала смеяться и строго посмотрела мне прямо в глаза. Затем проверила каждую страницу моего паспорта под ультрафиолетовыми лучами специального прибора, затем задумчиво просмотрела три страницы. вздохнула и возвратила мне паспорт, а я пошел на досмотр моих вещей авиационной службой безопасности международного аэропорта «Жуковский».«Хорошо работает!» - подумал я о пограничнице: - «Заставила посмеяться, теперь сможет полностью составить мой портрет, в том числе такие особенности: какой прикус, все ли зубы на месте, есть ли коронки, симметричная улыбка или кривая и так далее».

За сутки до этого.

12 июня я узнал, что столица меня наконец-то отпускает и завтра я могу возвращаться в Иркутск. Под вечер позвонил помощнице с просьбой подобрать мне рейс самолета на 13 июля.

- Не успел ты... билеты стали за тридцать восемь, - ответила помощница, разглядывая информацию о билетах в Интернете: - Есть еще «Победа» за двадцать семь тысяч.

  • «Победа» двадцать семь тысяч?! - удивился я, что созданный для наказания грешников лукостер тоже поднял цены на свои билеты.
  • Да — вздохнула в трубку телефона помощница: - Что-то мне аж грустно стало.Я же говорю, видимо, все на Байкал собрались...
  • А остальные?
  • Остальные тридцать восемь и выше.
  • А самые дешёвые?
  • Это и есть самые дешевые.
  • Жуть!
  • Туристская территория епэрэсэтэ! Я сперва думала, что может на сегодня успеешь, но увидев цены, поняла, что лучше завтра. Москвичи рванули на Байкал.

Такой расклад дел меня не радовал. Быть мучеником «Победы» я не хотел, а еще мне не понравилось у все авиакомпаний на 13 число неудобное время вылета и прилета. В Иркутск я бы прилетел не позже четырех утра холодного сибирской ночи.

Внутренне поежившись от грозящего мне холода я понял, что очень не хочу прилетать в Иркутск в это время.

  • О! Я тут нашла билет за двадцать семь тысяч и разрешен багаж, - прервала мои раздумья помощница: - Но лететь с пересадкой...
  • Да по фиг! Готов!
  • … через Ош!
  • Это же Киргизия!
  • Да! Заграничный паспорт не требуется, виза не требуется. Летишь по российскому внутреннему паспорту. Вылет из «Жуковского» в двадцать тридцать, прибываешь в Ош в три сорок, затем делаешь пересадку и в Иркутск самолет вылетает половине седьмого утра. В Иркутске будет в двенадцать пятьдесят. До «Жуковского» ходит автобус экспресс четыреста сорок первый, от пятого выхода станции метро «Котельники». Время поездки час — два. Ну так, что? Готов?!
  • Я же там никого не знаю...
  • Зато приключения!
  • Ну тогда я согласен.
  • Возможно, у тебя будет возможность посмотреть город, правда ночью, но при условии, что самолет с Москвы прилетит без опоздания. Хотя ты в Ош прилетишь ночью. Не знаю, что там смотреть ночью. Ну на месте разберешься, хотя, конечно, надо учесть что предстоит пройти таможенный контроль и границу. Времени может не остаться на прогулку.

Через десять минут я был обладателем электронного билета на самолеты. В аэропортах мне нужно было лишь предъявить паспорт гражданина Российской Федерации.

Международный аэропорт «Жуковский».

Автобус экспресс везущий меня в город Жуковский оказался на половину пустым и было много свободных мест. Судя по наличию среди пассажиров подавляющего большинства киргизов я ехал в правильном направлении и не стоило волноваться.

Удачно стартовав в семнадцать часов местного времени, автобус успел проскочить начинающие формироваться по пути автомобильные заторы и через шестьдесят минут привез нас всех к белому двухэтажному зданию аэровокзала в «Жуковском».

