Многие из нас услышали это название совсем недавно - Чонгарский мост, и каким бы не был повод для этого, знать славную и увлекательную историю этого сооружения будет совсем не лишним. Тем более, что когда-то этот мост имел такое же стратегическое значение как ныне Крымский мост.
На самом деле правильно говорить не Чонгарский мост, а Чонгарские мосты - во множественном числе. Так как моста там три.
Крым связан с материком через Перекопский перешеек, и там никаких мостов не нужно. Но если вы посмортрите на карту, перешеек находится сильно западнее, а из центральной России кратчайший путь на полуостров через залив Сиваш.
Поэтому уже в начале XIX века в районе 1836 года был построен мост, создав таким образом вторую сухопутную альтернативу естественному пути по Перекопскому перешейку. Учитывая уровень развития техники тогда, думаю для России строительство такого моста было ничуть не менее великим делом, чем для современной России моста Крымского.
Мост, кстати, довольно скоро пригодился: Чонгарский мост имел важнейшее стратегическое значение для России: по нему осуществлялось снабжение российских войск, участвовавших в Крымской войне.
Кстати, как вам такие параллели? Россия тогда воевала против объединенного Запада, а Чонгарский мост рассматривался им как важнейшая цель. От диверсий его охранял отряд князя Лобанова-Ростовского. Наверное неплохо охранял, про успешные диверсии я ничего найти не смог.
Но почему я сказал, что мостов несколько? Дело в том, что сегодня существует железнодорожный мост, и два автомобильных, один из которых, старый, сейчас не используется.
Железнодорожный мост и дамба перекинуты через залив Сиваш на перегоне Новоалексеевка — Джанкой, а автомобильный мост перекинут через Чонгарский пролив и соединяет полуострова Чонгар (Херсонская область) и Тюп-Джанкой (Крым). Рядом находится и старый мост, построенный в 50-х годах XX века, но он обветшал, поэтому в 1992 году было начато строительство нового моста, который был торжественно открыт всего лишь через 9 лет в 2001 году.
Такая вот забытая «Калитка в Крым», так Чонграский мост прозвали еще в начале XIX века, сегодня вновь становится стратегической «калиткой». История любит повторяться.