Большинство людей представляет себе приступ, как нечто ужасающее и болезненное, сопровождающееся судорогами, бегущей изо рта пеной и вывалившимся прикушенным языком. Фактически это не совсем так, точнее, все намного вариативнее и сложнее да и вообще отнюдь не каждый приступ вызывает потерю сознания и прочие стереотипные «прелести».
Видов эпилептических припадков существует множество. И среди них достаточно распространены абсансы – явления, когда человек на короткое время замирает, а взгляд его остается направленным в одну точку. Такие приступы могут длиться от пары секунд и до одной минуты. Стороннему наблюдателю может показаться, что человек, выражаясь просто, «завис», а на деле он перенес приступ. От простого состояния задумчивости и погруженности в себя абсанс отличается тем, что человека нельзя вывести из этого состояния прикосновением и обращенной речью.
Следующий типичный вид приступов – фокальные приступы, иначе называемые частичными. Они не сопровождаются потерей сознания, но возможны судороги в разных частях тела, затрудненная, спутанная речь, слуховые либо зрительные галлюцинации. Как именно будет проявляться приступ зависит от того, какая именно зона головного мозга поражена. Интересный факт. Известный всем феномен дежавю вполне могут быть так называемым парциальным эпилептическим припадком в случае, если очаг эпиактивности расположен в гиппокапме, зоне мозга, отвечающей за память.
Еще бывают очень любопытные виды приступов, когда человек как бы лишается сознания, но при этом не падает в обморок. Такое явление называется автоматизмом. Иными словами, человек переживает приступ, его сознание отключается, но он продолжает совершать какие-либо несложные действия: жевать, отряхивать одежду, даже идти, как говорится, на автопилоте. Это состояние не следует путать с лунатизмом, которые проявляется во сне и относится группе расстройств сна.
И вот мы добрались до тех самых припадков с судорогами, обмороком и пеной. Они называются генерализованными и встречаются значительно реже описанных выше. Со стороны такой приступ выглядит действительно достаточно травмирующим и уж точно накрепко заседает в памяти. Возможно именно поэтому в представлении людей укрепилось представления, что эпилепсия непременно выглядит именно так. При этом сам человек не испытывает боли от такого приступа. Он отключается, а когда приходит в себя, то все уже позади.
Иногда за приступом следует сон, после которого человек прекрасно себя чувствует, как если бы ничего не произошло, а некоторые приступы и вовсе происходят непосредственно во сне, а наутро человек может узнать о нем разве что по прикушенной губе.
Отмечу, что порой приступы следуют по цепочке друг за другом: сначала человек испытывает судороги в одном из пальцев рук, потом по всей руке, далее во всех мышцах плечевого пояса и в завершении наступает генерализованный приступ. Такое явление называется судорогами с вторичной генерализацией.
Количество приступов в течение всей жизни человека невероятно вариативно. Он может быть один за всю жизнь (и пройти незамеченным), а может повториться несколько десятков раз за сутки в виде эпилептических спазмов. Это зависит от степени тяжести заболевания и поражения головного мозга.