Вы наверняка хоть раз в жизни приносили с летней прогулки трогательный букетик полевых цветов.
Давайте поищем такие букеты на картинах художников. Особенно в этом цикле статей хочу отметить мастеров, от которых не ждешь произведений в столь «несерьезной» теме.
Начну с Владимира Михайловича Конашевича. Не сомневаюсь, что тоненькие книги со сказками Пушкина, Чуковского, Маршака, Андерсена и рисунками Конашевича были и в вашей семье. Сказочные миры в затейливых декоративных арабесках.
Лет пять назад в Инженерном корпусе Русского музея была выставка Конашевича. Первая за четверть века. И он вдруг открылся для меня с неожиданной стороны: как мастер лиричных натюрмортов и пейзажей. Выставка, кстати, так и называлась: «Конашевич. Известный и неизвестный».
Сделала несколько кругов по залам, замирала от восторга: хотелось подробно рассматривать каждый лист мягкой, текучей, широкой живописи.
Конашевич в Павловске
С 1918 по 1926 год Конашевич работал реставратором, научным сотрудником, помощником хранителя музея в Павловске, а в свободное время рисовал. Очень его понимаю: в Павловске руки невольно тянутся к карандашу и бумаге. Владимир Михайлович приводил в порядок дворцовые архивы, воссоздавал обстановку залов дворца, готовил временные выставки, создал путеводитель.
За серию цветных литографий о Павловске художник получил почетный диплом на Международной выставке художественной промышленности и декоративных искусств в Монца-Милане.
В интернете можно найти копию редкой книги видов Павловска с авторскими литографиями Конашевича, изданной тиражом 25 экземпляров. По воспоминаниям коллег он делал их без предварительных эскизов, с двух или трех камней. Надо понимать, что гравюра - это не карандашный рисунок, исправить ничего нельзя, необходима точность пятен и штрихов.
Я очень люблю Павловский парк, который свободно и вольготно возлежит в долине реки Славянки и отлично узнаю его на гравюрах Конашевича, где в изменчивом, мягком движении линий и пятен сочетаются и живут вместе архитектура и природа.
Дочь художника Ольга вспоминала: «Летом папа очень часто ходил в парк на этюды... Работал он всегда очень напряжённо, быстро, не отвлекался и не давал себе расслабнуть до самого конца».
В начале Великой Отечественной войны художник переехал из Павловска в Ленинград, где пережил всю блокаду. Работал, рисовал, даже сделал выставку в 1943 году. Но весь его павловский архив погиб, удалось спасти лишь десятую часть.
Давайте полюбуемся на листы, которые экспонировались на выставке в Русском музее. Это и сохранившиеся довоенные работы, и более поздние, последнего периода жизни художника в Ленинграде.
Цветы и букеты Конашевича
Пряный аромат букета цветов и трав, книжка в тканевой обложке, окно, открытое в вольготное теплое лето. Художник управляет взглядом зрителя ритмом теплых коричневых и розовых пятен, которые зовут нас на реку.
Может быть герой картины - студент, которому надо готовится к экзаменам, но так манят вода и вольный летний воздух.
Еще один букет в простой стеклянной банке. Очень нежный, свежий, утренний и романтичный. Ждет чьего-то пробуждения?
И еще одно окно с букетом. Решено почти графически: темные тяжелые пятна зеленых листьев и порхающие над ними штрихи-былинки создают ощущение дуновения свежего ветерка.
Статью об окнах на картинах художников можно почитать тут.
А здесь праздничный натюрморт, решенный крупными локальными пятнами. Яркий, выпирающий желтый бьет в нос зрителя ароматом бананов и мимозы.
Удивительные натюрморты тушью и акварелью. Напоминают тонкую, немного нездешнюю восточную живопись. Портреты цветов. У каждого - свой характер.
Интересно, что такой прием, напоминающий нам восточную живопись художник использовал и в иллюстрациях.
Вот страницы книги Ольги Гурьян "Насекомые". Сами стихи по восточному лаконичны и тонки. Но и картинки удивительно сочетают традиции русских традиционных росписей и восточных свитков. Для Конашевича было важно попасть в стиль, настроение автора, которого он иллюстрирует.
Китайской тушью выполнены и несколько пейзажей с улицами Павловска.
Удивительно, как выбранный художественный материал точно передает атмосферу и влажной зимы, и летнего утра на озере.
Чуковский писал Конашевичу: «Ваше чудотворное искусство, воспитывает в детях вкус, чувство красоты и гармонии, радость бытия и доброту».
Кажется мне, что не только в детях. Ведь правда? )))