Основные принципы образования наследников престола и великих князей в Российской империи были заложены в эпоху Екатерины II. Императрица видела в неподобающем воспитании все дальнейшие проблемы, с которыми монархи сталкивались во взрослой жизни. Именно поэтому русских императоров стали растить в соответствии с довольно жёсткими правилами.
К первому уроку
В системе «придворной педагогики» большое внимание уделялось изучению иностранных языков и чтению. «Заморские наречия» предлагалось учить с помощью носителей, поэтому в штат чуть ли не сразу после рождения наследника зачисляли жителей других государств. Такой подход давал плоды. Екатерина о своём четырёхлетнем внуке Александре писала, что он очень хорошо понимает по-немецки, по-французски и по-английски.
Что касается чтения, то список книг, обязательных к прочтению, был довольно внушительным. В основном в нём фигурировали сочинения по античной истории и философии.
В расписании стояли занятия по физике, химии, астрономии, математике, географии, но всё же акцент делался на дисциплину, чем-то напоминающую современное обществознание. Юным правителям старались привить, что государь должен быть в первую очередь не физиком, натуралистом или юристом, а «честным человеком и просвещённым гражданином».
При этом будущие монархи грызли гранит науки не в гордом одиночестве. Из числа учащихся лучших учебных заведений Петербурга и Москвы отбирали самых одарённых. Они-то и получали право заниматься в том же учебном классе, что и престолонаследник. На летних каникулах цесаревич вместе со своими одноклассниками отправлялся в «ботанические и мореходные» прогулки. Совместное обучение было призвано добавить в образовательный процесс соревновательности, а у «главного ученика» сформировать волю и характер.
Физкультура и труд всё перетрут
Тренировали также физическую выносливость и силу. Наследников престола закаливали с детства, никогда не перекармливали, а спать они должны были на твёрдых матрасах. Кроме того, регулярно устраивались своеобразные проверки – например, под окнами детской частенько стреляли из пушки (так будущих русских императоров приучали к резким и громким звукам).
В обязательную программу входили также танцы, верховая езда, фехтование и гимнастика. А в XVIII веке были заложены традиции трудового воспитания. В зависимости от эпохи, цесаревичи кололи дрова, пахали, вскапывали грядки, работали у станков, переносили тяжёлые вещи.