Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), российская аэрокосмическая и оборонная корпорация, недавно подала серию патентов в Федеральную службу по интеллектуальной собственности России, раскрывая интригующие модификации оригинальной конструкции Су-75 «Шах и мат».
Эти патенты предполагают планы ОАК по разработке двухместной тандемной версии и варианта беспилотного летательного аппарата.
28 декабря 2022 года конструкторское бюро ОАК подало заявку на патент «самолета-невидимки с одним двигателем и одноместным креслом». Это приложение включает в себя заметные модификации оригинальной конструкции самолета Су-75 «Шах и мат».
Одно из ключевых изменений можно наблюдать в конструкции крыла по сравнению с моделью, представленной на МАКС-2021 и Dubai Air Show 2021, где макет впервые экспонировался на международном уровне.
Эта модификация включает удлинение и наклон задней кромки крыла, что приводит к увеличению площади крыла и, возможно, к небольшому снижению радиолокационной заметности самолета в задней части.
Кроме того, кажется, что есть небольшой прогресс в установке двигателя. Фюзеляж также претерпел изменения, по-видимому, увеличив внутреннюю вместимость самолета.
Это изменение предполагает возможность увеличения боковых отсеков вооружения для размещения ракет класса «воздух-воздух» или увеличения внутреннего запаса топлива для Checkmate, или, возможно, были реализованы обе модификации.
ОАК также представила концепцию «одномоторного двухместного самолета-невидимки». Подобно другим двухместным моделям Сухого, модификации имеют тандемную конфигурацию кабины с приподнятым задним сиденьем для улучшения обзора впереди.
Помимо своей роли в обучении будущих экипажей Су-75, двухместная версия самолета потенциально может служить «командным пунктом» для беспилотных летательных аппаратов и беспилотных боевых самолетов типа С-70 "Охотник".
Эта конфигурация позволит самолету эффективно координировать и управлять операциями с участием нескольких беспилотных средств, демонстрируя свою универсальность и адаптируемость к современным сценариям боевых действий.
Наряду с проектом пилотируемого самолета был представлен и беспилотный вариант Checkmate, напоминающий своего пилотируемого аналога.
Эта беспилотная версия представляет собой ключевую разрабатываемую функцию для систем господства в воздухе шестого поколения, часто описываемую в различных отчетах как «опционально пилотируемая».
Тем не менее, включение беспилотного варианта подчеркивает будущее направление систем воздушного боя, подчеркивая растущую роль беспилотных технологий в достижении превосходства в воздухе.
Сообщается, что конструкция Checkmate разработана с учетом научно-технической базы, заложенной при создании экспортного варианта истребителя пятого поколения Су-57Э.
Предполагается, что некоторые технологии, такие как бортовые системы, кабина и другие элементы, также будут заимствованы у самолета Су-57.
Ожидается, что этот подход снизит затраты и повысит эффективность обслуживания, поскольку использование существующих технологий и инфраструктуры может упростить производственные процессы и оптимизировать процедуры обслуживания.
ОАК также заявила, что истребитель сможет беспрепятственно взаимодействовать с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) в сетевой конфигурации.
Глава Объединённой авиастроительной корпорации (АОК) Юрий Слюсарь рассказал, что согласно бизнес-плану, в ближайшие 15 лет будет выпущено 300 истребителей Су-75 Checkmate. Самолет, в первую очередь, нацелен на внешние рынки, но не исключено, что какое-то количество будет закуплено и Министерством обороны РФ.
Во время презентации новинки Владимиру Путину и позднее широкой публике были озвучены некоторые летно-технические характеристики:
- максимальная скорость истребителя-невидимки составит 1.8-2 Маха (2’147-2’386 км/ч)
- дальность полёта без подвесных баков – 2’900 км
- боевой радиус действия – 1’500 км
- масса боевой нагрузки – 7.4 тонны
-максимальная перегрузка – 8G
-двигатель с отклоняемым вектором тяги класса 14.5-16 т
В малозаметной конфигурации внутри фюзеляжа самолет способен нести до пяти ракет «воздух-воздух» или других средств поражения. Истребитель способен одновременно атаковать до 6 целей. В арсенале вооружений уже заявлены все передовые российские системы поражения.
Что касается стоимости новинки, Чемезов сообщил, что она будет стоить 25-30 млн. долларов. Это существенно ниже $115 млн. у американского F-35, $90 млн. у французского Rafale и $40-60 млн. у шведского Gripen.
По материалам СМИ производство первой установочной партии российских однодвигательных истребителей Су-75 Checkmate запланировано на 2026 год. Ранее сообщалось, что первые летные испытания истребителя состоятся в 2024 году.