Несмотря на то, что во время Гражданской войны в США темнокожие составляли до 15% от численности армии США, на момент начала Второй мировой их доля в вооружённых силах снизилась до 1%, или 3,6 тысяч человек, из которых лишь пятеро были офицерами.
Служить в авиации, корпусе морпехов, танкистами, инженерами и артиллеристами темнокожие не могли. Лишь 14 сентября 1940 года после принятия нового закона о воинской повинности дискриминация на расовой почве была запрещена, и благодарить за это нужно Франклина Делано Рузвельта.
Спустя год Америка вступила в войну с японцами и немцами. Оказалось, что служить хотят все — и мужчины, и женщины; для последних создали женские вспомогательные силы в размере 150 000 человек. Первоначально число заявок достигло полумиллиона, но уже через год резко сократилось, ведь это были нестроевые части.
Положение изменилось лишь 1 июля 1943 года: отныне часть была Женским армейским корпусом (WAC), и девушки стали замещать вакансии телефонистов, инженеров, водителей, заниматься шифрованием и стенографией, а также почтой.
В качестве военных почтальонов особенно известным стал прославленный 6888-й батальон.
Спасательная команда Почтового ведомства
Весной 1945 года на почтовых складах в Англии хранилось более 8 миллионов писем и посылок, адресованных солдатам армии США, воевавшим на континенте. Нередко отправители ошибались адресом, рабочих рук не хватало, поэтому многие отправления ждали вручения по полтора-два года. Говорить о квалификации сотрудников не приходилось, но что-то нужно было делать.
В январе 1945 года в Европу секретным приказом перебросили Чарити Адамс – самую высокопоставленную темнокожую американку в рядах вооружённых сил.
Ей поручили командовать батальоном, да ещё за границей, что было заметным повышением по службе: до этого она командовала учебной группой в Оглторпе, Джорджия и добилась серьёзных успехов.
Благодаря её работе в Джорджии сформировали целый батальон из негритянок; в феврале 1945-го подразделение в составе более 800 женщин, среди которых 31 была офицером, на борту военного транспорта «Иль-де-Франс» направили в Великобританию. Зачем их отправляют в Европу, никто не знал.
Путешествие заняло больше месяца, из-за противодействия Кригсмарине приходилось менять курс и часто останавливаться. Лишь 12 февраля судно достигло Глазго, и в тот же день во время бомбардировки порта девушки прошли боевое крещение. Казармы разбомбили, поэтому подразделение разместили в бывшем общежитии школы Короля Эдуарда для мальчиков.
На практике оказалось, что трудиться придётся вовсе не на фронте, а в тылу, хотя и передовом. Перед майором Чарити Адамс поставили задачу разбирать посылки. Майор разбила батальон на 5 рот, из которых одна была штабной, и организовала работу на высоком уровне.
Трудились круглые сутки, в полумраке и холоде, сменами по 8-12 часов и без перерыва на выходные. Им удалось сберечь несколько миллионов почтовых карточек, нуждавшихся в уточнении данных для досылки, они отправили почти 80 тысяч писем домой родственникам уже погибших на фронте солдат.
Эффективность работы подразделения была очень высокой: к маю склады опустели, хотя никто не верил в то, что почту удастся разобрать меньше чем через полгода (люди Адамс справились за два с половиной месяца). Ежедневно пересылали свыше 70 000 отправлений, хотя до прибытия в Англию батальона миссис Адамс удавалось разобраться самое большое с 15-18 тысячами посылок.
Война кончилась 8 мая 1945 года, но два миллиона американцев остались в Европе, и им, как и прежде, нужна была почтовая служба, поэтому часть вскоре перебросили в Руан, во Франции — там был ещё один огромный склад просроченной военной почты, притом, что некоторые отправления лежали там с момента высадки в Нормандии.
Сегрегация и статус-кво
После завершения боевых действий многие женщины вернулись назад, хотя задача по работе с военной почтой никуда не делась. Отряд переместили в Париж, где разместили в фешенебельном отеле: готовили девушкам миссис Адамс шеф-повара, а комнаты убирались дважды в день.
Однако если бытовые условия заметно улучшились, с политической ситуацией всё было отнюдь не всё хорошо. Например, ещё в Лондоне батальон получил предложение разместиться в отпуске в отдельной гостинице во избежание контактов с белыми солдатами и гражданским населением (майор Адамс отказалась от таких условий).
В январе 1945 г. во время встречи с непосредственным начальником генерал-лейтенантом Джоном Ли последний уточнил, умеют ли её подчинённые маршировать, получил утвердительный ответ и спустя три дня решил проверить, так ли это на самом деле.
Проверка была не единственной: представителям генералитета то и дело хотелось проверить женщин на предмет чего-нибудь, чтобы найти повод сместить темнокожего офицера-женщину и назначить командовать кого-то белого, притом мужчину.
Чарити Адамс удалось отбить все нападки, хотя однажды ей грозил трибунал. Спасла случайность: среди многочисленных документов главного командования союзников в Европе был меморандум против использования языка расовой сегрегации и вражды в армии.
Со временем ситуацию удалось выправить — и тем хуже оказалось положение вещей по возвращении домой. Ещё вчера свободные и пользующиеся уважением жителей Бирмингема и Парижа, темнокожие солдаты и офицеры в юбках столкнулись с законами Джима Кроу.
Не только на рабочих местах и дома, но даже в порту Нью-Йорка, где чествовали лишь ветеранов с правильным цветом кожи! О том, что темнокожие тоже проливали кровь за свободу, предпочли забыть.
Избирательная забывчивость
В американской армии к моменту капитуляции Японии было более миллиона темнокожих — от солдат частей первой линии до снабженцев, техников, инженеров, военных строителей и вспомогательного состава ВВС и ВМС: они строили порты и аэропорты, ремонтировали самолёты и корабли, рисковали жизнью в боях на трёх континентах.
«В награду» за это командование забыло про них и предприняло все силы, чтобы перевернуть страницу, не придавая огласке тот факт, что 60% тыла американской армии составляли американцы африканского происхождения. Всё это вымарывалось или умалчивалось.
Взять хотя бы батальон Чарити Адамс; саму её произвели в подполковники и пригласили на приём в Пентагон, но часть расформировали. Забыли бы вовсе, кабы не неослабевающий интерес европейской прессы, документалистов и исследователей. Под влиянием журналистов Чарити даже опубликовала воспоминания: они вышли в 1989 году в Европе и США одновременно, на 4 языках, включая немецкий.
А в 2009 году доблестный 6888-й батальон получил награду: трое оставшихся в живых участниц подразделения получили медали и значки, затем сертификаты, в 2019 – похвальные благодарности, а в 2022 г. Джо Байден наградил батальон высшей наградой Америки, доступной гражданским служащим — Золотой медалью Конгресса Соединённых Штатов.
В ноябре 2018 года в Форт-Ливенворте, что в штате Канзас, был открыт монумент, на постаменте которого на бронзовых листах вырезаны имена всех 840 военнослужащих 6888-го батальона; памятник увенчан бюстом подполковника Адамс со всеми регалиями. А в апреле 2019 года на ABC вышел документальный фильм, посвящённый истории и славной службе отряда. А режиссёр Тайлер Перри решил снять художественный кинофильм; ожидается, что он выйдет на стриминге Netflix до конца 2023 года.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ Каждому своё: Мороженое по знакам зодиака. Часть 1