2 марта агентство Украинские Национальные Новости сообщило: «У России почти закончились ракеты “Калибр”. Поэтому оккупанты начали наносить удары менее точными комплексами “Искандер”».
Незадолго до этого советник руководителя Офиса Президента Украины Алексей Арестович на брифинге заявил: «Ракеты типа “Калибр” противник почти не использует, потому что они просто закончились у него. Остался небольшой резерв».
Шел 8-й день спецоперации. Сегодня – 165-й. “Калибры” еще не закончились. Более того, по оценкам западных аналитиков, ракет хватит как минимум на ближайшие недели. Как так получилось? Откуда такой разброс в оценках?
Дело в том, что еще совсем недавно западные эксперты при анализе российского военного потенциала могли уверенно опираться на данные, предоставляемые из самой России.
Это была либо информация по соблюдению разных договоров об ограничении вооружений, либо результаты научных исследований, проплаченных разного рода фондами, либо шаги доброй воли со стороны наших структур по обеспечению информационной открытости и укреплению взаимного доверия.
К вооружениям я, правда, прямого отношения никогда не имел, но хорошо помню, как в девяностых администрации ряда российских городов спешно рассекречивали и бесплатно отправляли за бугор схемы коммуникаций в надежде выиграть конкурс на поставку подержанных троллейбусов.
Да и пресловутая односторонняя передача американской стороне полного комплекта сведений о системах прослушки посольства США в Москве тоже наглядно иллюстрирует дух того времени.
Теперь же, судя по всему, западным аналитикам приходится все меньше опираться на факты и все больше на общие оценки и умозрительные заключения. Отсюда неточности и мифы.
Исходя из того, что массовое производство «Калибров» налажено сравнительно недавно, лет 10−12 назад, в Пентагоне были уверены, что Россия просто не была в состоянии накопить их в количестве, достаточном для спецоперации на Украине.
Тем более, что некоторая часть этих ракет была израсходована в Сирии и на учебных полигонах.
Западные эксперты подсчитали, что «Калибров» в распоряжении ВС России не более 1200 штук, и хватить их должно было максимум на один месяц применения. То есть 24 марта они должны были закончиться. Тем более, ну, не может же Россия полностью оголить арсеналы. Вдруг еще какое обострение? Горячих точек сегодня хватает.
Когда в марте «Калибры» не кончились, в ход пошли мифы и домыслы. Уже 21 марта CNN сообщила про падение качества у российского вооружения. Дескать, Россия вынуждена развертывать старые системы типа «Точки-У», потому что высокоточные «Калибры» не запускаются, не попадают в цель или же не взрываются во время контакта.
Писали, что по этой же причине начато «непрофильное» задействование ракетных комплексов «Бастион» К-300П, а также П-800 береговой обороны.
Был запущен миф о том, что русские удешевляют свои ракеты, убирая лишние электронные компоненты. Якобы именно поэтому для наведения ракет стали активно применяться беспилотники, чтобы нивелировать отсутствие в ракетах суперкомпьютеров, замененных простыми микросхемами.
Не так давно мне довелось пообщаться с компетентным человеком, который немного разбирается в этих вопросах. «Я не буду спрашивать про сами ракеты. То, что мы их умеем делать и располагаем всем для этого необходимым – понятно уже со времен Карибского кризиса, - сказал я. – Но что с микросхемами? Поставки перекрыты, а мы же единичные нанометры не делаем?»
«Ты вспомнил про Карибский кризис, - с улыбкой ответил мне мой собеседник. - А, между прочим, именно тогда мы блефовали. Не было у нас столько ракет. И не выходили они с конвейера наподобие сосисок, как это красочно описывал наш лидер. Но сегодня – ситуация совсем другая.
По поводу микросхем. То, что касается оборонки - мы все делаем сами. Никакой зависимости от импорта. Там заоблачной миниатюрности не требуется. Чем оно миниатюрнее – более подвержено разным влияниям. А в этом деле помехоустойчивость – штука наиважнейшая. Лучше погрубей, да понадежнее.
Ну, и, наконец, ты же знаешь, что такое военная приемка. Требования там избыточны, с запасом, рассчитаны на атомную войну и на сто лет хранения.
При производстве тех же микросхем все эти годы шла жесточайшая отбраковка. Но те, что не прошли – они не выброшены, а хранятся, где надо. И в подавляющем большинстве они – абсолютно рабочие.
Так что, если даже возникнет дефицит, их вполне можно будет задействовать, и на результате, поверь, это не отразится. Но дефицита не будет. Не дождутся».
Для справки: крылатая ракета "Калибр" (НАТОвское название "Пекло"), аналог американского "Томагавка", впервые была представлена на авиасалоне МАКС в 1993 году. Имеет длину от 6 до 8 метров и диаметр 53 см. При стартовой массе от полутора до двух тонн может переносить боеголовку массой до 450 кг на расстояние от 1500 до 2500 км со скоростью 0,8 Мах на марше и до 3 Мах у цели. Также способна комплектоваться термоядерной боеголовкой.
(подробнее об авторе и его книгах см. https://sptaradin.ru/)
И не забываем лайк!
Читайте также: