«На экранах Франции идет новый фильм выдающегося кинорежиссера этой страны Марселя Карне «Обманщики». Он привлек к себе самое пристальное внимание критики, которая сразу же разделилась на два лагеря: ярых противников и горячих сторонников. Но враги фильма М. Карне сошлись отнюдь не на отрицательной оценке художественных достоинств картины.
Новый фильм посвящен молодежи, детям состоятельных родителей, мелких и средних буржуа. Суровый реалист, не пожелавший грешить против истины, режиссер показал эту молодежь без прикрас. Он показал, как сна мечется в поисках своего места в жизни, старается следовать каким-то необычным «нормам» поведения. Сын торговца Алэн бросает учебу и ведет паразитический образ жизни, ночуя у друзей и знакомых. Такую же праздную, бессмысленную жизнь ведут девушки — Кло и Мик, озабоченные только тем, как бы провести очередной «междусобойчик» — «сюрбум».
У Мик есть еще одна цель — она хочет иметь машину. Для того чтобы достать необходимые деньги, молодые люди решаются на шантаж. Втянутый в эту компанию студент Боб с отвращением к себе участвует в этом дела. Боб любит Мик, но искренние чувства — «смешны», и поэтому он должен делать вид, что его не волнует ее связь с другим. Мик тоже любит его, и она тяжело переживает свою личную драму. Ее уже не радует великолепная машина, о которой она так мечтала. Мик гибнет в автомобильной катастрофе , может быть, случайно, может быть, нет... Боб возвращается в свою среду обеспеченных людей. Кло выходит замуж. «Банда» распалась. Но другие, подобные ей, существуют...
Показав, таким образом, драму современной молодежи, заострив внимание на ней, как на национальном бедствии, Марсель Карне совершил, очевидно, с точки зрения некоторых ретивых защитников буржуазного строя, оскорбление патриотизма французов.
Быть может, эти господа могут сказать, что М. Карне оклеветал всю молодежь страны? Ничуть не бывало! Подавляющая масса молодого поколения Франции — трудовая прослойка — почти совсем отсутствует в фильме. Но в картине Карне есть человек, который говорит от ее имени. Это брат Мик — механик большого гаража, простой рабочий.
Марсель Карне выступает в «Обманщиках» не только прокурором. Он сделал свой фильм с огромной сердечной болью за судьбы подрастающего поколения. Режиссер долго и тщательно собирал материал. Он перезнакомился со многими молодыми людьми, сделавшими своим штабом кабаки Парижа. Он читал им свой сценарий, многие из них снимались в массовках. М. Карне принял целый ряд их замечаний и предложений во время съемок.
В одном из интервью М. Карне говорил, что был поражен пессимизмом своих молодых собеседников, заявивших, что, раз атомная бомба рано или поздно все уничтожит, жить надо сегодняшним днем, не задумываясь о будущем.
Вот зло, разрушившее надежду юных граждан Франции на счастье, вот зло, в котором, как показал Карие на экране, лежат корни странных и уродливых судеб молодежи. И поэтому позиция реакционной прессы — свидетельство того, что Карне не ошибся, направив острие обвинения в адрес общества.
Фильм Карне не говорит напрямик, что выход из этой моральной пропасти в совместной борьбе молодой интеллигенции и трудовой молодежи Франции за мир и дружбу между народами. Он, по жалуй, локален, полон недомолвок и намеков. Но до этой мысли всего один шаг. Не случайно, несмотря на газетную кампанию против «Обманщиков», картина имела и имеет большой успех у зрителя.
Вот почему беснуются «блюстители порядка» в буржуазном обществе. Марсель Карне вынес сор из избы. Значит, его картина — действительно событие, честное и искреннее слово о том, что глубоко взволновало этого большого и принципиального художника»
(Брагинский А. Обманщики // Советский экран. 1959. № 5. С. 16).