Найти тему
TacticMedia

Юрий Рыбин. На страже северного сиянья. Часть 2

В первой части данной публикации было рассказано о становлении ПВО Северного флота. Боевое крещение «противовоздушный щит Северного флота» получил задолго до начала Великой Отечественной Войны. Об этом событии и о боевых действиях зенитчиков-североморцах в первые месяцы войны и пойдёт наше повествование.

18 июня 1941 года – знаменательный день.

Впервые боевая воздушная тревога на огневых позициях ПВО и на КП военно-воздушных сил Северного флота прозвучала в обеденные часы 7 июня 1941 года – в 14:26, оперативный дежурный ПВО потребовал поднять дежурное звено на перехват воздушного нарушителя. Примерно, минут через десять звено из трех И-153 поднялось в воздух. Перед вылетом, командующий ВВС СФ генерал-майор Кузнецов лично дал указание ведущему летчику капитану Туманову:

«Если самолет на нашей территории – посадить, в случае сопротивления – уничтожить!» В 14:49 от ОД ПВО поступило указание: «Самолет противника скрылся, посадите дежурное звено».

Сейчас хорошо известно, что накануне войны впервые государственную границу Советского Союза на Крайнем Севере вражеский самолет пересек 13 июня. Это был «Юнкерс» Ju 88 из состава 1-й эскадрильи 124-й группы дальней разведки (1.(F)/124), в экипаже которого находился в качестве летчика-наблюдателя сам командир этой эскадрильи гауптман Ханс Вольф (Hptm Hans Wolff). Правда, этот первый полет ограничился лишь фотосъемкой объектов на полуострове Рыбачий. Причем, нашими постами наблюдения этот вылет не был замечен.

Один из двух «Дорнье» Do 215B-4 (G2+LH) из состава 1-й эскадрильи 124-й группы дальней разведки (1.(F)/124) на аэродроме Хебуктен под Киркинесом.
Один из двух «Дорнье» Do 215B-4 (G2+LH) из состава 1-й эскадрильи 124-й группы дальней разведки (1.(F)/124) на аэродроме Хебуктен под Киркинесом.

Что касается 7 июня, то здесь сложно сказать, что было первопричиной объявления воздушной тревоги. Воочию вражеский самолет наши зенитчики впервые увидели 17 июня, когда одиночный двухмоторный «неизвестный» самолет на высоте около 7000 метров снова появился над полуостровами Средний и Рыбачий. Это был «Дорнье» Do-215 В-4, из той же эскадрильи дальней разведки, вылетевший с аэродрома Хебуктен под Киркенесом. Поднятое по тревоге дежурное звено И-153 вернулось ни с чем.

Следующий день – стал знаменательным днем в истории ПВО Северного флота. Именно в этот день началась боевая деятельность североморских зенитчиков...

Читать на сайте >>>