Найти тему

Неизвестный Конашевич. Цветы и букеты в акварелях художника

Оглавление

Вы наверняка хоть раз в жизни приносили с летней прогулки трогательный букетик полевых цветов.

Давайте поищем такие букеты на картинах художников. Особенно в этом цикле статей хочу отметить мастеров, от которых не ждешь произведений в столь «несерьезной» теме.

Начну с Владимира Михайловича Конашевича. Не сомневаюсь, что тоненькие книги со сказками Пушкина, Чуковского, Маршака, Андерсена и рисунками Конашевича были и в вашей семье. Сказочные миры в затейливых декоративных арабесках.

Рисунок В.М. Конашевича к сказке Пушкина. Фото автора статьи с выставки художника.
Рисунок В.М. Конашевича к сказке Пушкина. Фото автора статьи с выставки художника.

Лет пять назад в Инженерном корпусе Русского музея была выставка Конашевича. Первая за четверть века. И он вдруг открылся для меня с неожиданной стороны: как мастер лиричных натюрмортов и пейзажей. Выставка, кстати, так и называлась: «Конашевич. Известный и неизвестный».

Сделала несколько кругов по залам, замирала от восторга: хотелось подробно рассматривать каждый лист мягкой, текучей, широкой живописи.

Конашевич в Павловске

С 1918 по 1926 год Конашевич работал реставратором, научным сотрудником, помощником хранителя музея в Павловске, а в свободное время рисовал. Очень его понимаю: в Павловске руки невольно тянутся к карандашу и бумаге. Владимир Михайлович приводил в порядок дворцовые архивы, воссоздавал обстановку залов дворца, готовил временные выставки, создал путеводитель.

За серию цветных литографий о Павловске художник получил почетный диплом на Международной выставке художественной промышленности и декоративных искусств в Монца-Милане.

В интернете можно найти копию редкой книги видов Павловска с авторскими литографиями Конашевича, изданной тиражом 25 экземпляров. По воспоминаниям коллег он делал их без предварительных эскизов, с двух или трех камней. Надо понимать, что гравюра - это не карандашный рисунок, исправить ничего нельзя, необходима точность пятен и штрихов.

Я очень люблю Павловский парк, который свободно и вольготно возлежит в долине реки Славянки и отлично узнаю его на гравюрах Конашевича, где в изменчивом, мягком движении линий и пятен сочетаются и живут вместе архитектура и природа.

Дочь художника Ольга вспоминала: «Летом папа очень часто ходил в парк на этюды... Работал он всегда очень напряжённо, быстро, не отвлекался и не давал себе расслабнуть до самого конца».

В начале Великой Отечественной войны художник переехал из Павловска в Ленинград, где пережил всю блокаду. Работал, рисовал, даже сделал выставку в 1943 году. Но весь его павловский архив погиб, удалось спасти лишь десятую часть.

Давайте полюбуемся на листы, которые экспонировались на выставке в Русском музее. Это и сохранившиеся довоенные работы, и более поздние, последнего периода жизни художника в Ленинграде.

Цветы и букеты Конашевича

Пряный аромат букета цветов и трав, книжка в тканевой обложке, окно, открытое в вольготное теплое лето. Художник управляет взглядом зрителя ритмом теплых коричневых и розовых пятен, которые зовут нас на реку.

Может быть герой картины - студент, которому надо готовится к экзаменам, но так манят вода и вольный летний воздух.

В.М. Конашевич Источник изображения Яндекс Картинки
В.М. Конашевич Источник изображения Яндекс Картинки

Еще один букет в простой стеклянной банке. Очень нежный, свежий, утренний и романтичный. Ждет чьего-то пробуждения?

В.М. Конашевич Источник изображения Яндекс Картинки
В.М. Конашевич Источник изображения Яндекс Картинки

И еще одно окно с букетом. Решено почти графически: темные тяжелые пятна зеленых листьев и порхающие над ними штрихи-былинки создают ощущение дуновения свежего ветерка.

-5
Статью об окнах на картинах художников можно почитать тут.

А здесь праздничный натюрморт, решенный крупными локальными пятнами. Яркий, выпирающий желтый бьет в нос зрителя ароматом бананов и мимозы.

-6

Удивительные натюрморты тушью и акварелью. Напоминают тонкую, немного нездешнюю восточную живопись. Портреты цветов. У каждого - свой характер.

-7

-8

-9

Интересно, что такой прием, напоминающий нам восточную живопись художник использовал и в иллюстрациях.

-10

Вот страницы книги Ольги Гурьян "Насекомые". Сами стихи по восточному лаконичны и тонки. Но и картинки удивительно сочетают традиции русских традиционных росписей и восточных свитков. Для Конашевича было важно попасть в стиль, настроение автора, которого он иллюстрирует.

-11

Китайской тушью выполнены и несколько пейзажей с улицами Павловска.

Удивительно, как выбранный художественный материал точно передает атмосферу и влажной зимы, и летнего утра на озере.

-12
-13

Чуковский писал Конашевичу: «Ваше чудотворное искусство, воспитывает в детях вкус, чувство красоты и гармонии, радость бытия и доброту».

Кажется мне, что не только в детях. Ведь правда? )))