Найти в Дзене

Танки специального назначения: Танкетки. Окончание

Картинка из свободных источников. Советская одноместная танкетка Т-17 «Лилипут» (1928 г.)
Картинка из свободных источников. Советская одноместная танкетка Т-17 «Лилипут» (1928 г.)
Картинка из свободных источников. Советская танкетка Т-27 (1931 г.)
Картинка из свободных источников. Советская танкетка Т-27 (1931 г.)

Несколько позже на базе танка МС-1 разработали двухместную танкетку Т-23, представляющую собой как бы его облегченный вариант. Постоянного вооружения на ней не было. Боевая масса — 3,5 т, длина — 3,7 м, высота — 1,8 м, экипаж — 2 человека, мощность двигателя — 40 л. с., максимальная скорость — 35 км /ч, бронирование — 6–10 мм. В 1931 году завод «Большевик» выпустил опытную партию, но при испытаниях машины была выявлена склонность гусеничных цепей к срыву. Спроектированные КБ оружейно-арсенального треста машины Т-17 и Т-23 имели неплохие для своего времени тактико-технические данные, но требовали некоторого времени на доводку перед запуском в серийное производство. С целью ускорения выпуска нового класса бронированных машин для РККА в 1929 году в Великобритании были закуплены лицензия на производство и сам образец танкетки «Карден-Лойд» Мk.VI. Ее советский серийный вариант Т-27 не стал точной копией британского аналога. Были увеличены размеры, установлен более мощный 4-цилиндровый двигатель от советского автомобиля ГАЗ-АА (60 л. с.). При доработке танкетки конструкторский коллектив, возглавляемый Н. Н. Козыревым, учел географические особенности страны (бездорожье, суровый климат) и усилил подвеску с целью увеличения срока службы. Корпус Т-27 состоял из катаных броневых листов толщиной 6–10 мм, которые соединялись заклепками и частично сваркой. В качестве вооружения был предусмотрен 7,62-мм пулемет ДТ. Для компактности машины двигатель и агрегаты трансмиссии располагались вдоль корпуса танкетки. Каждый член экипажа имел свой люк в верхней части полностью закрытой рубки. Наблюдение за полем боя велось через смотровые щели спереди и по бортам корпуса. Боевая масса — 2,7 т, длина — 2,6 м, высота — 1,4 м, экипаж — 2 человека, вооружение — 1 пулемет, броня: лобовая — 10 мм, бортовая — 6 мм, максимальная скорость по шоссе — 42 км / ч. Всего с 1931 по 1933 год было выпущено и передано в части Красной армии около 3300 танкеток Т-27. Эксплуатировались эти машины в войсках до начала 1940-х, пока не были заменены более совершенными малыми танками. Однако около 2000 танкеток участвовали в боях в первые месяцы Великой Отечественной войны. Таким образом, мы видим, что подобные машины были широко распространены в армиях многих стран. Их назначением была разведка и охрана, а также сопровождение кавалерии. Но и в этих случаях от танкеток требовалось не только обеспечивать защиту экипажа от ружейно-пулеметного огня, но и по возможности эффективно использовать свое вооружение, помехой чему было отсутствие вращающейся башни. В 1933 году производство танкеток в СССР прекратили — они оказались слишком уязвимыми для огня даже стрелкового оружия. К такому же выводу пришли и иностранные специалисты, после того как «карден-лойды» не выдержали испытаний в деле (Боливия применила их в войне с Парагваем 1932–1935 гг.; Саудовская Аравия использовала такие танкетки в многочисленных пограничных инцидентах с Йеменом; итальянские танкетки использовались в ходе гражданской войны в Испании). Первые же боевые столкновения показали уязвимость танкеток даже от огня стрелкового оружия и несостоятельность концепции использования танкеток как механизированной брони пехоты. По мнению авторитетного специалиста в области истории бронетехники И. В. Шмелева, «с идеей танкетки связан короткий и неудачный период мирового танкостроения». Итак, у танкетки обнаружился большой недостаток: слабость вооружения, ибо пулемет у нее был размещен не лучшим образом — в лобовом листе корпуса, и имел ограниченный угол обстрела. Если же цель появлялась сбоку, машину приходилось поворачивать. И все же военным инженерам хотелось сохранить ее привлекательные стороны: простоту конструкции и малые размеры. Это, кстати, облегчало и удешевляло производство и упрощало подготовку экипажей. У танкетки выявились и другие положительные качества — хорошая маневренность, способность действовать в стесненных условиях (в лесу и в горах) и довольно высокая скорость. Но машина (ввиду малых размеров) не могла преодолевать воронки и окопы, а тонкая броня не позволяла ее применять на поле боя. Такие попытки дорого обошлись итальянцам в ходе гражданской войны в Испании. Усиление броневой защиты неизбежно влекло за собой увеличение массы, и как следствие этого — утрачивались основные достоинства танкетки. Вывод напрашивался сам собой: такую машину можно с успехом применять только в целях разведки и охранения. Надо лишь усилить ее вооружение и улучшить защиту. Для этого решили установить пулеметы во вращающейся башне. Так возникла первая линия развития танкетки — легкие разведывательные танки. Вторая линия (или, лучше сказать, вариант ее) воплотилась в малых плавающих танках, а третьей линией танкеток стали авиатранспортабельные танки. Честно говоря, провести границу между этими тремя видами бронетанковой техники очень сложно, поскольку плавающий танк тоже может быть разведчиком, а разведывательный использоваться в воздушно-десантных войсках.