Двукратная олимпийская чемпионка по прыжкам с шестом Елена Исинбаева, переехавшая в Испанию, отреклась от своего майорского звания:
"Те звания, о которых сегодня говорят, носят номинальный характер, так как я не состою и никогда не состояла на службе в Вооруженных силах РФ… Я человек мира... Живу там, где работаю, ем то, что люблю…".
И тут же на спортсменку ополчились разные общественные деятели. Как посмела! Да мы, да её, да она. Понеслись проклятия и обвинения в предательстве. Дескать, государство ее выкормило, выучило, настрополило на победы, а она, неблагодарная девушка, околачивается в Европах, жирует себе на испанском острове Тенерифе и довольно легкомысленно отнеслась к званию и мундиру.
А ведь действительно, Исинбаева правду говорит. Характер-то ее воинского звания действительно номинальный. Несмотря на то, что Елена заключила контракт с железнодорожными войсками министерства Обороны РФ в 2003 году, а в 2005 была уже старшим лейтенантом. В 2008 Исинбаева уже проживала в Монако, но золото в Пекине обеспечило ей звание капитана. А в 2015 она заключила контракт с МО на 5 лет уже на воинскую должность инструктора по легкой атлетике ЦСКА, с присвоением звания майора.
Но какое это имеет значение? Ведь это дело отношения. Все эти контракты с МО были номинальными. Только деньги платились за них реальные. А в этом и была суть заключения контрактов. Минобороны — слава, спортсмену приработок, за то, что где-то просто числишься. Она что, бронепоезд водила в железнодорожных войсках? Нет, просто где-то там в музее пылятся ее кубки на полках. Не ахи какие великие деньги от этих контрактов, но как говорится, хоть шерсти клок. Для поддержки штанов.
А насчет патриотизма... Наши спортсмены слова-то государственного гимна вряд-ли знают, губами только шевелят, на награждениях. Потому что от них требовалось совсем другое. Не зачатки интеллекта демонстрировать и любовь к государству, а силу, быстроту, выносливость, стремление и волю к победе, в общем всё, что требуется для спорта Высоких достижений.
А вообще, вот она, эволюция волгоградской девочки из позднего СССР в человека мира. Жила-была девочка в бедной семье, родители отдали ее в спорт, потому что им сказали, что только так можно выбиться хоть куда-нибудь из нищеты.
Спорт зашел, девочка стала показывать результаты, а кроме того, выяснилось, что за это почем-то платят много денег (уже наступила эпоха рыночных отношений). А тут еще государственная поддержка, потому что Владимир Владимирович не курит/не пьет, был когда-то спортсменом, почувствовал со спортом единение и решил, что они, спортсмены, тоже должны почувствовать единение с государством.
Спортсменам, получавшим медали на высоком уровне, стали вручать немецкие автомобили от государства (не патриотично, да, но вручать "Лады-Калины" спортсменам, которые половину своей жизни провели за рубежом и хорошо зарабатывают — почему-то чиновники не решились).
Затем поступил запрос на патриотизм. Немецкие автомобили и квартиры вручать не перестали, но к ним добавились воинские звания и депутатские регалии Государственной Думы.
Спортсменам (особенно девочкам) номинальная принадлежность к армии нравилась. Форма красивенькая, нарядная, медальки на грудь можно вешать или разноцветные колодки, селфиться опять же со всякими политиками высокого уровня и выкладывать в Инсту. Хорошо же.
А вот в Госдуме скучно, приходится сидеть со скучными людьми и выслушивать какие-то скучные выступления, жать на кнопку, когда скажут. Подписывать какие-то бумажки, смысла которых не понимаешь. Единственное что радует, это зарплата, неплохие деньги платят просто так: не надо прыгать, бегать, метать ядро, крутить обруч. Ради зарплаты приходится высиживать и делать вид, что ты вовлечен в процесс. Тут главное не заснуть или не ляпнуть какую-то глупость в микрофон. Хорошо что спортсменов-депутатов обычно к микрофону не подпускают.
Это история не про Елену Исимбаеву. Это история про многих российских спортсменов, вступивших в сознательный возраст во времена рыночного капитализма и попавших в период декоративного единения с государством. От привилегий никто в здравом уме не отказывается. Но и никто не ощущает за это моральную ответственность. Это просто такие правила игры: делаешь, что предложено, не за бесплатно, демонстрируешь лояльность, вовлечен в декоративные процессы, и остаешься в плюсе. Все понарошку, кроме денег.
Но когда наступили другие времена, пришлось выбирать. И тогда стало очевидно, что патриотизм, мундир, воинские звания — это просто ненужная бутафория, сувенирка, которые мешают стать человеком мира и абстрагироваться от внутренних и внешних проблем России.
Честь мундира? Да бросьте. Человек не может прочувствовать эту честь, если мундир надевал для того, чтобы лишь покрасоваться в нем. Было прикольно. Было выгодно. А сейчас не очень. Поэтому важно от этого откреститься, иначе выгонят из Европы. Там выгод больше. И патриотизм тут не причем. Потому что его нет. Есть деньги, достаток, комфорт, возможности. То есть, настоящие материальные ценности, а не эфемерные, вроде долга, чести, достоинства, патриотизма.
Поэтому сейчас спортсмены с легкостью отказываются от российского гражданства или лезут под нейтральный флаг или флаг другого государства, лишь бы выбраться из того кольца, которое сжимается вокруг России. Из настоящих современных патриотов-спортсменов высокого уровня на ум приходит лишь гроссмейстер Сергей Карякин, который отказался предавать Россию, менять флаг и гражданство, попал под санкции и отстранен от международных соревнований.
Без всякого сомнения есть еще немало таких настоящих патриотов в спорте. Сергей Карякин лишь пример.
И Елена тоже пример — противоположному. Ничего личного. Каждый сам выбирает, где ему и как жить, и каждый сам для себя определяет, что такое честь и достоинство. Но их все равно считают русскими, какие бы заявления они не делали, чтобы остаться в коконе комфорта. И будут преследовать за это. Та же Исинбаева с 2022 года находится под санкциями незалежной. Теперь, несомненно, начнут ее травлю и в Европе, спокойно жить не дадут.
А теперь не про спортсменов. А про патриотов, которых раньше преследовали за политические взгляды, держали в тюрьмах и психушках. Которые оказались вне воронки продаж "результат — успех — деньги — уважаемый человек".
Вот нацбол Стас Гетманец, казалось бы, человек из маргиналий, последователь Эдуарда Лимонова. А два ордена Мужества и трофейный "Бредли". Парень геройски воюет на фронте. Да, не вписался в рынок, майорских погон за красивые глаза не получал. И не человек мира. Человек России. Потому что патриотизм познается в деле. Посмотрите на это фото, на нем ведь не Рэмбы собрались, обычные субтильные ребята очкарики, но они встали в строй, когда Родине потребовалась их помощь.
Надеемся, что Владимир Владимирович это уже осознал. Пора бы уже на 71-м году жизни оглядеться вокруг и понять, кто настоящий патриот, а кто просто льстящийся приспособленец, мимикрирующий под патриота. Ведь быть за Россию и Россию продавать — это разные вещи.