Найти тему
Minsknews.by

«Я бы не писал ей стихов». Тургенев — о пушкинском «гении чистой красоты». Этот день в истории: 19 июля

Оглавление

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 19 июля в разные годы, – в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1825 год. В день отъезда Анны Керн из села Тригорского Пушкин подарил ей автограф стихотворения: «Я помню чудное мгновенье…»

-2

Через 15 лет Михаил Глинка написал чарующую музыку – и родился прекрасный романс, который влюбленный композитор посвятит дочери Анны Керн, Екатерине.

Стихотворение Пушкина — шедевр русской любовной лирики. По результатам социсследования, проведенного в 2015 году журналом «Русский репортер», оно заняло 1-е место в сотне самых популярных в России стихотворных строк, включающих в числе прочего русскую и мировую классику.

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты…

Супруга коменданта Рижской крепости, героя Отечественной войны 1812 года Ермолая Керна действительно была для Пушкина «мимолетным виденьем». В глуши, в псковском имении своей тетки, красавица Керн пленяла не только его, но и соседей-помещиков. В одном из многочисленных писем ей поэт писал: «Ветреность всегда жестока… Прощайте, божественная, бешусь и падаю к вашим ножкам». Через два года Анна Керн уже не вызывала у Пушкина никаких чувств. «Гений чистой красоты» исчез, и появилась «вавилонская блудница» — так назвал ее Пушкин в письме к другу.

Годы спустя свои впечатления от встречи с Анной Керн, к тому времени уже носившей фамилию второго мужа, писатель Иван Тургенев описал так: «Вечер провел у некой мадам Виноградской, в которую когда-то был влюблен Пушкин. Он написал в честь ее много стихотворений, признанных одними из лучших в нашей литературе. В молодости, должно быть, она была очень хороша собой, и теперь еще при всем своем добродушии (она не умна) сохранила повадки женщины, привыкшей нравиться. Письма, которые писал ей Пушкин, она хранит как святыню. Мне она показала полувыцветшую пастель, изображающую ее в 28 лет, беленькая, белокурая, с кротким личиком, с наивной грацией, с удивительным простодушием во взгляде и улыбке… немного смахивает на русскую горничную а-ля Параша. На месте Пушкина я бы не писал ей стихов».

1900 год. В Париже открылось метро

-3

Первые 150 пассажиров, заполнив три деревянных вагона на станции «Порт-Майо», совершили получасовую подземную поездку через весь город.

Строительство первой ветки парижской подземки продолжалось всего 19 месяцев. Несколько ее станций в стиле модерн оформил знаменитый архитектор Гектор Гимар.

Первые линии прокладывались строго под проезжей частью улиц, так как малейшее отклонение грозило попаданием в подвалы домов. Именно поэтому некоторые станции имеют искривленную платформу, а боковые платформы не всегда находятся точно друг против друга.

Сегодня Парижский метрополитен — это 16 линий и более 300 станций. Ежедневный пассажирооборот составляет около 4,5 миллиона пассажиров, больше загрузка в Европе – только у Московского метрополитена.

1909 год. Ленин вместе с Крупской и ее матерью поселились в арендованной квартире на улице Мари-Роз

-4

Квартира в новом доме была светлой и удобной, с центральным отоплением, и потому стоила недешево — около 700 франков в год. С утра к вождю мирового пролетариата приходила прислуга, которая убирала комнаты, готовила еду.

Крупская характеризовала квартиру так: «Две комнаты и кухня, окна выходили в какой-то сад. «Приемной» нашей теперь была кухня, где и велись все задушевные разговоры».

В 1911 году в гостях у Ленина побывал Горький. «Я увидел его в Париже, в студенческой квартирке из двух комнат, студенческой она была только по размерам, но не по чистоте и строгому порядку в ней», — вспоминал писатель. А облик Ильича Горький живописал так: «Коренастый, плотный, с черепом Сократа и всевидящими глазами, он нередко… закинет голову назад и, наклонив ее к плечу, сунет пальцы рук куда-то под мышки, за жилет. В этой позе было что-то удивительно милое и смешное, что-то победоносно петушиное, и весь он в такую минуту светился радостью…».

