Помнится в юности завидовала киношной героине Шуре в Гуссарской балладе. Такая она смелая, деятельная..
А кто не смотрел советский прекрасный фильм-мюзикл 1962 года «Гусарская баллада»? Ну тот где бравого корнета мыша пугает до обморока. Прекрасная Лариса Голубкина там отлично перевоплощалась из сорви-голова в жеманную девицу. Чего только не сделаешь когда замуж не хочется! Хотелось девке приключений. Ну она себе их и устроила. Хотя литература и кинематограф всё же очень смягчили историю тех лет.
Да, была такая девица в России. Можно сказать первая в русской армии женщина-офицер. Девочка появилась на свет в семье вздорной дочери полтавского помещика, вышедшей замуж против воли родителей Надежды Ивановны Александрович и гусарского ротмистра Андрея Васильевича Дурова. В середине сентября 1783 года крикливое создание, вся в матушку, заявило о себе миру. Матушка Наденьки была весьма вспыльчива, а уж когда отражение собственное всё время донимает - можно не просто вспылить или осерчать, но сделать невообразимое: поговаривают годовалая Наденька как-то расстаралась и довела матушку до белого каления настолько что вылетела в окно кареты.
Гусары не дали пропасть младенцу, а отец отдал дочь на воспитание денщику по фамилии Астахов. Первыми её игрушками были барабан, сабля и лошадь, а люлькой седло.
Опосля отставки главы семейства, семейство обосновалось в городке Сарапул Вятской губернии, где Андрей Васильевич служил городничим. И девочку снова попыталась воспитывать матушка. Попытки приучать девочку к приличным женским занятиям потерпели неудачу. Отец подарил Надюше черкесского коня Алкида, прогулки по полям на нём стали любимым занятием девушки.
В итоге кое-как матушка выдала непутёвую дочь замуж когда той стукнуло восемнадцать лет за судебного заседателя Василия Степановича Чернова. Через положенное время в молодой семье родился сын Иван. И, как и следовало ожидать, к сыну материнских чувств Надежда Андреевна не испытывала, да и мирного сосуществования супругов не наблюдалось. И Надежда ушла от мужа, оставив ему сына, в отчий дом. Конечно матушка была в гневе! А девице всего двадцать с хвостиком. А у неё ветер и романтика в голове. А тут казачий есаул молодой-красивый… В общем села Наденька на Алкида да и уехала вслед за полком, оставив платье дамское на берегу реки Камы.
Долго ли жила Дурова со своим есаулом под видом денщика - не знаю. Но и он был оставлен девицей. Правда тут был виноват скорее устав: казаки обязаны были носить бороды. А откуда у девицы такое украшение? Дурова перебралась в кавалерийский Коннопольский уланский полк (уланы бород не носили) и поступила на службу, назвавшись дворянином Александром Васильевичем Соколовым, в звании «товарищ» (чин рядовых дворянского происхождения).
Девица принимала участие в битвах при Гуттштадте, Гейльсберге, Фридланде, была одним из известных героев Отечественной войны 1812 года. Была в Тильзите, во время подписания Тильзитского мира. И набралась храбрости написать батюшке письмо, в котором она просила прощения, оно то и стало ошибкой.
Батюшка, возжелал вернуть дочь в лоно семьи. Были подняты связи для розыска блудной дочери. Письмо показал дядя девушки своему другу генералу, и вскоре о кавалерист-девице стало известно государю-императору Александру I. Привезли девицу в стольный град Санкт-Петербург к императору. Опосля беседы с Надеждой Андреевной император разрешил ей остаться в армии, вручил ей солдатский Георгиевский крест, произвёл в корнеты, перевёл в элитный Мариупольский гусарский полк. Подарил имя своё новоиспеченному корнету и получил производную фамилию от девичьей фамилии матери- Александров. Но взял император и слово с девицы никогда никому не признаваться, что она женщина. Дурова с держала слово до конца своих дней.
После этих событий на пару лет уехала гусар-девица к батюшке в Сарапул к отцу. Но долго сидеть спокойно не смогла и вернулась в ряды регулярной армии. Правда уже в Литовский уланский полк, где и служила до выхода в отставку в 1816 году. Из гусаров пришлось уйти по меркантильным причинам: не было денег на покупку очередного шитого золотом гусарского мундира. И, матримониальная причина была: командир полка был недоволен, что «Александр Андреевич» не делал предложение его дочери, влюблённой в него.
В 1816 году уступив батюшкиным мольбам ушла в отставку из ординарцев Кутузова в чине штабс-ротмистра. Жила то в Сарапуле у батюшки, то в Елабуге у младшего брата Василия Андреевича Дурова .
Финал жизни Дурова провела в маленьком домике у брата в окружении своих многочисленных собак и кошек. Умерла Надежда Андреевна 21 марта 1866 в возрасте 82 лет, похоронена на Троицком кладбище. Она завещала отпевать себя как раба Божьего Александра, но священник нарушать церковные правила не стал. При погребении ей были отданы воинские почести.
Была она ине дурным писателем. Самое известное произведение , естественно, "Записки кавалерист-девицы". Тайну "девицы-кавалериста" впервые раскрыл А.С.Пушкин.
Что же до сына её? Сын Василий Чернов воспитывался в Императорском Военно-сиротском доме, откуда был выпущен в чине 14-го класса, проще говоря по гражданскому табелю - Коллежский регистратор, в возрасте 16 лет по состоянию здоровья.
Записи в метрических книгах Вознесенского собора города Сарапула сохранили свидетельство крещении Ивана, как впрочем и запись о венчании родителей его.
Юноша писал матери письмо, спрашивая её благословения на брак. Та прочитав обращение к себе сына «маменька», не читая отправила оное в огонь. И благословила только после того как сын прислал ей письмо с обращением Александр Андреевич.
Коллежский советник Иван Васильевич Чернов ушёл из этого мира на 10 лет раньше непутёвой матушки на 53-м году жизни. Женой его, вероятно, была Анна Михайловна, урождённая Бельская, скончавшаяся в 1848 году в возрасте 37 лет.