По пути я отметил, что до мест общественного питания придется идти полчаса, но зато в отличии от аэропорта «Шереметьево» у путника есть выбор между ценниками в аэропорту и за пределами аэропорта.

Здание аэровокзала было выкрашено в белый цвет и изнутри тоже.

На входе в здание аэровокзала, пройдя рамку металлодетектора и дав себя ощупать мужику в форме, забирая потом рюкзак свой с ленты рентгенотелевизионного интроскопа, столкнулся взглядом со спаниелем черно-серой масти, который в паре с кинологом в пятнистой форме под осеннюю листву искал наркотики. Я никогда не видел столь осмысленный взгляд собаки. Пес смотрел на меня оценивающим взглядом снизу вверх и, словно, спрашивал: - Ну как дела, приятель?! Лапают? Ну так порядок такой. А я вот на службе. Наркотики ищу. А у тебя их нет. Можешь идти.

Регистрация на рейс уже шла и я подошел к свободной стойке, протянул свой паспорт симпатичной сотруднице аэропорта со словами:

  • Рейс две тысячи четыреста сорок семь.
  • В Ош?!
  • Так точно!
  • Багаж есть?
  • Есть! - ответил я и достав из рюкзака папку-сумку, поставил рюкзак на ленту транспортера.

- Стяните лямки на рюкзаке и застегните все застежки и карабины на нем, - попросила она, а затем отточенным движением навязала на ручку рюкзака специальную ленту с данными моего билета, шлепнула на него наклейку и протянула мне билет.

Проведя двадцать минут на втором этаже в поисках работающей розетки я пошел на таможенный пост.

Таможенник взглянул на меня и сказал: - Вам в этот проход.

Следуя его указаниям я оказался в очереди из киргизов, но через несколько минут был от туда вызволен пограничником в очередь для граждан Союзного Государства.

Таким образом для меня все эти процедуры прошли быстрее чем для иностранцев.

На нейтральной полосе

После прохождения пограничного контроля следовал очередной досмотр авиационной службой безопасности.

Как только я прошел сквозь арку металлодетектора мне дорогу перегородила молодая женщина на голову меня ниже, но в более тяжелой весовой категории и своим сильными руками стала водить по моему телу, прощупывая через одежду мои ребра, карманы, спину, ноги. «Обыск!» - догадался я.

После всех этих процедур я оказался в зале ожидания. В этом зале вообще не оказалось электрических розеток.

Тогда я выключил телефон для экономии заряда батареи, так как я не был уверен в возможности зарядить свой телефон в аэропорту Оша.

Вскоре нас пригласили на посадку в самолет. Я оказался единственным бледнолицым в этой компании пассажиров на самолет «Уральских авиалиний».

Нас рассадили в два автобуса и повезли под моросящим дождем к самолету А-321.

Возле самолета нас держали в автобусе десять минут, что вызвало недовольство нескольких пассажиров мужского пола.

Пока они возмущались, я сквозь мокрое стекло рассматривал стоящий вдалеке самолет ОКБ Мясищева «Антей», млея от возможности в живую лицезреть этот легендарный самолет, на спине которого до сих пор на стойках прикреплен огромный бак каплевидной формы.

Вскоре двери автобуса распахнулись, киргизы, почти все достали свои мобильные телефонные устройства и стали делать селфи и видеозапись по пути к трапу самолета, не смотря на запрет вести фото и видеосъемку на аэродроме в Жуковском.

К моему удивлению многие киргизы летели семьями и с маленьким детьми, в том числе с грудными младенцами, которые то по очереди, то все вместе ревели на весь самолет, видимо утомленные таким путешествием.

В самолете стюардессы всех мам с грудничками подробно проинструктировали и помогли пристегнуть детей специальными ремнями безопасности.

На этом рейсе не было бизнес-класса, все места были «эконом».

Я впервые оказался в самолете А-321 и стал сравнивать с его одноклассниками Боингом-737 и Ту-204.

Ту-204 мне показался более комфортабельным для пассажиров чем самолеты Боинга и «Аэрбаса».

