Пару лет назад в западной прессе были опубликованы весьма абсурдные на первый взгляд заявления их военного ведомства, являющиеся реакцией на фантастический успех русского гиперзвукового оружия. Их суть заключалась в том, что мол якобы наши ракеты хоть и летят со скоростью свыше 5000 км/ч, но гиперзвуковыми не являются. Выглядело это весьма забавно, но доля истины в их умозаключениях была.
Приветствую на канале!
А дело тут вот в чём. Сами американцы давным-давно заняты разработкой гиперзвуковых ракет, но они серьёзно отличаются от наших и построены вокруг абсолютно другого двигателя - прямоточного воздушно-реактивного, или же ГПВРД. Долго распинаться что это такое не будем, но кратко отметим его важнейшее свойство - для стабильной работы он нуждается в постоянном притоке воздуха, что у того же "Циркона", 9М723 и его авиационной версии не вызывает вопросов. Казалось бы, ну ерунда какая-то? Но этот минус и является его ключевым плюсом по той причине, что большая часть полёта может проходить существенно ниже, а значит и обнаружить такой боеприпас гораздо-гораздо сложнее. Вот поэтому в США гордо заявляют, что наши ракеты не гиперзвуковые, так как это не подпадает под разработанную ими концепцию, хоть на деле это полная чушь. Но, как говориться, есть над чем задуматься, особенно оглядываясь на опыт применения. Так, например, стал совершенно очевиден довольно любопытный факт - удар "Кинжала" хоть и неотвратим, а подготовиться к нему весьма проблематично, но зафиксировать пуск вполне посильная задача даже не самому технически продвинутому противнику. Правда ничего с этим поделать нельзя - два выведенных из строя американских "Пэтриота" тому прекрасное доказательство. С другой стороны, это только лишь подстегнёт разработку более продвинутых средств перехвата, здесь питать иллюзии не стоит - нам необходима ракета, которая решит весь спектр проблем.
И такой боеприпас в разработке под шифром "Гремлин". Первое, о чём стоит упомянуть - это двигатель. Да, это будет упомянутый в самом начале ГПВРД - это подтверждается рядом косвенных признаков, которые были опубликованы в ряде СМИ. Так, например, наименование двигателя пока что звучит как "Изделие 70" и, как утверждается теми же "Известиями", оно проходило испытания пару лет назад на огневом стенде под ракеты, полёт которых проходит на высотах ниже 25 км. Это крайне важный показатель, так как тот же "Циркон" комфортно себя чувствует себя на высотах около 40. В связи с активным совершенствованием РЛС главного оппонента, это скорее минус, чем плюс - ракету будет видно задолго до прилёта. Второй пункт - это скорость. Если "Гремлин" действительно способен лететь низко достаточно продолжительное время, то моментально в игру включается сопротивление воздуха - это не только нагрев, с которым наши конструктора нашли способ бороться ("Авангард" тому ярчайший пример, буквально), но ещё и снижение скорости. Как утверждает ряд источников, новинка сможет развить минимум 6М, или примерно 7100 км/ч - это немало, но в 2 раза меньше "Кинжала", что в очередной раз подтверждает низковысотный профиль полёта. А значит обнаружить "Гремлина" будет крайне сложно - под это дело сгодится только что-то наподобие самолётов ДРЛО с очень продвинутой РЛС на борту, коих пока нет, или же спутники, в которые американцы сейчас активно вкладываются.
Скорость и высота - это очень хорошо, но далеко не все фишки ракеты. Особо важный параметр - габариты, и здесь стоит упомянуть возможность его внутрифюзеляжного размещения на такой машине, как Су-57. Значит, "Гремлин" довольно маленький, и влезет его на одном истребителе как минимум 4 штуки, не считая внешней подвески. Выбор носителя, как нам кажется, не случайный - скрытная гиперзвуковая ракета на машине, построенной по технологии "Стелс", что диаметрально отличается от концепции МиГ-31К вкупе с "Кинжалом". Но сходства есть, и они в универсальности. "Известия" также публиковали информацию, что в роли головки самонаведения будет выступать модернизированная "Грань К-02" - нечто подобное стоит на ПКР семейства Х-35. Очень интересная ГСН, за которой в своё время "охотились" американцы для своего "Гарпуна". Отсюда вывод - "Гремлин" сможет наводиться как на морские цели, так и на сухопутные, что позволит Су-57 наносить удары практически без ограничений. Но тут же стоит оговориться, что наш "Стелс" не единственный носитель, хоть и ключевой - "Гремлин" отлично встанет на Су-35С, Су-30СМ, Су-34 и даже на Ту-22М3 и Ту-160М/М2 (по крайней мере это заявленные носители). И последний, но не менее важный параметр, который мы сегодня рассмотрим - это дальность. Согласно открытым данным она составит примерно 1500 километров, но сколько из них на предельно низкой высоте - конечно же, загадка, которую никто раскрывать не будет до момента применения.
Хотели американцы увидеть настоящий гиперзвук согласно придуманной ими же концепцией? Скоро эта возможность у них наверняка появиться. Согласно открытой информации, в 2018 году начались работы над "Гремлином", в 2020 был готов макет и проводились тестовые полёты с основными носителями, в 2021 тестировали двигатель, а первые полёты готового прототипа ожидаются в этом году. Если всё пойдёт по плану, то новинка может проявить себя уже совсем скоро, но не стоит забывать очевидное - нам сейчас нужны уже работающие гиперзвуковые ракеты, так что сроки вполне могут сдвинуть. Как говориться, лучше хорошее сейчас, чем отличное потом.