Найти тему
Мир Музея

Квартира Тургенева

В собрании Государственного художественного музея Алтайского края
хранится картина кисти Валентины Пименовны Лавровой-Солдатовой
(1923 – 2011) «Интерьер квартиры И. С. Тургенева».

Камерная живописная работа, любезно подаренная музею автором в 1999 году, изображает внутреннее убранство усадьбы Спасское-Лутовиново, с которой тесно связана судьба выдающегося русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева.

В знаменитой усадьбе прошло детство будущего писателя, здесь он в разное время при­нимал знаменитых гостей: Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова,
А. А. Фета, написал романы «Дворянское гнез­до», «Накануне» и «Отцы и дети».

Иван Сергеевич не раз использовал образ любимой усадьбы в своих произведениях, а лёжа на смертном одре, в далекой от родины Франции, писал: «Когда вы будете в Спасском, поклони­тесь от меня дому, саду, моему молодо­му дубу, родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу». Огромное место усадьба занимала в душе и сердце знаменитого писателя.

Картина В. П. Лавровой­-Солдатовой «Интерьер квартиры И. С. Тургенева» написана в 1954 году, спустя много лет после смерти Ивана Сергеевича, но в ней поразительным образом ощуща­ется незримое присутствие писателя. Художнику удаётся передать ощуще­ние не музейного пространства, а обжитого дома. Кажется, будто хозяин усадьбы вышел на несколько минут, ненадолго оставив художника в ти­шине безмолвного имения.

Интерь­ер, изображённый на картине, рас­сказывает нам многое о хозяине дома. Неслучайно В. П. Лаврова­-Солдато­ва выбрала именно пространство ра­бочего кабинета И. С. Тургенева. Рас­положив на первом плане картины пустой стул писателя и его письмен­ный стол, художник делает особый акцент на писательской деятельности Ивана Сергеевича. Далее перед зрителем открывается вид, который мог наблюдать сам писатель, сидя в каби­нете, создавая свои знаменитые про­изведения.

Взгляд зрителя совершает безмолвную прогулку по интерьеру усадьбы: старинная мебель, вековая икона на стене. Открытая дверь ка­бинета позволяет тайком взглянуть на другие комнаты дома. Выбранный
художником ракурс позволяет зрите­лю очутиться внутри усадьбы и будто со стороны понаблюдать за тихой жизнью предметного мира.

Мягко освещая пространство картины при­глушённым тёплым светом, художник не расставляет цветовые акценты, а создаёт скорее общее эмоциональное впечатление от увиденного. Тёплые охристо­-оливковые тона передают ощущение уюта и комфорта. Картина создана в едином тональном колорите, без использования резких контрастов, что придаёт ей особую одухотворён­ность.

Валентина Пименовна облада­ет умением передать цветом объём,
форму, пространство, а также создать живой, пластический образ того или иного места. Как и большинство работ, карти­на «Интерьер квартиры И. С. Тургене­ва» написана В. П. Лавровой­-Солдато­вой быстрым фактурным мазком.

Не вникая в детали интерьера, художник создаёт образ усадьбы. Картина напи­сана с целью не сколько передать все детали интерьера, сколько выразить своё впечатление от старинной усадь­бы, от осторожного прикосновения к месту, пропитанному глубокой духов­ной силой и патиной времени.

Автор: Виктория Крылова, журнал МИР МУЗЕЯ, ноябрь, 2018 год.
Художественный музей Алтайского края

#мирмузея #архивмирмузея #мирмузеяархив #мирмузея2018 #Алтайскийкрай #Барнаул #художественныймузейАлтайскогокрая #Тургенев #настоящиеценностибудущего #знание