У А321 оказались удобнее чем в Боинге багажные полки, чуть шире проход между кресел, а вот сами кресла оказались как у Боингов «Победы» - без подголовника и без чехла на них, что превращает эти самолеты с их обивкой кресел из кожзама в подобии автобусов с жестким салоном. Я с ностальгией вспомнил мягкие кресла в салонах советских самолетов, да к тому же в чехлах из ткани, что гораздо приятней, как междугородный автобус с мягким салоном.

Когда я попытался положить голову на спинку сидения, то она у меня чуть не запрокинулась в соседний ряд. Так как мое место оказалось по середке и не было возможности прислониться к борту самолета, я понял, что мне с моим высоким ростом поспать в полете не удастся, так как некуда прислонить голову.

Сидящий справа от меня у иллюминатора паренек киргиз кому-то отправлял по «Ватсапу» видеозапись на которой я увидел себя в процессе восхождения по трапу.

Пассажиры нашего рейса игнорировали требования стюардесс перевести электронные устройства в режим «Полет на самолете» или вообще выключить. Кто-то разговаривал по телефону, кто-то отправлял друзьям и родне фотографии и видеозаписи.

Севший слева сосед мужчин лет пятидесяти, с уже седыми на висках волосами поздоровался на русском языке и спросил мое имя. Я представился.

Второй его вопрос был: - Анатолий, Вы курите?!

Я ответил отрицательно, а он сказал, что употребляет насвай и не может ни как отказаться от этой вредной привычки.

Стюардессы перед взлетом провели инструктаж для пассажиров.

И в лучах закатного Солнца мы взлетели и полетели в Ош.

Так началось мое путешествие по одному из катетов равнобедренного треугольника, гипотенузой которого являлась трасса Москва — Иркутск, но я выбрал катеты, считая, что кроме экономической выгоды организм гораздо легче перенесет такое путешествие, хоть оно вместо шести часов затратит у меня одиннадцать часов, но с возможностью размяться в транзитном аэропорту.

Полет в Ош.

После набора высоты пассажирам разредили отклонить спинки сидений и по громкой связи что-то невнятное объявила старшая бортпроводница. Единственное, что мы смогли разобрать «Бортовыми проводниками будет проведена реализация продукции авиакомпании». И тут же с ловкостью факира другая стюардесса, пятясь назад, выкатила за собой специальную тележку с коробочками лапши моментального приготовления, соками и газировкой, а также с кипятком.

Бойкая торговля продолжалась около 50 минут.

Мой взрослый сосед спросил меня: - А нас кормить разве не будут?

  • Будут, но попозже.

И тут я вспомнил, что сдавая рюкзак в багаж оставил в нем кошелек.

  • Интересно, - подумал я: - У меня украдут кошелек или нет?

Прошел час. По громкой связи опять невнятно выступила старшая бортпроводница и тут же ее младшая коллега вкатила тележку с напитками и рогаликами с сыром, листьями салата и с тонким ломтиком ветчины.

  • А это за деньги? - спросил меня взрослый сосед.
  • Нет, - ответил я, помня условия перевозки пассажиров этим рейсом.

Стюардесса с тележкой раздала всем пассажирам по рогалику и по стакану напитка.

Так прошел еще один час ночного полета.

Мой словоохотливый сосед рассказал мне о своей работе на стройках в России, о своей семье, которая летит с ним: сын старший закончил институт и получил специальность экономиста; второй сын пока еще студент; дочка скоро уедет учиться во Францию и во всю учит французски язык, что бы потом получить гражданство Франции; младший же сын мечтает поступить в летное училище, но на его учебу нет уже денег.

Так за нашей беседой прошел еще один час полета и по громкой связи передали о начале снижения самолета для посадки в аэропорту Оша. В иллюминаторе показался город с освещенными улицами, а размером не уступающий Москве, что меня слегка удивило.

На мой вопрос сосед ответил, что Ош второй по численности город Киргизии, а в самой республике проживает семь миллионов жителей.

