Найти тему
ФединКА

Я поэт. Этим и интересен.

В. Маяковский с собакой. Фотография А. Родченко. 1925 г. Из фондов Государственного музея В.В. Маяковского
В. Маяковский с собакой. Фотография А. Родченко. 1925 г. Из фондов Государственного музея В.В. Маяковского

19 июля исполняется ровно 130 лет со дня рождения поэта Владимира Маяковского, одного из ярчайших представителей российского авангарда начала ХХ века. Совместно с участниками группы кубофутуристов «Гилея» – Давидом Бурлюком, Велимиром Хлебниковым, Алексеем Крученых и Василием Каменским – Маяковский провозглашал разрыв с традициями, новое словотворчество, обновление языка искусства. «Только мы – лицо нашего Времени», – утверждали футуристы.

Поэзия Маяковского, поэта-новатора, не принимавшего все устоявшееся и признанное, давно стала классикой. Образ будущего, стремление к построению рая на земле, созидательный пафос выражен Маяковским в первой советской пьесе «Мистерия-буфф», которая была поставлена к первой годовщине Октября. Поэзия и драматургия Маяковского этого периода отражают его стремление к построению нового Мира, к подлинной «революции Духа». И первое время поэту удавалось примирить художественный эксперимент с новой политической реальностью. Футуризм был созвучен новой эпохе. Это было время, когда универсальный талант Маяковского как поэта, драматурга, художника, дизайнера, публициста, актера проявился в наибольшей степени.

В 20-е годы, советская культура взяла курс на выполнение социального заказа, с преобладанием литературы факта и производственного искусства. В 1923 году Маяковский организовал группу «Левый фронт искусств» (ЛЕФ) и одноименный журнал «ЛЕФ» (1923–1925; «Новый ЛЕФ», 1927–1928). В программных статьях он обращался к футуристам, которые вывели искусство на улицы и площади, а также к производственникам, которые придали вдохновению точный расчет. Острой и злободневной стала сатира поэта, разившая пороки общества. Вместе с этим обозначился и глубокий разлад, приведшей поэта к чувству одиночества и своей неуместности в новом мире, который стремился создать.

С хвостом годов
я становлюсь подобием
чудовищ
ископаемо-хвостатых.
Товарищ жизнь,
давай быстрей протопаем,
протопаем по пятилетке дней остаток.
В. Маяковский. «Во весь голос». 1929–1930

В настоящее время многогранное творческое наследие Маяковского не потеряло своей актуальности и по-прежнему привлекает к себе новых исследователей и почитателей. Осенью в Государственном музее К.А. Федина при поддержке
Государственного музея В.В. Маяковского (Москва) откроется выставка, посвященная творчеству Маяковского – «Я поэт. Этим и интересен».