Найти тему
Валерий Ростов

Music Rarities 136. Замечательная английская прогрессивная группа Gravy Train.

группа Gravy Train
группа Gravy Train

Gravy Train

В середине 1960-х годов в небольшом городке угольной и стекольной промышленности Сент-Хеленс, графства Мерсисайд, Англия существовала соул-группа Spaghetti House, которая выступала в местных клубах. Но вскоре им наскучила музыка соул и ближе к концу 1960- годов четверо из музыкантов коллектива решили создать другой коллектив, который начал исполнять каверы с более сложной музыкой, такой как Cream, Pink Floyd, Jethro Tull, но, когда в 1969 году они пригласили в свой состав гитариста и вокалиста Norman Barratt (играл в группах Newton’s Theory и The Hunters) их взгляд на музыку координально поменялся. Новый член команды практически стал их идейным вдохновителем и лидером, они начали сочинять свой музыкальный материал и полностью отошли от каверов, назвали свою группу Gravy Train. к тому же Norman Barratt был незаурядным вокалистом и хорошим гитаристом.

Дискография

1970: Gravy Train

1971: (A Ballad of) A Peaceful Man

1973: Second Birth

1974: Staircase to the Day

группа Gravy Train
группа Gravy Train

Их идеи и плодотворное творчество, совместно с многочисленными выступлениями, начали привлекать многочисленных фанатов и однажды в 1970 году на фестивале “The Construction Company” их заметил известный продюсер Jonathan Peel, который практически сразу свел их с новым чисто прогрессивным лейблом Vertigo Records (на нем впоследствии записывались многие звезды прога и других жанров Manfred Mann, Colosseum, Uriah Heep, Juicy Lucy, Gracious, Black Sabbath, Affinity и другие), созданным недавно осенью 1969 года звукозаписывающей компанией Philips Records. Поначалу они выпустили сингл “So You’ re Free”, который понравился критикам и продюсеру и почти сразу в этом же 1970 году был выпущен одноименный альбом, который был записан на известной лондонской студии звукозаписи Olympic Sound Studios.

альбом "Gravy Train" 1970 год.
альбом "Gravy Train" 1970 год.

Треклист

1. The New One (5:11)
2. Dedication To Sid (7:21)
3. Coast Road (6:46)
4. Enterprise (6:20)
5. Think Of Life (5:07)
6. Earl Of Pocket Nook (16:15)

Total time 47:00

Состав группы

Norman Barratt - guitar, lead vocals
J. D. Hughes - alto & tenor flutes, vocals
Lester Williams - bass, vocals
Barry Davenport - drums

В итоге получился очень интересный и разнообразный альбом, если и не шедевр, но очень интересный, смешавший в себе психоделию, прогрессивный хард-рок, авангардный джем, блюз и фолковые мотивы. Многие критики и слушатели называют этот альбом их лучшим, кто-то наоборот их второй, а некоторые их последний 1974 года. Во всяком случае их дебютник считается шикарным произведением прогрессивного рока в которой можно услышать фолковые мотивы Jethro Tull и Traffic, жесткие и мрачные хард-роковые ноты Black Sabbat, кентерберийские невероятно навороченные аккорды Soft Machine и эксцентричную психоделию Pink Floyd времен Syd Barrett. Именно поэтому наверно и вторая композиция альбома называется “Dedication to Sid” (в переводе “Посвящение Сиду”). Конечно больше всего выделяются невероятные гитарные партии Norman Barratt часто очень мелодичные, но иногда очень жесткие и более тяжелые в духе Warhorse, а иногда Black Sabbat. А его вокальное пение, вполне своеобразное, создает интересную атмосферу. Ну и конечно одну из основных ролей в создании всего произведения играет J. D. Hughes с его чарующими, а иногда очень заводными импровизациями на флейте создающими общий калорит альбома, причем многие считают его игру на этом инструменте копией Ian Anderson из Jethro Tull. Но все же у него есть своя изюминка, свой стиль, к тому же он очень хорошо здесь играет на разных видах саксофонов, и исполняет вокальные партии. Ритм-секция тоже весьма хороша, не портит картину, а в заключительном треке, самом длинном, длящемся более шестнадцати минут, все музыканты раскрывают свой талант в полном объеме. В “Earl of Pocket Nook” смешались сразу несколько стилей и направлений музыки, таких как прогрессивный, психоделический хард-рок и блюз м постоянными сменами темпа, изменением ритма. Именно в этой композиции особенно отчетливо слышны басовые партии Lester Williams, сбивчивые джазовые смены темпа барабанщика Barry Davenport. В следующем 1971 году Gravy Train выпускает на том же лейбле Vertigo Records выпускают свой второй великолепный альбом “ (A Ballad Of) A Peaceful Man”, записанный в той же что и дебютник лондонской студии звукозаписи Olympic Sound Studios.