Во время посадки, на пробеге самолета пассажиры стали неистово хлопать в ладоши, словно просили экипаж повторить полет на бис. Я никогда в своей жизни не видел и не слышал таких оваций экипажу.

Ош.

После остановки самолета на перроне, не смотря на близость здания аэровокзала, до которого можно было за минуты две дойти, нас всех этот путь заставили проделать на автобусах.

Переход границы был безболезненным, только немножко постоял в общей очереди лениво читая все надписи на на стенах, на информационных стендах и на табличках, заполненные словами на киргизском, на русском и на английском языках.

Форма у пограничников Киргизии похожа на нашу, а погоны подавно, что позволяло мне легко читать звания, а общение со мной на русском языке не вызывали у меня ни какого дискомфорта.

В отличии от пограничной службы ФСБ России, в Киргизии, при сверке документа удостоверяющего личность с лицом, предъявившим такой документ, пограничник не смотрит пристально в глаза, а за него это делает видеокамера, а дальше уже электронно-вычислительная техника сверяет фотографию в паспорте и черты лица пассажира проходящего контроль.

Ни каких вопросов мне о цели прибытия задано не было, как и не было задано вопросов таможенниками.

В зоне выдачи багажа я выловил с ленты транспортера свой рюкзак и положив его на скамейке проверил наличие кошелька и содержимого.

Все было на месте, но кто-то зачем-то засунул мне в рюкзак чью-то полиэтиленовую обертку, скомкав ее до размера шара диаметром около одного дециметра, что меня очень удивило: - Так и наркотики подбросить могут, подумал я, - и повторно проверил рюкзак, уже на наличие посторонних предметов. Ничего не найдя постороннего в рюкзаке и игнорируя настойчивые предложения торговцев сим-картами приобрести у них местный номер телефона, я подошел к сотруднику аэропорта и спросил:

  • Мне нужно сделать пересадку на другой рейс, куда мне идти?
  • Вам нужно выйти на улицу и зайти в здание аэровокзала, вон в ту дверь, - ответил мне на чистом русском языке сотрудник аэропорта и рукой указал направление.

На улице было 26 градусов тепла, что очень было приятно после четырех суток дождей в Москве. Небо было черным и где-то трещали не то кузнечики, не то цикады, своим пением перекрывая городской шум, так как привокзальная площадь была заполнена прибывшими и убывающими пассажирами, провожающими и встречающими их людей, а за рядком деревьев, отделяющими площадь от города урчали своими двигателями автомобили и автобусы.

Над зданием аэровокзала символично висел тонкий серп стареющей Луны, а на противоположной стороне улицы в темноте виднелась мечеть.

Увидев своего соседа с самолета с его семьей на площади, я попросил их меня сфотографировать на мое мобильное устройство, потом мы попрощались и я пошел в здание аэровокзала борясь с сильным желанием хоть немного посмотреть город Ош. Но благоразумие взяло вверх и я решил не искушать судьбу и не шарахаться по незнакомому городу ночью, не брать такси и не ехать на смотровую площадку встречать рассвет под пение муллы с минарета мечети, приглашающего правоверных совершить утренний намаз.

Регистрация на рейс прошла быстро, таможня и пограничники опять меня пропустили без лишних вопросов, а на досмотре все разувались и проходили через детектор в бахилах, пока их обувь с остальными вещами совершала медленное путешествие по ленте интроскопа.

В зале ожидания я наконец-то нашел работающие электрические розетки и стал заряжать телефон. Отключил режим «В самолете» и поучил от моего телефонного оператора связи сообщение о ом, что я в Киргизии и теперь все входящие и исходящие платные. Я поразмыслил и опять перевел телефон в режим « В самолете».

Когда стало скучно сидеть я прогулялся до буфета и сравнил цены с ценами в российских аэропортах. В аэропорту Оша цены гораздо ниже!

