Разница между двумя любыми отдельно взятыми людьми укладывается всего в 0,1 % нашего генетического кода. Но в эту разницу помещается все: и совершенно отличный тип внешности, и некоторые характерные болезни, связанные с расовой и даже этнической принадлежностью. Тем не менее, все мы – единый вид, представители которого могут смешиваться друг с другом и давать плодотворное потомство.
Но когда-то человечество было еще более монолитно. Поскольку все мы вышли из Африки, первые homo sapiens были темноволосые и темнокожие, и имели черные или карие глаза. Это вообще типичная для нас внешность, которая была хорошо приспособлена для данной среды обитания.
Тон кожи определяется количеством содержащегося в ней меланина – специального пигмента, который помогает защищать организм от вредных для него ультрафиолетовых лучей. Поскольку уровень УФ-излучения тем выше, чем ближе к экватору, ранние люди обладали исключительно темной кожей. Она появилась еще более миллиона назад, и была характерна для всех ранних представителей биологического рода homo.
Цвет кожи был однородным еще 70 тысяч лет назад, когда уже появился человек современного типа, но древние люди сравнительно недавно покинули Африку. В то время они уже имели те или иные расовые признаки, близкие к современным. И разница между двумя соседними первобытными общинами или даже внутри них могла быть довольно велика. Но, как таковых, рас, как единых групп, еще не существовало.
В период между 40-20 тысяч лет назад в связи с адаптацией к новым условиям существования тон кожи у европейцев и азиатов начал меняться – опять же, о появлении рас в то время говорить нельзя. Чем дальше наши предки удалялись от экватора, тем меньше у них становилось меланина, поскольку защита от ультрафиолета уже не являлась актуальной.
Зато со временем им потребовалось больше витамина D, который в норме вырабатывается под лучами солнца. Темная кожа мешала этому естественному процессу, а возможность получить его из рыбы и мяса люди утратили в ходе неолитической революции.
Когда охота и собирательство сменились даже самым примитивным сельским хозяйством, еды стало больше и численность человеческой популяции увеличилась. На всех добычи уже не хватало, животные белки тогда составляли не более 5 % рациона. И в результате люди впервые в истории заметно побелели. Первоначально случилось это более 10-ти тысяч лет назад в районе Восточной Анатолии и Южного Кавказа, то есть, там, где местные жители перешли к возделыванию земли первыми. Но те же самые процессы по тем же причинам шли на востоке Евразии.
Но рас в то время все еще не существовало.
Они сложились в интервале между 10-7 тысячелетиями назад, что было связано с переходом от присваивающего хозяйства к производящему. Ранние земледельцы приросли в числе, а потому их физические признаки быстро стали преобладающими. Со временем эти группы поглотили соседние популяции.
Такие видимые различия, как тон кожи, цвет и разрез глаз, цвет и форма волос, форма лица являются результатом адаптации к той или иной среде обитания. И, частично, искусственного отбора, поскольку некоторые черты считались предпочтительными в эстетическом плане. Кожа менялась в зависимости от широты проживания популяции и продуктов питания. Эпикантус, по всей видимости, развился для защиты от сильных ветров и солнечной слепоты. Форма носа связана с теплым или прохладным климатом.
Большую часть человеческой истории мы были кочевниками. И даже к земледелию перешли не одномоментно. Людей в то время было немного, а расстояние между ними достаточно велико. Поэтому инбридинг (близкородственное скрещивание) являлся вполне обычным явлением. Конечно, это было не создание пар между братьями и сестрами, родителями и детьми, бабушками и дедушками. Но союз между двоюродными и троюродными родственниками случался довольно часто.
Поэтому у людей сравнительно быстро сконцентрировались определенные черты, которые были вызваны либо приспособлением к местным условиям, либо случайными мутациями. Со временем они стали доминирующими. А когда эти группы перешли к сельскому хозяйству, они очень скоро поглотили остальных.