Я отношусь к рекламе спокойно, но с интересом; с определённым скепсисом, и старюсь на нее не вестись. Реклама окружает нас повсюду; хотя реклама никогда не является атмосферой, она лишь инструмент. Хорошая, качественная реклама нужна и важна, а сделать её нелегко, как вообще трудно делать стоящие вещи. В наше время реклама позволяет многое узнать и расширить границы своего мира.
Мне не нравится, что рекламу на YouTube нельзя, как обычное видео, отмотать назад и просмотреть повторно. Чтобы в контекстной рекламе в браузере видеть информацию на интересующую меня тематику, я сделал несколько соответствующих поисковых запросов, и теперь мне показывают то, что действительно мне интересно. А если эта тематика надоест, я сделаю другие запросы. Так что настраивайте рекламу для себя – Современный Интернет предоставляет такую возможность!
И вот некоторое время назад, как раз на YouTube, я увидел рекламу бесплатного вебинара по обучению английскому языку. Так как вечер у меня был свободный (а важная часть моей работы – это именно организация вебинаров), я решил посетить этот вебинар. Посетил. Присмотрелся. Приценился. Но еще не понимал. А потом, естественно, как это устроено в современном Интернете, стал получать в контекстной рекламе и в рекламе к видео объявления о других подобных вебинарах. И я посетил еще несколько таких вебинаров. И вот тут-то и пришло понимание, о котором я хочу рассказать дальше.
Все эти вебинары проходят если не на одной платформе, то на очень похожих платформах. Эти платформы отличаются максимальным минимализмом. Работают они, естественно, в браузере (без каких-либо приложений), и экран делится на две неравные части. В левой, большей части – или говорящая голова во всю часть, или презентация с небольшой картинкой говорящей головы (как правило, в верхнем правом углу, хотя бывает и в нижнем правом). В правой, меньшей части – чат. Поменять ширину частей нельзя. Еще наверху экрана может быть заголовок, а под левой частью может появляться кнопка, на которую нужно нажать, чтобы присоединиться к тому, что Вам пытаются продать на этом вебинаре. Все прочие возможности либо отключены, либо (что более вероятно) вовсе отсутствуют на платформе. И я не говорю, что вебинарная платформа плохая! Для своей задачи – сделать рекламу своего предложения – она как раз подходит идеально!
Не говорю я и о том, что вебинары плохие. Они совсем не плохие, и я вижу, что язык у говорящих голов подвешен отлично! Просто надо понимать, что их цель не научить Вас чему-то (тем более, бесплатно), а заманить Вас в свои платные программы. При этом некоторые буквально умоляют к ним записаться.
Но интереснее другое. За несколько вебинаров я успел заметить, что все они проходят строго по одной и той же схеме.
Начинается все с формального вступительного слова, на котором говорящая голова просит уточнить, хорошо ли ее видно и слышно. Далее говорят о продолжительности вебинара, обычно заявляемой, как два часа (хотя в рекламе может быть указана и другая длительность). При этом в два часа не укладывается никто, и мероприятие может затянуться даже на четыре часа. Затем упоминают, что записи не будет, а ответы на вопросы будут в конце.
И говорят, что для тех, кто останется до конца, предусмотрены специальные бонусы, которые даже могут быть перечислены. Правда, бонусы, если и дают, то не в конце вебинара, а через какое-то время после окончания мероприятия присылают что-то на электронную почту. Обычно это какой-то краткий (хотя иногда и полезный) материал достаточно общего характера, а также презентация мероприятия. Сделаны эти материалы, как правило, красиво и качественно. Бывает, что и вовсе ничего не присылают, а бывает, что присылают через сутки и по несколько раз с извинениями, что не прислали раньше.
После этого представляется структура мероприятия, которая обычно соблюдается. Вебинар состоит из нескольких блоков. Первый блок – это обязательно знакомство с говорящей головой. Потом от двух до пяти блоков, посвященных тематике мероприятия. А потом – ответы на вопросы и получение бонусов.
