Найти тему

Зеленый кувшин революционного Иогансона. Картина "Девочка с цветами"

Хочу продолжить начатую тему о «внезапных» букетах на полотнах художников «Девочкой с цветами» Бориса Иогансона. С ней у меня есть маленькая личная история.

Б. Иогансон «Девочка с цветами» (1959)
Б. Иогансон «Девочка с цветами» (1959)

В школьные годы был у меня небольшой альбом Иогансона из собрания Третьяковской галереи.

Там, среди темных полотен с напряженными лицами борцов за правое дело и героев, вдруг на одной из страниц возникал Свет.

Это был портрет девочки, сидящей у окна рядом с большим букетом полевых цветов в зеленом кувшине.

И так мне нравились и этот свет, и этот букет, что пыталась его копировать. Помню, что это был простой серый картон, покрытый ароматным подсолнечным маслом (вычитала где-то в советах юным художникам) и какие-то самые простые масляные краски из тех, что продавались в «Детском мире». Потом этот картон долго висел у меня над школьным столом, но с течением жизни пропал. Может лежит где-то на даче в папке с детскими рисунками.

Сейчас думаю – какое это удивительное дело. Как у человека очень не простой и не прямой судьбы появилось столь лиричное полотно.

Родился в 1893 в семье служащего шведского происхождения Вальдемара Карловича Иогансона и кн. Ольги Константиновны Радленской (Иогансон). Дед был основателем технического училища, которое будущий художник закончил в 19 лет. Потом Московское училище живописи, ваяния и зодчества, работа художником-декоратором в театрах Красноярска.

А потом в стране случился перелом эпох. Белая гвардия, служба у Колчака, побег, скитания, тифозный госпиталь, Красная Армия. Мы можем только догадываться, что творилось в душе у юноши, жизнь которого выделывает такие кульбиты.

После Иогансон становится одним из наиболее значительных представителей советской станковой живописи середины XX века, педагогом, Президентом Академии художеств СССР. Понятно, что фигура его не столь однозначна. Но не будем сейчас говорить и думать о том, какие жертвы ему пришлось приносить и на какие компромиссы идти.

Давайте лучше о девочке. Специалисты считают, но не до конца уверены, что это – внучка художника.

Сколько воздуха, летнего света и тепла, лугового аромата в картине.

-3

Как вещественен букет полевых цветов в зеленом кувшине: ромашки, клевер, травы. "...Зеленый цвет… есть цвет земного самоудовлетворенного покоя". "...Он [зеленый] ничего не требует, он никуда не зовет. Это постоянное отсутствие движения является свойством, особенно благотворно действующим на души усталых людей… Если вывести абсолютно-зеленое из состояния равновесия, то оно поднимется до жёлтого, станет живым, юношески-радостным. (В. Кандинский).

Девочка присела перед окном. Мне кажется – она разбирает схему для вышивания: цветные нитки и ножницы лежат на окне. Удивительное выражение лица: думающее, сосредоточенное, светлое.

Все это – тихое счастье, родной очаг, пусть и не декларируемый явно в ту эпоху, но важный смысл бытия. И может благостное и радостное равновесие между наступающим покоем и живой юностью: жизнь продолжается.