Обзор немецких медиа
🗞(+)Frankfurter Allgemeine Zeitung в статье «Зерновая сделка: почему блокада Владимира Путина затрагивает весь мир» рассказывает, что в понедельник закончилось действие Черноморской зерновой инициативы. Путин не хочет её продлевать и обвиняет в этом Запад - пострадала не только Украина. Уровень упоротости: повышенный 🟠
Александр Зайн начал уборку урожая позже обычного. Весна была сырой и холодной. Но сейчас на 1100 гектарах золотисто-жёлтая пшеница ждёт, когда её скосят, обмолотят и привезут. Фермер Зайн занимается не только производством пшеницы. Подсолнухи растут на 1800 га, кукуруза - на 2400 га, рапс - на 800 га.
Фермерское хозяйство Зайна расположено к востоку от Киева. Как и большинство фермеров Украины, он производит продукцию на экспорт. Благодаря производству кукурузы, пшеницы, ржи и масличных культур, таких как рапс, подсолнечник и соя, Украина является одним из крупнейших экспортёров сельскохозяйственной продукции. Но в начале сезона сбора урожая Россия под руководством президента Владимира Путина угрожает закрыть важнейший экспортный маршрут, проходящий через Чёрное море. В воскресенье российский президент повторил свою угрозу. «Если Путин настроен серьёзно, то у нас будут проблемы», - говорит Зайн по телефону.
Что это значит, мир узнал в 2022 году. Россия вторглась на Украину, и её черноморские порты были закрыты. Силосные ямы переполнились, а цены на биржах взлетели до небывалых высот. Они упали только тогда, когда ЕС открыл свои границы и была подписана Черноморская зерновая инициатива. Только в конце июля ООН и Турция достигли соглашения, по которому Россия разрешила экспорт украинского зерна из Черноморска, Одессы и Южного.
С тех пор, по данным ООН, было экспортировано 32,9 млн. т зерна, в том числе 725 тыс. т по линии Всемирной продовольственной программы (ВПП) для слаборазвитых стран, таких как Эфиопия, Сомали или Йемен. Это более половины объёма зерна, отгруженного ВПП в 2022 году, что резко подчёркивает важность коридора. 1004 грузовых судна, которые до воскресенья ходили под защитой зерновой инициативы, перевезли 17 млн. тонн кукурузы, 9 млн. тонн пшеницы и 4 млн. тонн масличных культур. Уже с мая путинские инспекторы на Босфоре пропускали всё меньше судов и сократили экспорт украинского зерна. С понедельника, когда истечёт срок действия контракта, они могут полностью прекратиться.
Путин обвиняет Запад в своей блокаде. Если Запад выполнит свои обещания, «мы немедленно восстановим этот договор». Москва требует ослабления экономических санкций. Действительно, на экспорт продовольствия и удобрений они не распространяются. Но санкции затрудняют платежи, логистику и страхование российского экспорта [надо же! Сказали правду! Видимо, для разнообразия — прим. «Мекленбургского Петербуржца»].
Зерновая инициатива позволяет экспортировать российский аммиак, являющийся компонентом нитратных удобрений. Однако экспорт, который раньше осуществлялся через украинский порт Южный, простаивает. Неясно, связано ли это с деструктивной позицией Украины, разрушением трубопровода в результате военных действий или с тем, что Россия готовит другой маршрут экспорта. Неохотно отпускаются только российские удобрения, хранящиеся в балтийских портах [и здесь сказали правду! — прим. «М.П.»].
Ещё большее раздражение Москвы вызывает то, что сельскохозяйственный банк (Россельхозбанк) отключен от платёжной системы SWIFT, что затрудняет денежные переводы. Совсем недавно ЕС делал предложения на этот счёт, но они оказались недостаточными для Москвы.
Важным для России является сельскохозяйственный бизнес: по оценкам Министерства сельского хозяйства США, экспорт за последнее время составил 45,5 млн. тонн. Примерно столько же хочет экспортировать в этом году Украина, рассчитывающая получить за это $20 млрд [не чересчур ли много? — прим. «М.П.»].
По данным Министерства сельского хозяйства в Киеве, урожай зерна в 2022 году из-за войны сократился с 86 до 50 млн. тонн. Ожидается, что в этом году он стабилизируется на этом уровне. Кроме того, будет собрано до 13 млн. т масличных культур. И это несмотря на то, что миллионы гектаров пахотных земель не могут быть обработаны из-за того, что они заминированы, разрушены или оккупированы. Кроме того, взрыв Каховской плотины, в котором виновата Россия [а вот здесь ребята решили упороться, перечеркнув зачатки адекватности в первой части — прим. «М.П.»], на долгие годы обременит выращивание продовольствия, «поскольку ирригационные системы больше не могут использоваться в течение неопределённого периода времени», - говорит западный дипломат в Киеве.
Путин оправдывает свою блокаду соглашения тем, что лишь небольшая часть украинского экспорта идёт на пользу бедным государствам, в то время как основная часть продаётся богатым странам Запада. По данным ООН, около 20% поставок идёт в страны с низким уровнем дохода. Кажущаяся логика, что это мало помогает бедным странам, опровергается сама собой [да ладно?! Это как?! 😀— прим. «М.П.»].
Китай, а в выходные президент ЮАР Сирил Рамафоса призвали Путина продлить контракт. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш указывает, что речь идёт не о благотворительности, а о коммерческом проекте: экспорт украинской сельхозпродукции помогает бедным странам, поскольку снижает цены на продовольствие. Именно поэтому на прошлой неделе он вновь обратился к Путину с просьбой продлить контракт [офигительная логика! 😀— прим. «М.П.»].
Для Украины на карту поставлено очень многое. Сельскохозяйственная экономика является жизненно важной для страны. Согласно принятому в Киеве правилу, она производит 10% валового внутреннего продукта, в ней занято 20% рабочей силы и она приносит 40% валютных поступлений [селяне — они и есть селяне — прим. «М.П.»]. Киевский Центробанк также опасается закрытия зернового коридора: снижение экспорта приведет к сокращению валютных поступлений и «возможному усилению давления на обменный курс гривны». Это ещё одна причина, по которой Украина пытается подготовиться к тому, чтобы оказаться без хрупкого соглашения на милость России.
Парламент одобрил создание фонда в размере $500 млн для перестрахования судовладельцев. Увеличивается портовая перевалка в дельте Дуная, которая практически не пострадала от войны и по которой могут ходить крупные каботажные суда. На границах с ЕС строятся новые складские комплексы, расширяются мощности для железнодорожных перевозок грузов в морские порты Адриатики, Северного и Балтийского морей.
Украинские фермеры уже приступили к посевной. По данным правительства, они сократили посевы пшеницы на 10% и увеличили посевы подсолнечника и сои на 9%. Хотя это и снижает урожайность, но зато требует в два раза меньше складских и транспортных мощностей, говорит фермер Зайн. Сам он теперь выращивает больше рапса. У него есть надёжные клиенты в Германии: «Рапс им нужен в качестве добавки для биодизеля» [вообще у нас в Германии масло из этого 💩 очень любят. Пихают его везде, куда можно и нельзя — прим. « М.П.»].
Авторы: Андреас Мим и Дана Хайек. Перевёл с немецкого: «Мекленбургский Петербуржец».
@Mecklenburger_Petersburger
P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: ну, что я могу сказать: заверещали. И это хорошо. Лишь бы российские лидеры не прогнулись и не удивили неприятно собственный народ очередным непрозрачным договорняком.