Представление говорящей головы (у меня не поворачивается язык назвать это «ведущим») может занимать значительное время. Кто-то укладывается и в 20 минут, но бывало, что представление растягивалось и на 50 минут! Говорящая голова пересказывает свою биографию, рассказывает, как раньше она перепробовала много всего разного, и потом открыла для себя что-то близкое к теме вебинара. Потом с трудом, поначалу без особого успеха, она развивалась в этом направлении, набивала шишки, но постепенно все-таки росла и доросла до нынешнего, очень опытного и успешного состояния. И вот, оценив свой путь, поняв свои ошибки, установив нужные связи, говорящая голова имеет что рассказать слушателям. К этому говорящей головой может добавляться о себе много другой информации, вообще не имеющей отношения к мероприятию (например, что она обладатель такого-то разряда в таком-то виде спорта, или мастер-стеклодув, или сертифицированный сомелье). В общем, к концу знакомства уже можно утомиться, и иногда хочется уже уйти с вебинара. Интересно, как это все соотносится с клиповым мышлением современных людей, которые уже через 10 минут перестают воспринимать поток информации?
Далее идет рассказ об основной теме мероприятия. Часто этот рассказ начинается с обращенного к аудитории вопроса «Зачем Вам это?». Вопрос важный, так как чтобы чего-то достичь, человек должен знать, чего именно он хочет достичь. А кроме того можно вытерпеть любое «как», если знаешь «зачем». Список мотиваций обычно предлагает сама говорящая голова, но в итоге практически все сводится к деньгам – или к возможности жить за счет того, чему вы научились, или к возможности получать от этого дополнительный доход. А деньги открывают доступ к мечте – не ходить на работу, проводить больше времени с детьми, поселиться в теплой стране на берегу моря…
Далее говорящая голова спрашивает: «Если вы хотите быть кем-то или сделать что-то, почему вы до сих пор этого не сделали?». И сама же дает ответ на этот вопрос. Все ответы можно поделить на три группы. Первая – вы не верите в себя и у вас есть как минимум один из страхов, приведенных в списке на очередном слайде. Вторая – вами властвуют ошибочные мифы о том деле, которые у вас не делается (список мифов тоже приведен на слайде). Третья – вы пробовали научиться, но почему-то ничего не получилось. И каждая группа ответов может разбираться довольно подробно.
По пути могут дать какие-то практические советы. И они, действительно, могут быть неплохими, полезными. Почти всегда будут вворачивать в разговор какие-то термины, неизвестные широкой публике, но используемые в профессиональной среде. Здесь важно понимать, что любая деятельность – это, прежде всего, техника деятельности, позволяющая получать максимальный результат при минимуме затраченных сил и времени. В общем, все техники (а в каждом виде деятельности их много) известны профессионалам, и любой может научиться этим техникам (другой вопрос в том, насколько хорошо человек научится). Можно, конечно, пытаться действовать без техники, по наитию, но этот путь очень долгий и затратный, а зачастую ещё и тупиковый.
Вот и на вебинаре всё сводится к двум дальнейшим путям. Путь первый: вы и дальше топтаться на месте, продолжать самостоятельно пытаться что-то делать, но без особой надежды на успех. Путь второй: вы можете присоединиться к команде организаторов вебинара, которые будут учить вас действовать правильно, иногда по их уникальной авторской схеме. И этот путь откроет перед вами такие перспективы, такие возможности, что вы очень быстро достигните грандиозных результатов. Стоит вам вступить на этот путь сегодня и сейчас, как через три месяца вы уже будете или свободно говорить на английском языке, или раздавать автографы читателям, или решите все ваши финансовые или жизненные трудности.
Далее могут приводиться конкретные модули курса (о том, что это платный учебный курс может стать понятно только на этом этапе), и вам будут рассказывать, чему вас будут учить (или вам нужно научиться). Еще обязательно приведут отзывы уже закончивших курс учеников. Естественно, все отзывы будут самые положительные. Вас станут убеждать, что и у вас от курса будут такие же восторги, так как результаты будут феноменальные. И скажут, что, конечно, в каких-то случаях может не получиться, но в практике организаторов таких случаев не было.
Порядок расположения частей вебинара может варьироваться, некоторые части могут даже отсутствовать. Но, в общем, вам расскажут очень много всего, имеющего близкое отношение к теме вебинара, могут дать даже какие-то конкретные отдельные практические советы, но ничего сущностного вам не расскажут. Самое же главное, иногда занимающее больше половины времени вебинара начинается дальше.