На улице Мари-Роз Ленин с женой и тещей прожили три года. После Второй мировой войны эту квартиру приобрела Французская коммунистическая партия, а в апреле 1955 года в ней был открыт музей.

Много лет это жилище Ильича в парижской эмиграции было непременным пунктом на туристическом маршруте экскурсантов из СССР. В свое время здесь побывали Никита Хрущев, Леонид Брежнев, Михаил Горбачев, а экскурсию для Юрия Гагарина проводил лично Морис Торез, руководитель Французской компартии.

1928 год. Советские режиссеры Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин и Григорий Александров выпустили манифест «Будущее звукового фильма», в котором объявили войну звуковому кино

-5

Незадолго до этого на экраны США вышел первый в истории полнометражный звуковой фильм «Певец джаза». Издержки на его создание были велики – 422 тыс. долларов, и, чтобы доснять ленту, Гари Уорнер, один из основателей кинокомпании Warner Bros., был вынужден отказаться от зарплаты, заложить драгоценности жены и вместе с семьей переселиться в более скромную квартиру. Уорнер, конечно, рассчитывал на успех, но результат превзошел все его ожидания. «Певец джаза» стал настоящей сенсацией, доход от проката составил 3,5 млн долларов!

Однако советских мастеров экрана триумф заморских коллег не впечатлил. В своем совместном манифесте, перепечатанном впоследствии газетами и журналами всех кинематографических стран, Эйзенштейн, Пудовкин и Александров утверждали, что шумы и диалоги превратят кино в плохой театр, что попытка копировать реальность обеднит киноискусство, поскольку искусство монтажа не совместимо со словом. Молчание в кино признавалось ими эстетической нормой киноискусства. Эйзенштейн, в частности, считал, что кинообраз способен выразить все, и в качестве доказательства собирался даже перенести на экран «Капитал» Карла Маркса. Авторы манифеста дружно убеждали общественность в «чудовищной несовместимости звука и изображения». Что ж, как видим, и великие порой ошибались.

Что же касается экранизации «Капитала», то это не шутка. И Эйзенштейн заявлял об этом не в пылу полемики и не для красного словца. Режиссер утверждал, что понял, как можно это сделать, прочтя «Улисс» Джеймса Джойса и изучив формальные приемы, которые использовал автор в этом произведении. Однако Сталин не поддержал замысел Эйзенштейна, сочтя его излишне формалистским.

1980 год. Стартовали XXII летние Олимпийские игры в Москве первая Олимпиада, которая проводилась в социалистической стране

-6

Игры открыл лично Генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель Президиума Верховного Совета СССР Леонид Брежнев, прервавший по этому случаю свой отдых в Крыму. Билеты на церемонию открытия стоили для наших граждан от 1 рубля 80 копеек до 7 рублей 50 копеек в зависимости от сектора, в то время как иностранцы платили от 6 до 25 рублей.

Часть соревнований проводились также в других городах СССР: парусные регаты состоялись в Таллине, предварительные игры и четвертьфиналы футбольного турнира — в Киеве, Ленинграде и Минске.

Из-за ввода советских войск в Афганистан более 60 государств во главе с США бойкотировали московскую Олимпиаду. В отсутствие этих соперников на советский спорт снизошел настоящий триумф: команда СССР завоевала 80 золотых медалей (ГДР — 47, Болгария, Куба и Италия — по 8, Венгрия — 7, Румыния и Франция – по 6, Великобритания — 5, Польша, Швеция и Финляндия — по 3).

Накануне Олимпиады Москву очистили от нежелательных элементов. За 101-й километр были отправлены проститутки, фарцовщики, нищие, уголовники, алкоголики. «Олимпийскую деревню», в которой жили спортсмены и туристы, оградили колючей проволокой — под предлогом охраны безопасности заграничных гостей власти стремились ограничить общение с ними советских граждан.

Въезд в столицу был закрыт, но оставшиеся в городе москвичи этому только радовались: в магазинах «выкинули» дефицит, и колбасу можно было купить даже вечером после работы.

Смотрите также: