Я долго не могла написать главу для своей книги о самоубийстве Сергея Легата. Чем больше воспоминаний я читала, тем более запутанной казалась эта трагическая история. А совсем не писать об этом я не могла, так как Сергей Легат был первым учителем Нижинского, и его самоубийство стало для 16-ти летнего Вацлава страшным потрясением. Серей Легат был из тех немногих людей в жизни Вацлава, которые проявили доброе участие в его судьбе, и Вацлав буквально боготворил своего учителя. Сергей первый увидел Божье дарование в маленьком мальчике и много помогал ему не только в учёбе, но и в школьной жизни. Он несколько раз спасал Вацлава от наказания за детские шалости и нарушение дисциплины.
Прочитав воспоминания Брониславы Нижинской, Карсавиной, Николая Легата, директора Теляковского и Мариуса Петипа - я ничего не поняла. И только когда я нашла статью Иосифа Кшесинского в журнале «Жизнь искусства» от 22.12.1925 г., посвящённую 20-летию этих событий, всё встало на свои места.
Осенью 1905 г. Петербург был охвачен забастовками рабочих. В октябре начались волнения и в Мариинском театре. Основанием послужило недовольство бесправным положением большинства артистов в труппе, обречённых на ничтожные оклады. Была создана инициативная группа, в которую входили Фокин, Карсавина, Павлова, Сергей Легат и др.
17 октября на общем собрании была составлена петиция с полным перечислением требований артистов, которая была направлена через Директора театров Министру императорского двора. Под этой петицией были собраны 163 подписи большинства артистов. Однако, среди артистов были провокаторы, которые стали призывать других снимать свои подписи, рисуя им выгоду пребывания в ладу с начальством.
Среди других свою подпись снял Николай Легат – старший брат. Под давлением брата и своей жены Марии Петипа, подпись пришлось снять и Сергею Легату. Но его благородная натура не смогла перенести унижения, связанного с отказом от коллективно принятого решения, он посчитал себя предателем, и в шесть часов утра 19 октября Сергей Легат покончил с собой, перерезав себе сонную артерию бритвой. Ему было 30 лет. Дирекция театра, во главе с Теляковским, тут же пустила слух, что Сергей Легат страдал душевным расстройством. Но по свидетельству Иосифа Кшесинского, это было ложью.
Страшная весть о самоубийстве Сергея Легата потрясла всех. Красивый, атлетически сложенный, темноволосый и голубоглазый Сергей Легат был ведущим артистом труппы. Сергей был очень честным, добрым, с мягким характером и прекрасным чувством юмора, при этом обладал невероятной физической силой.
Многие оплакивали Сергея Легата и считали виновными в его смерти Марию Петипа и Николая Легата. Самых близких ему людей. Сергей очень любил свою гражданскую жену. Мария была старше Сергея на 18 лет и имела сильное влияние на него. Обладая мягким характером, Сергей был не в силах противостоять напору жены и брата, но чувствуя себя предателем своих товарищей, предпочёл убить себя.
В своих воспоминаниях, Николай Легат, называет причиной самоубийства своего брата – его безумную страсть к жене, намекая на её неверность, тем самым отрицая политическую подоплёку этой трагедии и сваливая всю вину на Марию Петипа, хотя и не называет прямо её имени. А заодно, таким образом, Николай и с себя снимает какую-либо ответственность за смерть Сергея. Которая, судя по всему, всё же была.
Интересны воспоминания Тамары Карсавиной. Сначала она подробно описывает собрания артистов-бунтовщиков, их требования и свою роль в создании петиции. Затем страшную весть о самоубийстве Сергея. Фокин, шатаясь, с искажённым лицом, задыхаясь и рыдая сообщил: «Сергей перерезал себе горло». Тамара делает вывод: «Будучи воплощением честности, он счёл себя предателем». И тут же, буквально в следующем абзаце она пишет: «В течение нескольких дней жизнь вошла в свою колею, и наша эпопея закончилась отеческим внушением». Дирекция, во главе с Теляковским, не стала преследовать бунтовщиков. Смерть Сергея всех объединила. «Я с энтузиазмом принялась за работу, счастливая, что снова могу выступать».
Вот так, буквально через несколько дней после страшной трагедии, Тамара была снова совершенно счастлива.
Совсем по-другому описывают последствия бунта балетных артистов Иосиф Кшесинский и Бронислава Нижинская.
Кшесинский: 42 стойких артиста так и не сняли свои подписи под петицией, которая попав в канцелярию министерства, была положена «под сукно». Не дав труппе никаких положительных результатов, петиция с отрицательной стороны отразилась на дальнейшей судьбе артистов, оставивших под ней свои подписи. Под предлогом сокращения штатов, они все были вскоре уволены со службы. Сам Кшесинский был уволен под надуманным предлогом и вернулся в театр только через 10 лет в 1915 году. Это же подтверждает Бронислава.
В этом свете очень странно выглядит признание Карсавиной, что участие в бунте не отразилось на её дальнейшей карьере, а также карьере Фокина и Павловой. Это наводит на определённые мысли, что возможно они тоже сняли свои подписи под петицией, хотя были фактически главными зачинщиками в этой истории. Но это только предположение, утверждать что-либо невозможно, за неимением архивных документов. Косвенным подтверждением этой гипотезы является, что Михаил Фокин в книге своих воспоминаний «Против течения» вообще не упоминает об этой трагической истории, хотя сам был лидером бунтовщиков, и у него на квартире проходили собрания инициативной группы. Иногда нарочитое умалчивание о чём-либо даёт больше информации, чем подробное описание события.
Также не соответствует действительности утверждение Карсавиной, что «смерть Сергея всех объединила». По свидетельству других участников событий, после 1905 г., на протяжении многих лет, дружеские отношения между многими артистами в труппе были прерваны: зачастую два человека танцевали вместе на сцене, а в жизни не здоровались и не подавали друг другу руки.
Такая вот история. И ради чего тогда 30-летний красавец Сергей Легат убил себя?
Владелец канала - автор книги "Нижинский - Великий русский Гений"
Ссылка на книгу ⤵️