Попалась мне на глаза выдающаяся, без преувеличения, история, которая уже некоторое время кочует по сети за подписью разных авторов:
Если кому-то не хочется читать длинный пост, то кратко резюмирую. История с претензией на юмор о том, как дедушка готовил пятилетнюю внучку к утреннику в детском саду. Он выучил с ней двусмысленное и очень неоднозначное стихотворение, чем фактически сорвал детский праздник.
Написана история мастерски, человеком, несомненно, талантливым и с отличной фантазией. Понятно, что это выдумка от первого до последнего слова, понятно, что никакой цели, кроме развлечения аудитории, сей шедевр не преследовал, однако меня, как обычно, утянуло в занудство. Я задумалась о том, как бы это все выглядело, будь история реальной.
Итак, представим. Группа готовит утренник, репетирует примерно месяц: танцы, песенки, стихи. Готовятся дети, переживают воспитатели и музработник - как бы кто-нибудь не заболел в самый последний момент. Дети есть дети. Родители готовят наряды. Да, какие-то детали костюмов выдадут в садике, но как девочке без нарядного платья? Правильно, никак.
В день утренника воспитатели невероятно красивые, в праздничных платьях, с прическами и - что бывает далеко не всегда - с макияжем. Родители отпрашиваются с работы, чтобы прийти пораньше, помочь ребенку (а иногда и нескольким - у кого родители не смогли прийти) переодеться, заплести косички, завязать бант или прицепить его на заколках.
Дети тоже очаровашки. Волнуются. Они уже не совсем малыши, средняя группа, понимают ответственность. Волнуется и музработник - сегодня на празднике должен быть не только методист, но и заведующая. Нужно, чтобы все прошло идеально.
Родители занимают места, готовят камеры и телефоны. Скорее всего, в зале есть и стационарная камера - снимать весть праздник для отчета "наверх".
И вот выходит милая девочка и читает сильно взрослое стихотворение. Дети, которые, как и сама исполнительница, не понимают глубинного его смысла, переживают за судьбу насекомого - им страшно. Родители, которые ПОНИМАЮТ - им, возможно, страшно вдвойне, как и воспитателям (сейчас мне пришло в голову, что мы не знаем, в каком году сие произошло - возможно, что и в СССР). Очень интересно об этом стихотворении написано здесь:
Помните – это 1934-й год. Как тараканов никто не считает, когда давят их или травят, так же никто не считает и людей в некоторые исторические эпохи. Олейников это чувствует, про людей писать ему нельзя. Он пишет про тaрaкaна. И всё здесь есть, и разлучение семей, слезы ребенка. И все вивисeктoры во имя науки его кромсают. И они ему заранее объяснили, что души не существует, что печенка, кости, сало – вот что душу образует.
Трагедия XX века, отраженная на маленькой взятой душе, столь маленькой, что ее можно, не обижая, таракашкой назвать.
...Одна родственница моей матери (со стороны мужа) очень гордилась тем, что ее сын в неполные три года, еще толком не выговаривая все буквы, выучил стихотворение "Бородино". Безусловно, он не слишком хорошо понимал, о чем оно, но мама сказала - выучить, он выучил. У детей память цепкая. Выучил. Но Лермонтов все-таки не Олейников. Да и цель у мамы была довольно невинная: на семейных торжествах демонстрировать своего мальчика-вундеркинда (нет, гением он не стал, закончил школу на "4" и "5", поступил в институт в Перми).
А какую цель преследовал дедушка в нашей истории? И чего достиг?
Да, родители ребенка хохотали до упаду (я не поняла, были ли они на празднике или знают только по рассказу воспитательницы). Это плюс. Дед тоже остался доволен. Это тоже плюс. Девочка получила ценный опыт. И это несомненный плюс.
Теперь про минусы. Сорванный праздник - вспоминаем про "уводили плачущих детей" - для детей, которые готовились и мечтали выступить перед родителями. Сорванный праздник и испорченное настроение у родителей, которые пришли посмотреть на детей, а не послушать политические выступления.
Воспитатели, музработник, методист и заведующая, очень возможно, получат "по шапке", могут и премии лишиться, если кто-то из родителей пожалуется "куда надо".
И - внимание - вопрос. Как к девочке будут относиться в садике ближайшие два года (старшая и подготовительная группа)? В идеале - просто не будут выпускать на праздники. Во избежание, так сказать. В худшем (увы, воспитатели иногда бывают злопамятными) отношение к ребенку сильно изменится и в повседневной жизни. Стоило ли оно того?
P.S. А дедушка, между тем, на праздник НЕ ПРИШЕЛ. В смысле, полюбоваться проделанной работой. Насколько я знаю, это называется "провокатор". Дедушка-провокатор...