Найти в Дзене
Фонотека в кармане

Opeth - Deliverance/Damnation, 2002-2003 (история альбомов)

Микажль Акерфельдт
Микажль Акерфельдт

Не единожды замечено, как музыканты экстремального жанра сбрасывают с себя панцирь тяжёлого звучания, экстрим вокала, низкого гитарного строя и демонстрируют слушателям, а в первую очередь самим себе, светлую "мягкую" творчества. За примерами далеко ходить не нужно: Anathema, Moonspell, Ulver, Tiamat, Therion. Не стали исключением и наши сегодняшние герои – группа Opeth, ведомая гитаристом и вокалистом Микаэлем Акерфельдтом.

Уже начиная с дебютного альбома Orchid (1995) Opeth не стеснялись разбавить свою жёсткую музыку тихими полуакустическими элементами (The Apostle in Triumph с дебютника) или даже целыми композициями (Face of Melinda с альбома Still Life 1999 года или Harvest с альбома Blackwater Park 2001г.). Тяга Акерфельдта к мелодическим тихим композициям привела группу к первой творческой развилке на рубеже 2001-2002 годов, а ко второй в 2010-2011гг.

Opeth образца 2002 года.
Opeth образца 2002 года.

Вторая стала решающей, на первой же прошла генеральная репетиция, стоившая лидеру группы эмоционального здоровья, а группе чуть ли не существования. Тогда и родилась пара альбомов-братьев, контрастных по сути, непохожих, но гармонично сосуществующих - Deliverance (2002) и Damnation (2003).

Начать следует годом ранее, когда Opeth выпустили свой прорывной альбом Blackwater Park, в процессе работы над которым познакомились с лидером коллектива Porcupine Tree Стивеном Уилсоном.

Обратной стороной успеха стало возросшее давление на группу, ведь следующий релиз должен был либо усилить её позиции, либо похоронить.

Стивен и Микаэль на сцене
Стивен и Микаэль на сцене

Микаэль хотел сделать следующий альбом мрачным и тяжёлым, самым мрачным и тяжёлым в карьере Opeth, но музе не прикажешь. Подпитываемый музыкой сингеров/сонграйтеров и классическим прогрессивным роком в духе Camel, лидер коллектива сочинял множество акустических мелодий, которые не упакуешь в тяжёлый риффинг, а убирать их в долгий ящик не хотелось.

Микаэль:

Я вообще не понимаю почему мне хотелось сделать тяжёлый альбом, в то время я подобную музыку вообще не слушал, не исключаю, что я просто боялся потерять связь с тем музыкальным жанром, который изначально сформировал группу.

Тогда друг Микаэля Йонас Ренксе (вокалист группы Katatonia) сказал: сделай два альбома!; Чёрт! Отличная мысль! – воскликнул Микаэль.

Мысль безусловно прекрасная, но теперь предстояло убедить в этом и лейбл, а эти ребята не всегда заинтересованы переплачивать за авантюрные идеи своих коллег-музыкантов.

Микаэль:

Прежде чем я смог погрузиться в работу, мне пришлось убедить руководство и звукозаписывающую компанию. Наш менеджер, Энди Фэрроу, с самого начала очень увлекся этой идеей. Энди Блэк, в то время глава нашего звукозаписывающего лейбла Music For Nations, не был так заинтересован. Он сразу мне отказал. Вероятно, думая, что мы делаем что-то подобное, чтобы скорее исполнить контракт и уйти с лейбла. Я никогда не стремился быть хорошим бизнесменом, и я не приемлю отказов, когда дело касается моей группы.

И что же сделал Акерфельдт? Он предложил лейблу сделать два альбома по цене одного. Лейбл согласился, но отмёл идею выпуска двойного альбома (в 2015 году альбомы всё же вышли в виде двойного диска).

Помимо разделения материала на «тяжёлый» и «лёгкий» Микаэль доверил микшировать альбомы разным людям, над Deliverance работал Энди Снип, над Damnation – Стивен Уилсон.

