Само здание факультета представляет собой большую историческую ценность, а в его аудиториях есть шкафы, сохранившиеся со времён дореволюционной России. Здание было построено на Тихвинской площади в 1881–1884 годах по проекту архитектора Розина для технического училища. А в 1962 году здание перешло биолого-почвенному факультету Иркутского государственного университета.
На биолого-почвенном факультете существуют четыре музея
Память земли
В Восточно-Сибирском музее почвоведения есть экспонаты, появившиеся задолго до образования нашего государства. Речь идёт о почвенных монолитах.
Наталья Киселёва, старший преподаватель кафедры почвоведения и оценки земельных ресурсов, рассказала, что такое почвенные монолиты и чем они ценны.
Почвенный монолит представляет собой отделённый от земельного разреза куб, вставленный в специальный ящик, закрытый стеклом. Так мы видим в разрезе почвенный профиль. Сейчас коллекция монолитов насчитывает более 30 экспонатов. Представлены образцы почв не только из России, но и Болгарии, Монголии, Африки, США, Белоруссии, Казахстана, других регионов.
С момента создания музея отбор новых почвенных монолитов сотрудники кафедры и студенты в полевых условиях проводят регулярно. Их изучение позволяет познакомиться с историей региона на протяжении веков, познать историю природных событий, смену ландшафтов, проследить климатические изменения, увидеть геологическую историю Земли. Студенты и посетители музея узнают, в какие исторические периоды существовали шерстистые носороги и мамонты, как в почве фиксируются следы молний, землетрясений и другие катастрофические события.
В Иркутской области есть территория, которая много миллионов лет назад была занята морем. Потом море ушло, территория поднялась. А морские отложения наблюдать можно и сейчас : например, накопленная соль в Усолье-Сибирском.
Почвоведы работают в тесном контакте с археологами, геологами, ботаниками, зоологами, другими специалистами. Когда обнаруживаются какие-либо археологические находки, нужна привязка к определённым климатическим условиям территории. Почвовед может по конкретному слою определить, тепло или холодно было человеку в определённый период, какие растения его окружали, чем он занимался.
История музея почвоведения им. И.В. Николаева неразрывно связана с историей кафедры почвоведения, основанной в 1931 году. Профессор И.В. Николаев был первым заведующим кафедрой почвоведения. С этого времени при кафедре собираются коллекции монолитов и микромонолитов.
На базе музея ведется активная работа со школьниками, студентами вузов Иркутска. Музей открыт для посетителей.
Хранилище растений
После знакомства с почвенными монолитами наша экскурсия переместилась к экспонату под названием Victoria regia – на стене аудитории за стеклом представлен образец самой крупной кувшинки в мире. На ее листе, как на лодке, может удержаться человек.
Андрей Лиштва, заведующий кафедрой ботаники, рассказал, что лист Victoriaregia был привезён в Иркутск из Томского университета.
Туда экспонат был доставлен Порфирием Крыловым в конце XIX века прямо из Амазонии. При транспортировке лист был свёрнут в трубку, доставили его в тубусе, затем на месте размочили и раскрутили.
На кафедре ботаники есть большой гербарий, некоторые образцы которого сохранились ещё с XIX века. Размер коллекции поистине впечатляет: ряды шкафов с бесчисленным количеством полок и отделений, в которых хранятся ценнейшие образцы различных растений.
Спасение от вредных насекомых
Ольга Вятчина, доцент кафедры микробиологии, рассказала об одном из крупнейших исследователей нашего региона - Евгении Талалаеве, который создал бактериальный препарат против вредных насекомых.
В 1949 году Евгению Талалаеву было дано государственное задание разработать бактериальный биологический препарат против сибирского шелкопряда, который наносил огромный ущерб лесному хозяйству. Вместе с сотрудниками он выехал в места массового размножения шелкопряда, собрал погибших гусениц, в лабораторных условиях провёл микробиологический анализ.
Оказалось, что гусеницы погибли от бактериальной инфекции, и учёный выделил бактерию, вызвавшую заболевание. Разработанный препарат Евгений Талалаев называл дендробациллин. В музее хранится образец.
В 1952 году началось промышленное производство дендробациллина. Препарат экологически безопасен и является отличной альтернативой химическим пестицидам. Население у нас, к сожалению, не осведомлено о препаратах и использует инсектициды, токсичные, опасные для человека.
Сейчас дендробациллин не производится, но на его основе изготавливаются современные более действенные средства борьбы с насекомыми. Эти вещества пытались применить и в борьбе с горностаевой молью, но деревья нужно обрабатывать в определённой стадии развития моли, в мае. Распылять препарат в городской черте разрешено только в ночное время суток, а температура в это время слишком низкая для того, чтобы препарат привёл к результату. При этом когда обрабатывали поражённые деревья в пригороде, опыт был удачным.
В сельском и лесном хозяйстве, к сожалению, сейчас идут по пути наименьшего сопротивления. Работать с непростым в использовании биологическим препаратом желания нет, поскольку надо соблюдать условия хранения, транспортировки, обработки. А используют же то, что проще - пестициды.
В мире животных
Последней нашей станцией стал музей зоологии позвоночных, в витринах которого выставлено множество чучел различных рыб, птиц, зверей.
О нём рассказала Тамара Сирохина, заведующая музеем.
История музея начинается с 1920 года, со времени создания кафедры зоологии позвоночных ИГУ. Отдельные экспонаты собраны еще в 80-90-х годах XIX века. Например, почтенный возраст имеют австралийская ехидна и панголин, попавшие в музей в числе экспонатов китайской коллекции в 40-е годы двадцатого столетия.
Чучело кабана сделано из зверя, добытого в 1953 году тогдашним заведующим кафедрой Андреем Фетисовым. Это случилось на окраине Иркутска, на нынешней остановке «Госуниверситет» – раньше там был лес. А в 70-е XX века из Ялтинского дельфинария доставлен другой занимательный экспонат – скелет дельфина. Обширная коллекция чучел птиц Сибири изготовлена специалистами музея относительно недавно.
Как требуют каноны музейного дела, животные изображены в прижизненных позах. Однако экспонаты имеют в основном познавательную и эстетическую ценность. Научную значимость представляют тушки грызунов и птиц, хранящиеся в фондовой коллекции, скрытой от глаз посетителей – их насчитывается около 14 тысяч экземпляров. Ценнейшая информация содержится в этикетках, сопровождающих каждую: где, когда и кем добыта. Утратившие этикетки экспонаты переходят в учебную коллекцию, в руки студентов, тренирующихся в определении их видовой принадлежности.
Дарья Арсентьева
По материалам газеты "Иркутский университет"