Найти тему
Советское Кино

«Гонщики». Впервые в СССР показали реальные гонки

Советский художественный фильм «Гонщики» был бы интересен только любителям автомобильных гонок, если бы не звездный состав съемочной группы и некоторые оставшиеся за кадром истории. На экраны он вышел в 1982 году. Снят был легендарным советским режиссером И. Масленниковым, который впоследствии снимет «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Сценарий к картине режиссер переписывал сам, потому что изначальный чисто производственный сценарий наводил на него тоску и ужас.

Характерно, что через большинство фильмов этого режиссера проходит как автор музыки и композитор В. Дашкевич.

Актеры картины: Е. Леонов, О. Янковский, Л. Лужина, А. Джигарханян, Л. Мерзин, Н. Ферапонтов, А. Грецов, Б. Аракепов, Н. Ильина, А. Леонов.

Картина стала интересна широкому кругу зрителей прежде всего тем, что это оказался самый реалистичный советский фильм про автомобильных гонщиков. Здесь показан был реальный быт советских авто - спортсменов. Потому что в СССР не было профессии автогонщика. Спортсмен был обязан работать инженером, слесарем, рабочим на предприятиях, а как - бы в свободное время или отпрашиваясь в командировки заниматься автоспортом и брать мировые рекорды. Вот о жизни таких спортсменов и снимался этот фильм.

Изображение со страницы https://www.afisha.ru/movie/gonshchiki-186519/
Изображение со страницы https://www.afisha.ru/movie/gonshchiki-186519/

Картина не только рассказывала об их жизни. В фильме впервые в СССР показаны реальные гонки. Впервые снимали актеров в движущихся машинах. В картине много трюковых моментов. Все трюки исполнялись настоящими пилотами того времени.

Можно в деталях увидеть салон гоночных автомобилей того времени. В деталях воссоздана была экипировка.

При просмотре картины профессионалы до сих пор удивляются — как на таких машинах, с таким слабым каркасом безопасности можно было участвовать в соревнованиях и не разбиваться.

Большая часть картины рассказывала о гонках и гонщиках, но небольшая часть была посвящена работе на заводе с показанными производственными процессами.

Правдиво фильм рассказывает и о качестве трасс и о качестве машин на них.

Фильм снимался на трассах от Москвы до Военно-грузинской дороги.

Занятный момент был во время съемок. Выяснилось, что Янковский не умеет водить. У него даже прав тогда не было. Но в самых начальных кадрах актер поехал сам. Когда его спросили — как он едет, если впервые сидит за рулем? В ответ артист сказал что просто смотрел как это делают другие и запомнил. Однако для продолжения съемок даже такого таланта было недостаточно и Янковского стали на скорую руку обучать водительским премудростям. Так что к концу картины он уже лихо водил даже гоночный автомобиль.

В картине участвовал самодельный автомобиль, собранный вручную энтузиастом из Грузии. У автомобиля был двигатель от мотоцикла Урал, задняя подвеска от Запорожца, а передняя от мотоколяски. При этом сам автомобиль выглядел как грузовичок.

Все диалоги в салоне мчащегося автомобиля снимали вживую специальной камерой, закрепленной на корпусе машины. Иногда и оператор забирался с камерой в багажник. Весь съемочный процесс режиссер направил на полную реалистичность картины. Он хотел чтобы зритель воочию почувствовал — что значит быть гонщиком на отечественных машинах.

На фильме Янковский и Леонов настолько сдружились и так увлеклись автоспортом, что с увлечением продолжили и после картины ездить на различных автомобилях и периодически посещать вместе соревнования.

Благодаря этому фильму Янковского взяли из Саратовского театра в Ленком. Леонов очень рекомендовал Захарову молодого и перспективного актера.

В апреле 1973 года фильм вышел в широкий прокат. Он навсегда остался дорог в основном мужской аудитории, потому что тогда в СССР почти все мужчины и подростки увлекались автомобилями, собирая их по запчастям и пытаясь участвовать в гонках.