Найти тему

ДЕЛО О ЛОГОТИПЕ УАЗ

История логотипов автобрендов порой похожа на детективное расследование. Ведь хороший эмблема — это символ, психологический портрет и миссия компании в одном лице. Так что правильный ответ на вопрос «что означает лого?» дает безошибочное понимание, что за личность скрывается за фасадом известного бренда.

Бывает так, что логотипы не меняются с момента создания марки — и тогда можно считать, что дело раскрыто сразу. Однако дело о фирменном знаке УАЗ — запутанное и долгое.

Начало ему было положено в 50-е годы. Первый логотип с большой буквой «У» стал побочным детищем конструкторского гения Владимира Арямова. Разрабатывая революционный проект предшественника знаменитой «Буханки», конструктор нарисовал на радиаторной решетке свой вариант эмблемы, которая впоследствии перекочевала на первые экземпляры, воплощенные в металле.

Первый самостоятельный логотип Ульяновского завода — на эскизе
Первый самостоятельный логотип Ульяновского завода — на эскизе
Первый самостоятельный логотип Ульяновского завода — в металле
Первый самостоятельный логотип Ульяновского завода — в металле

Что значило это «У»? Уникальность? Универсальность? Упорство? Все гораздо проще — Ульяновск. Географическая привязка была важна для завода, который только недавно обрел самостоятельность и связал судьбу с городом на Волге.

Но тривиальное «У» — слишком просто для бренда, который исторически не ищет легких путей. Так, временное решение. К тому же, «У» — это и Уфа, и Усть-Каменогорск или, допустим, глубоководный У-боут. Но недавно родившийся завод совсем не спешил на дно. Так что детективная история с поиском идентичности продолжилась практически сразу.

Следующий знак разработал художник Петр Куликов, сотрудник кузовного бюро завода. Значок в виде круга с крыльями украшал ряд ульяновских автомобилей в 1954-57 годах. Глядя на эту «визитную карточку», можно подумать, что имеешь дело с кем-то крылатым и округлым — по описанию похоже на Карлсона.

Второй логотип УАЗ в 1954-57
Второй логотип УАЗ в 1954-57

Но время было другое, резкое. И суровая реальность вносила свои коррективы в логотип: средняя часть значка была сделана из оргстекла, окрашенного в багровый, синий и золотистый цвета, и при взаимодействии с водой и грязью быстро теряла товарный вид. Летающий мячик, определенно, не был подходящим символом для Ульяновского завода и не слишком отражал суть бренда.

На этом этапе расследование «кто же на самом деле стоит за всем этим» зашло в тупик и в 1957-59 годах пошло сразу по трём путям.

В соавторстве с мастером художественной обработки металла Анатолием Ковалевым Петр Куликов разработал несколько вариантов знака. Первый из них был очень близок к сути бренда: всепроходец, который вышел из леса и всегда готов в него вернуться, — это, конечно, про УАЗ.

«Лось». Вариант логотипа 1957-59
«Лось». Вариант логотипа 1957-59

Но было в УАЗе и наступающей эпохе что-то еще — яркое, зовущее за собой. И поэтому возникла эмблема в виде маяка. Сверху написали «Ульяновск» — просто и без изысков. Кстати, обратите внимание, впервые на логотипе появляется знаменитый ульяновский «излом».

«Маяк». Вариант логотипа 1957-59
«Маяк». Вариант логотипа 1957-59

На всякий случай искатели идентичности создали в эти годы еще и третью версию логотипа — как говорится, и нашим, и вашим. Тут и название завода, и река Волга, и мост через неё, и город…

Третий вариант логотипа 1957-59
Третий вариант логотипа 1957-59

При всем обилии версий, было понятно, что истина где-то посередине. Исследователи уже нащупали характер бренда: устремленный ввысь, способный пройти где угодно и помнящий о своих корнях. В результате вышел новый знак, которого придерживались в 1959-62 годы: треугольная стрелка, направленная вверх, с надписью УАЗ и названием города на фоне стилизованных волн.

Знак УАЗ в 1959-62
Знак УАЗ в 1959-62

Эта версия была последней перед тем, как впервые появился тот самый знак, который мы привыкли ассоциировать с УАЗом. И, как это часто бывает, чтобы сделать решающее открытие, нужен был человек со свежим взглядом.

Студент МАИ Альберт Рахманов появился в Ульяновске в 1956 году — он завершал дипломную работу на тему проектирования автобуса малой вместительности. УАЗ дал ему уникальную возможность увидеть то, над чем трудился, в виде готовой машины. Работая в конструкторском бюро над деталировкой и небольшими узлами ульяновских автомобилей, Рахманов интересовался и дизайном, искал «лицо» ульяновского внедорожника. В результате в 1962 году в номинации фирменных знаков и упаковок на конкурсе Совнархоза победителем стал вот этот знак, вышедший из-под кисти Рахманова:

Первая версия Рахмановского логотипа
Первая версия Рахмановского логотипа

Сам автор так описывал свое видение: — В своих эскизах я отталкивался от «трех китов»: стилизованной буквы «У», которая была на «Буханке» в исполнении Арямова, трехлучевой звезды «Мерседеса» и отображения V-образного мотора, который в то время широко применялся. Осталось лишь из таких вещей придумать свое. На конкурсе товарных знаков, объявленном Совнархозом, был представлен мой вариант птички, вписанной в круг. Многие называют ее «чайкой», впрочем,я зову «ласточкой».

Но даже у этой, теперь уже легендарной версии, были свои противники. Тем более, что приближалось 100-летие Ленина, а город, названный в его честь, не мог остаться в стороне. Поэтому в 60-е годы разработали еще один вариант логотипа — с искрой, символизирующей пролетарского вождя, и замкнутым кругом, отражающим бесконечное движение.

Альтернативный знак из 60-х годов
Альтернативный знак из 60-х годов

Но знак вышел чересчур символичным, многослойным и тяжеловесным. Характеру УАЗа был ближе силуэт крыльев рахмановской «ласточки», с легкостью решающей тяжелые задачи.

И вот с шестидесятых годов версия Рахманова стала основной. В нее только вносились некоторые изменения. В семидесятые «птица» получила излом крыльев, как у чайки, и была заключена в пятиугольник с синим фоном. Пять углов символизировали пять моделей, на которых тогда специализировался завод.

«Пятиугольная» версия 70-х годов
«Пятиугольная» версия 70-х годов

В начале двухтысячных видение логотипа изменилось. «Птица» потеряла объем, а серебристый цвет сменился на более «рабочий» темно-зеленый.

Логотип 2000-2016 годов
Логотип 2000-2016 годов

Впрочем, в 2016 году эмблема вернула свой блеск и снова приобрела объем. И этот логотип с летящей птицей Рахманова и мощными внушительными буквами УАЗ в основе, пожалуй, лучше всего отражает истинное лицо и характер бренда: устремленный вверх, нацеленный на покорение неизведанных маршрутов, но при этом основательный и крепко стоящий на земле.

Логотип УАЗ с 2016 года
Логотип УАЗ с 2016 года

Впрочем, трактовки могут быть разными и, может быть, тайна УАЗа раскрыта не до конца. Мы пока заканчиваем наше расследование, но, если у вас есть свои версии о том, что за личность стоит за логотипом бренда и какая из эмблем лучше всего раскрывала характер УАЗа, — добро пожаловать в комментарии!