Говорящая голова объявляет, что приглашает нас на курс. И входит в курс много всего: несколько модулей, множество заданий для самостоятельной работы, постоянное взаимодействие с кураторами, дополнительные добровольные задания для самоконтроля, многочисленные сертификаты. И в целом, курс, конечно, дорогой (а иногда даже очень дорогой). Но именно сегодня, до наступления полуночи, нам предоставляется значительная скидка – в 30 %, а то и 50 % стоимости. (Странно, что обычно не призывают поверить в то, что после прохождения обучения и начала применения тому, чему вы научились, деньги будут быстро отработаны и возмещены – видимо, понимают, что такого не будет). Нет сейчас полной суммы – не беда; можно платить в рассрочку (продолжительностью до года); и вообще, вносите предоплату, забивайте себе место на курсе, а остальное заплатите потом.
А тем, кто подпишется на курс сейчас же, будут предоставлены бонусы. Иногда для получения бонусов необходимо сейчас же внести небольшую (порядка 1 – 2 тысяч рублей) предоплату. В бонусы могут входить дополнительные, углубляющие курсы; несколько отдельных вебинаров со «звездой» своего дела (иногда имеющей к курсу весьма отдаленное отношение); набор полезной литературы (естественно, в электронном виде); сертификаты, позволяющие подарить прохождения курса другу; дополнительные скидки. И везде, иногда даже без бонусов, обещают индивидуальное взаимодействие – у каждого слушателя будет куратор, который будет работать лично со слушателем.
Еще почти наверняка упомянут о том, что количество мест на курсе ограничено, и их уже осталось мало; но тем, кто внес предоплату переживать не нужно – они уже записались на курс. Могут еще сказать, что сегодня очень большой поток желающих, поэтому на курсе открываются дополнительные места. Если вы сомневаетесь и не уверены, что хотите учиться на курсе – подумайте до завтра (или в течение недели), но внесите предоплату, и застолбите себе место; обучение можно начать и через месяц. Повторно курс запускаться будет, но ведь цены растут, и таких скидок, как сегодня предоставить уже не смогут.
При этом все время идет активное взаимодействие с аудиторией, которой предлагают отвечать в чате на те или иные вопросы. Аудитория в зависимости от вопроса или отвечает словами, или ставит в чате циферки, обозначающие те или иные варианты, представленные на слайде. Помимо этого аудитория сама может задавать вопросы (от самых умных до весьма глупых); обычно техническая поддержка отвечает на них, что ответы будут в конце вебинара. А как только объявляется о курсе, обязательно найдется слушатель, который сразу напишет: «Уже хочу на курс». И как только объявляется об оплате, почти сразу же появится слушатель, который напишет, что уже оплатил (или внес предоплату). И что интересно, я никогда не видел ни скептических комментариев, ни флуда, ни критики от проникших на вебинар бывших слушателей, ни откровенного хулиганства, которое (а это я знаю по своему опыту проведения вебинаров) случается весьма часто.
После того, как предоставлены все скидки и объявлены все бонусы, говорящая голова начинает отвечать на вопросы. Отвечают, естественно, только на вопросы об оплате, времени начала обучения, о рассрочках и предоплатах, о сомнениях (которые нужно отбросить и записаться на курс). А вместо ответов на вопросы о сути, о значении используемых терминов, о каких-то конкретных путях и приемах, говорят, что обо всем вы узнаете на курсе. И еще раз добавляют, что скидки вот-вот закончатся. И сам вебинар вскоре после этого заканчивается.
Я так и не записался ни на один их предлагаемых курсов. Я не говорю, что эти курсы плохие. И я не знаю, в самом ли деле после обучения можно получить такие грандиозные результаты, как обещают. Возможно, из нескольких десятков или сотен слушателей двум-трем действительно удастся «выстрелить» (особенно, если речь идет о творчестве). А остальные – да кого волнуют эти остальные, кого волнует серая масса?
Но модель вебинаров после посещения нескольких мероприятий становится очевидна. И я не говорю, что это плохая модель. Просто нужно помнить, что бесплатный вебинар не обучающий, а рекламный. Соглашаться, поддаваться на это рекламное предложение или нет – каждый решает сам.