Беспилотные технологии развиваются по всему миру и уже применяются в таких областях, как грузоперевозки, агрокультура и даже медицина. Многие компании разрабатывают беспилотные автомобили, а некоторые страны уже не только проводят испытания этих технологий на дорогах, но и используют их. Собрали для вас информацию о том, что происходит с беспилотниками по всему миру.
Эксперимент длинной в 50 лет
На самом деле, первые прототипы беспилотных автомобилей появились ещё в 1980-х годах, а эксперименты начались задолго до этого, в 1920-х. В частности, в 1984 году проект представили Navlab (Университет Карнеги-Меллон) и ALМ, и в 1987 году - Mercedes-Benz и Eureka Prometheus Project (Военный университет Мюнхена).
Первый беспилотник NavLab создавался на базе автомобиля Шевроле и тогда его стоимость составила $1,2 млн ($2,4 млн по современному курсу, или около 175 млн руб.). Автомобиль мог достигать скорости в 20 км/ч, маневрировать вокруг пластиковых контейнеров на дороге, распознавать ямы, кусты, камни и скалы. Тем не менее, проекты столкнулись с бюрократическим непониманием, поэтому были заморожены. Но не надолго.
Беспилотные автомобили способны передвигаться самостоятельно благодаря специальному программному обеспечению (ПО) и сенсорам. ПО управляет работой всех систем автомобиля: движением руля, сменой передач, газом и тормозом. Датчики собирают информацию об окружающей обстановке, которая ложится в основу действий автомобиля.
В 2004 году произошел скачок в развитии технологий, которые ранее не получили должного развития - правительство США учредило технологический конкурс DARPA Grand Challenge. Его целью было создание полностью автономных транспортных средств, способных пройти по выбранному маршруту. За победу участники могли получить $1 млн. Хотя ни одна из 15 команд не справилась с заданием, многие разработчики продолжили работу в этом направлении.
Как тебе такое, Илон Маск?
Пожалуй, одним из самых известных современных беспилотных автомобилей является Tesla. Она, а вместе с ней и другие корпорации - Waymo (беспилотник Google), Uber и Lyft стали первыми, кто начал работу над созданием и испытанием беспилотных автомобилей для массового пользования. Во многих штатах подобные автомобили уже прошли дорожные тесты, включая Калифорнию, Аризону и Техас.
К январю 2020 года автомобили компании Waymo суммарно проехали более 20 млн миль по дорогам общего пользования.
Ещё одним крупнейшим центром развития подобных технологий стал Китай. Там разработкой автономных автомобилей занимаются AutoX, Didi, WeRide и другие, но лидером является компания Baidu. Она разрабатывает открытую платформу беспилотной системы Apollo, которой пользуются более 150 партнёров по всему миру, включая Chevrolet, Ford, Honda, Toyota, Volkswagen, Intel.
В сентябре 2019 года компания запустила пилотную службу роботакси в городе Чанша, а концу того же года её автономные автомобили суммарно проехали 3 млн км по дорогам общего пользования в 23 городах.
Несмотря на то, что в США, России и Китае уже работают сервисы роботакси, доступные для обычных пользователей, европейские компании в этом процессе постарались не отстать: в 2020 году на дорогах Нидерландов беспилотные автомобили начали перевозить пассажиров между городами. В Европе даже появились специальные регуляторные органы, отвечающие за безопасность на дорогах и разрешающие использование беспилотных транспортных средств.
Вышли на скорость
В России испытания беспилотных автомобилей началась ещё в 2019 году (а разработка - годом ранее): тогда компания "Яндекс" организовала пилотный проект по использованию беспилотных такси на улицах Москвы.
После того, как в России приняли законодательные акты, разрешающие использование беспилотных автомобилей на дорогах, крупнейшие автоконцерны начали создание собственных моделей. Например, компания КАМАЗ заинтересовалась данными технологиями ещё в 2015 году, а уже к 2023 году сертифицировала 6 магистральных тягачей, которые могут совершать поездки без участия водителя. Пробные заезды уже прошли по М-11 от Санкт-Петербурга до Москвы в середине июня 2023 года.
В апреле 2022 года компания SberAutoTech начала также тестировать свои беспилотники для перевозки пассажиров в Москве: пока беспилотники курсируют между инжиниринговым центром SberAutoTech и станцией МЦК — ЗИЛ.
Первым настоящим полигоном для передвижения беспилотных автомобилей стала скоростная трасса М-11 "Нева": её технические характеристики идеально подошли для этого.
Технологии требуют жертв?
Первым человеком, погибшим от беспилотного автомобиля, стала Элейн Херцберг. В 2018 году ее сбил автомобиль Uber, движущийся автономно в городе Тампа, штат Аризона. В салоне на момент происшествия находился водитель, но транспортное средство функционировало в режиме автопилота. После этого инцидента компания прекратила тестирование беспилотных автомобилей, а расследование продлилось еще 1,5 года.
В ноябре 2019 года национальный совет по безопасности на транспорте США огласил выводы расследования: непосредственной причиной случившегося он назвал то, что водитель автомобиля не следил за дорогой и, соответственно, не успел вовремя отреагировать на появление пешехода.
Хотя беспилотные технологии все еще находятся в стадии разработки и по-прежнему могут быть не совершенны, они также могут изменить нашу жизнь и экономику в будущем.