альбом “ (A Ballad Of) A Peaceful Man” 1971 год.
альбом “ (A Ballad Of) A Peaceful Man” 1971 год.

Треклист

1. Alone in Georgia (4:35)
2. (A Ballad of) A Peaceful Man (7:06)
3. Jule's Delight (6:58)
4. Messenger (5:58)
5. Can anybody hear me (2:59)
6. Old Tin Box (4:45)
7. Won't talk about it (3:00)
8. Home again (3:25)

Total Time: 38:46

Bonus track on 2006 reissue:
9. Alone In Georgia (Single edit) (3:59)

Состав группы

Norman Barratt - guitar, lead vocals
J. D. Hughes - flutes, sax, keyboards, vocals
Lester Williams - bass, backing vocals
Barry Davenport drums, percussion

С участием:
Nick Harrison - orchestral arrangements

Это действительно шикарный релиз, великолепное произведение искусства, но не буду повторяться какой альбом у группы лучше, по крайней мере все восемь треков не оставят равнодушными поклонников как прог-рока, так и хард-рока. Возможно здесь меньше чем в дебютнике симфонических и прогрессивных веяний, больше стало блюза и хард-рока, но заметно, что Gravy Train находится в поиске, они не останавливаются и не двигаются в одном направлении, поэтому постоянно меняют свое звучание. Даже вокалист Norman Barratt значительно изменил свой голосовой диапазон и в некоторых вокальных партиях звучит немного похоже на Dan McCafferty из знаменитой шотландской группы Nazareth, а иногда на более позднего фронтмена Axl Rose американской группы Guns N’ Rose. В альбоме хоть стало немного меньше прогрессивного рока, но он стал более цельным, качественным и деликатным в духе King Crimson и Jade Warrior.

группа Gravy Train
группа Gravy Train

Гитарные джемовые партии стали более насыщенные, появилось много великолепных аналоговых клавишных импровизаций, совмещенных с красочно звучащими духовыми секциями состоящие из саксофона и флейты. Ритм-секция стала более четкой и тяжелой, иногда басовые партии ощутимо выделяются в некоторых композициях, в музыке практически исчезли диссонирующие элементы, временами стали немного появляться коммерческие нотки. Но все же никто не скажет, что они стали мене мелодичны, у них всегда есть очень красивые композиции создающие особую невероятно эмоциональную атмосферу. Каждый трек хорошо продуман, аранжирован, в них нет слабых моментов, музыканты и звукорежиссеры проделали замечательную и очень кропотливую работу. После выпуска альбома группа усиленно выступала с гастрольными турами по всей Европе на больших и не очень площадках, причем иногда очень успешно. Однажды они даже выступили на известном королевском концерте в Дании, но больше всего они выступали на разогреве у более известных групп, таких как Ten Years After, Nazareth, The Nice. В 1972 году они заключают контракт с другим прогрессивным лейблом Dawn Records, дочерней компанией Pye Records и одним из главных конкурентов их предыдущего лейбла Vertigo Records. И вот спустя два года после выхода их второго альбома, выходит их третий релиз в 1973 году под названием “Second Birth”.

альбом “Second Birth” 1973 год.
альбом “Second Birth” 1973 год.

Треклист

1. Morning Coming (6:40)
2. Peter (4:05)
3. September Morning News (5:40)
4. Motorway (5:49)
5. Fields And Factories (8:32)
6. Strength Of A Dream (3:59)
7. Tolpuddle Episode (5:09)
8. Second Birth (6:55)

Total time 46:49

Bonus track on 1991 & 2016 reissues:
9. Goodtime Girl (1974 B-side) (4:14)

Состав группы

Norman Barratt - guitar, lead vocals
George Lynon - guitar
J. D. Hughes - flutes, sax, keyboards, vocals
Lester Williams - bass, backing vocals
Barry Davenport - drums & percussion (1,5,7)

С участием:
Russell Cordwell - drums (2-4,6,8,9)