Аэропорт Оша оказался с низкой посещаемостью самолетами и при мне кроме нашего рейса из Москвы прилетело еще самолет авиакомпании «Аэрофлот».

Затем «Уральские авиалинии» и «Аэрофлот» забрали своих пассажиров, в том числе единственного среди пассажиров русского молодого мужчину, и улетели. Народ скопился у огромных окон на всю стену, оживленно фотографировал и снимал взлет самолетов, а затем раскидывал своим друзьям, родственникам и близким через Интернет.

В шестом часу из-за горизонта выскочило красное Солнце и стало быстро подниматься по небу меня постепенно свой цвет на оранжевый, а потом на желтый. В лучах дневного светила картина мира вокруг прояснилась и тучи на горизонте оказались на самом деле величественными горами, самыми высокими из увиденных мною в жизни.

В Иркутск!

В шесть утра улетающих в Иркутск пригласили в самолет А-320 местной авиакомпании «AERO NOMAD”.

Мое место оказалось у иллюминатора по левому борту, соседкой оказалась женщина бальзаковского возраста, которая поздоровалась со мной и спросила мое имя. Я ей ответил, на что она сказала: - Очень приятно, Анатолий, а мое имя Жаннет.

  • Жаннет? Переспросил я?
  • Жаннет, - кивнула она и спросила как пристегнуться ремнем безопасности, так как у нее не получалось.

Я осмотрел лямки ремня на ее месте и нашел, что просто застежку кто-то неправильно установил на ремень вверх тормашками. Я посоветовал эту лямку просто перевернуть и спокойно пристегнуться.

Прошла стюардесса и раздала по леденцу каждому пассажиру.

Потом провели инструктаж по мерам безопасности на киргизском и русском языках.

Эта авиакомпания не постеснялась на подголовники пассажирских кресел надеть белые наволочки, от чего самолет выглядел нарядным.

В половине седьмого по местному времени наш самолет взлетел на северо-восток и пошел через высоченные горы, в складках вершин которых не таял снег.

Потом под нами проплыла местность похожая на пустыню, так как я разглядел барханы. В это время мы должны были уже лететь над Казахстаном.

Увидели мы и лазурные воды теплого Балхаша — озера, где часть его с пресной водой, а другая с соленой.

После пролета Балхаша пассажирам раздали булочки с листом салата, сыром и ветчиной и по стакану напитка на выбор от чая до газировки.

Через четыре часа после взлета мы приземлились в Иркутске. И опять бурные овации экипажу.

Вывод.

Летать в Москву через Ош и обратно в Иркутск можно! Проверил на себе.

Ни каких трудностей.

Иные плюсы, кроме дешевизны такого пути: дважды покормят — по одному разу на каждом участке (рейсе), легче организму вытерпеть такое путешествие, чем сидеть шесть часов прямого рейса, так как оба рейса к Ошу и из него по четыре часа. Затем, пока производишь пересадку, невольно разомнешься. Цены в аэровокзале Оша на продукты питания дешевле чем в Шереметьево и в Иркутском аэропорту. Для любителей приключений есть возможность погрузиться, хоть и не надолго в историю и культуру народов Средней Азии. Можно устроить небольшую экскурсию заказав такси еще до вылета в Ош. Вас встретят в аэропорту и успеют свозит на смотровую площадку на горе Сулейман-Тоо, где встретите рассвет под пение муллы с минарета.

Минусы такого путешествия: оно дольше на 5 часов в сравнении с прямым рейсом, более длительные процедуры прохождения всевозможного контроля, ведь придется четыре раза пересечь государственные границы, а еще у любого прилетевшего в Россию из-за рубежа еще берут мазок из носа на наличие вируса CОVID-19 огромным ершиком на длинном прутике.

На момент написания этого текста дешевый билет в Москву из Иркутск был через Улан-Удэ, а обратно дешевле транзитом через город Мирный авиакомпанией «Алроса». Вот такая нынче в нашей стране занимательная математика с билетами на самолеты.

Анатолий Обухов.