Меня часто спрашивают о том, как на практике мне удалось почти построить свой макет. Трудно ведь, да куча подвохов есть, о которых мало кто говорит. Но если вы всё же решились духом самостоятельно построить макет, то ни в коем случае не делайте следующих самых распространённых в ходе строительства макета ошибок, на которые я сам в своё время напоролся.
Отсутствие детального плана макета
Собрать обыкновенный круг, овал или прямой участок пусть даже с одной-двумя стрелками не представляется особого труда. Однако, нередко у тех, кто недавно ступил на путь железнодорожного моделизма, возникает желание развить путевую схему, как правило, ещё на стадии проектирования и строительства макета. Многие из начинающих моделистов напрочь забывают про создание детальной прорисовки плана будущего макета. И затягивается само строительство из-за постоянных переделок рельсового полотна и прочей инфраструктуры. Это, в свою очередь, может привести к поломкам дорогостоящих моделей стрелок, семафоров, шлагбаумов, у которых имеется собственный электропривод и декодер. А те из моделистов, кто всё-таки заранее позаботились о плане будущего макета, имеют дело с довольно трудоёмким процессом и прорисовками конфигураций планируемых железнодорожных путей на макете на бумаге или компьютере исходя из расчётов, либо на глаз.
В помощь начинающим моделистам была создана программа SCARM. Данная программа проста и понятна в использовании и исходя из заданных пользователем данных о размерах макета и масштабе типоразмера выдает точный результат. В программе собрано около 150 библиотек рельсового материала и различных объектов, применимых на будущем макете, а также представлены компании, выпускающие рельсовый материал для железнодорожного моделизма. Пользователь программы, создав черновик, может его изменять и делать различные варианты с путевым развитием и элементами инфраструктуры макета.
Что касается меня, то как я уже говорил в одной из своих предыдущих статей, начинал я свой макет в безинтернетную эпоху. Поначалу собрал два однопутных круга восьмёркой. А через полгода догадался, что лучше сделать два параллельных круга. Пришлось всё, что я успел сделать разобрать. Потом года через три задумался о прорисовке, когда начал непосредственно основание макета строить. На прорисовки, которые менялись чуть ли не каждый день была истрачена вся школьная тетрадь 48 листов. И только году в 2005 допёр, что лучше пользоваться компьютером.
Отсутствие усиления на подмакетнике
Когда будущий моделист решил делать макет со сложным путевым развитием и развитой инфраструктурой, следует обратить внимание на то, что основание макета под собственной тяжестью будет прогибаться. При такой деформации будут деформироваться рельсы и ландшафт. В связи с этим с обратной стороны макета нужно сделать усиление в виде дополнительных балок, придающих жёсткость макету.
Также это усиление поможет защитить провода и всю электрическую систему, расположенную на подмакетнике.
Я и на этот косяк нарвался. Когда я положил деревянную фанеру на старый деревянный никому не нужный стол, через полгода, когда я уже начал приделывать рельсы, у меня в центре стала неожиданно прогибаться фанера. И это притом, что фанеру я намертво посадил на клей и забил гвоздями к столу. Вобщем, пришлось переделывать, покрывая трёхэтажным артиклем всё, на чём макет держится.
Отсутствие балласта под рельсами
Такой важный этап, как технология укладки рельс на специальный балласт на макете игнорируется даже опытными моделистами. Однако пренебрежение этой технологией чревато самыми серьёзными последствиями, которые в будущем очень сложно будет исправить. Дело в том, что если рельсы сразу приделать на макет (а точнее на деревянное основание макета), то на высоких скоростях будет усиливаться вибрация от проходящего поезда, которую деревянное основание макета не будет эффективно гасить и, таким образом локомотивы и вагоны будут сходить с рельс. Поэтому перед тем, как на макет приделать рельсы, под рельсы кладут специальный балласт в виде насыпи. Как правило, такой балласт делают из пробки, который состоит из двух половинок. Технология очень проста: сначала нужно соединить контактными клеммами рельсы между собой, затем немного прибиваем их к деревянному основанию макета специальными гвоздиками через специальные отверстия в шпалах, но не до конца.
Затем приподнимаем рельсы, промазываем любым столярным клеем место, где будет находиться балласт и просовываем балласт под рельсы.
При необходимости гвозди на шпалах можно забить до конца.
Я и здесь скосячил, но переделывать не стал, иначе я просто рискую так и не достроить свой макет.
Вот впринципе и всё об основных самых распространённых ошибках при построении макета. Так что будьте умнее, не повторяйте моих ошибок.