В момент создания этого произведения барабанщик Barry Davenport собрался уходить из Gravy Train и записав три композиции покинул группу, а на его место пришел другой Russell Cordwell, с которым были записаны остальные треки. Кроме этого был приглашен еще один гитарист George Lynon. Но несмотря на это получился самый слабый альбом в истории коллектива. Если во втором альбоме были лишь небольшие признаки коммерческого аспекта, то в этом его стало больше. Музыка стала более упрощенной, прямолинейной и более тяжелой хард-роковой времена похожей на группу Nazareth, возможно из-за частых их совместных концертов. Музыкальные критики не очень хорошо приняли “Second Birth”, да и поклонники не были рады таким изменениям Gravy Train. Но все же он не совсем плох, в нем тоже есть хорошие треки, музыканты такие же профессионалы, гитарные партии уже двоих гитаристов выходят на передний план, начиная с первых двух композиций создают своеобразный тяжелый драйв, а во взаимодействии с глубоким и мощным органом, виртуозной флейтой и очень четкой ритм-секцией создают необычную атмосферу. Временами все это совмещенное с вокальными гармониями нескольких вокалистов напоминает Atomic Rooster, а может немного и Uriah Heep. Есть в этом альбоме и немного джазовых грувов в композиции “Fields and Factories”, но только наверно благодаря великолепным и виртуозным импровизациям на саксофоне J. D. Hughes, который к тому же успевает доминировать в группе игре на флейте, клавишных и дополняет все неплохими вокальными партиями. В 1974 году группа предпринимает еще одну попытку, выпуская на том же лейбле Dawn Records свой четвертый альбом и как потом оказалось последний альбом “Staircase to the Day” (в переводе означает “Лестница в день”).

 альбом “Staircase to the Day” 1974 год.
альбом “Staircase to the Day” 1974 год.

Треклист

1. Starbright Starlight (4:28)
2. Bring My Life On Back To Me (5:48)
3. Never Wanted You (4:04)
4. Staircase To The Day (7:31)
5. Going For A Quick One (5:16)
6. The Last Day (5:36)
7. Evening Of My Life (2:59)
8. Busted In Schenectady (8:11)

Total Time: 43:53

Bonus tracks on 1991 & 2066 reissues:
9. Climb Aboard the Gravy Train (3:10)
10. Sanctuary (4:01)

Состав группы

Norman Barratt - acoustic & electric guitars, vocals
George Lynon - acoustic & electric guitars
J. D. Hughes - flute, piano, e-piano, organ, clavinet, Mellotron
Lester Williams - bas
Russell Cordwell - drums

С участием:
Mary Zinovieff - synth (4), electric violin (8)
Peter Solley - synth (1,5)
Jim Frank - drums & percussion (1,5), harp (3)
Patricia Cole - backing vocals (8)
Gospel Ayres - backing vocals (5)
Bobby Harrison - backing vocals (2,5,8)
Victor Smith - cowbell (5), producer

Состав группы остался прежний с предыдущего альбома, но было приглашено много сессионных музыкантов и бэк-вокалистов, к тому же сменили продюсера на Victor Smith, который сыграл в пятой композиции на колокольчиках. По сравнению с предыдущим получился довольно интересный и более разнообразный альбом. Некоторые считают его вершиной творчества Gravy Train, но есть и другие мнения, поэтому изучив мнения многих музыкальных критиков считаю, что каждый слушатель сам определит, что ему больше нравится. А альбом на самом деле отличный, вокальные партии стали более осмысленные и разнообразные, а их музыкальное сопровождение стало более разнообразное, J. D. Hughes освоил игру на клавесине и меллотроне, к тому же появилось два синтезаторщика исполнившие партии в трех композициях. Особенно заметна работа синтезатора знаменитого клавишника и продюсера Peter Solley (работал с Eric Clapton, Ted Nugent, Whitesnake, Arthur Brown и другими) в первой невероятно динамичной композиции “Starbright Starlight”, которая наверняка запомнится любому слушателю. Для разнообразия музыкального материала можно услышать чарующие нотки арфы, и электро-скрипки, а также вокальные многоголосия за счет дополнительных вокалистов, а высокие вокальные партии напоминаю временами Uriah Heep. В целом альбом очень хороший, его вполне можно было бы назвать забытой жемчужиной, как и другие шедевры Gravy Train.

группа Gravy Train
группа Gravy Train

Группа начала готовить свой пятый альбом, но работа над ним не была завершена, и группа в 1975 году распалась. После распада ее идейный вдохновитель, гитарист Norman Barratt увлекся христианством, поучаствовал в записи второго и последнего альбома 1978 года интересной симфо-прог-роковой группы Mandalaband “The Eye of Wendor: Prophecies”, а потом сначала примкнул к христианской группе The Alwyn Wall Band, а после ее распада создал свою группу The Barratt Band, с такой же религиозной тематикой. Его также часто приглашали в качестве сессионного музыканта различные коллективы и исполнители. Позже он посвятил себя служению церкви, а в 30 июля 2011 Norman Barratt умер, и посмертно ему присвоено звание одного из величайших музыкантов христианской музыки Англии.