Схема два по цене одного предполагает, что у группы будет в два раза меньше студийного времени для записи альбомов, поэтому работать придётся в два раза быстрее.

К моменту начала записи у лидера группы не было ни одной законченной композиции, при этом наброски касались больше альбома Damnation, тогда как для Deliverence песен не было вовсе (только куски Wreath и Master’s Apprentices). Но имею опыт написания песен прямо в студии музыканты не унывали.

Первые несколько студийных дней прошли по следующему графику: днём группа записывает уже имеющуюся музыку, а ночью Микаэль пишут новую музыку.

Микаэль:

Это работало нормально в течение нескольких дней, но вскоре у меня случился творческий кризис, да и группа была не в лучшем состоянии. Наш барабанщик Мартин Лопес был в плохом состоянии. Он спал весь день и отключился, когда должен был писать свои партии, что замедляло всю работу. Питер Линдгрен (гитарист) три дня просто злился, и на мою просьбу рассказать, что происходит, он говорил: Ты справишься и без меня! Итак, я и Мартин Мендес (басист) были в студии одни, и ни кто из нас не пребывал в позитивном настроении.

У лидера Opeth даже появилось желание распустить группу, но от такого решения Микаэля отвадило наличие действительно хороших песен, а также приезд Стивена Уилсона, который помог коллективу вновь собраться с силами.

Стивен Уилсон:

Я думаю, что Opeth в некоторой степени уникальные и утончённые и им совершенно нечего делать в металле. У Майка есть великолепный голос для лирического пения, когда он поёт чистым вокалом это может тронуть каждого.

Работа над обеими пластинками закончилась в начале сентября 2002 года, план сработал, и группа смогла записать два альбома по цене одного.

Opeth образца 2003 года.
Opeth образца 2003 года.

Первым в продажу поступил Deliverance, лейблу нужно было убедиться, что успех предыдущего альбома не был случайностью.

Насколько же Deliverance тяжёл и мрачен? Мне кажется, что не настолько, насколько задумывалось, если судить по словам Микаэля.

Всего в альбоме 6 композиций на часовой хронометраж, а учитывая, что акустическая зарисовка For Absent Friends длится чуть более двух минут, то полноценных песен остаётся пять.

Стартовая Wreath сразу показывает злость и тяжесть Deliverance, единственным проблеском в этом death metal безумии (в хорошем смысле) являются мелодические гитарные соло. А вот уже на заглавном треке проявляются ростки «светлого» брата альбома, правда Deliverance достаточно грубо подавляет акустические элементы, проникающие в композиции, врываясь в звуковой ландшафт давящими гитарами и гроулом Акерфельдта. Великолепный трек.

На A Fair Judgement баланс смещается в сторону лёгкости, а тяжёлый партии столь мелодичны, что об их экстрим составляющей даже не задумываешься.

После уже упомянутого инструментала For Absent Friends возникает ощущение, что Opeth нас несколько обманули, нет, не подумайте, я не придерживаюсь концепции чем тяжелее – тем лучше, но обещанное и полученное не совсем соотносятся друг с другом. Оказалось, что двойную порцию мрака группа оставила напоследок, а именно композиции Master's Apprentices (акустические элементы практически сведены на нет) и закрывающая альбом By the Pain I See in Others (единственный трек из дилогии, который Микаэль хотел бы переделать, потому что финальная версия собиралась в сумбуре и спешке) вместе с первым треком образуют мрачный и жёсткий панцирь, под которым скрывается начало следующего релиза – Damnation.

В самом же Damnation никаких признаков никаких звуковых реверансов в сторону «тёмного» брата нет (только во время живого исполнения трека Closure группа позволит себя утяжелить аранжировку), что делает его абсолютно уникальным (на тот момент) явлением в дискографии Opeth.

Стартовая Windowpane отлично демонстрирует слушателю какая музыка его ждёт на в ближайшие 43 минуты. Несколько тревожная, мрачная, но чрезвычайно мелодичная гитарная музыка, сопровождаемая лирическим пением Микаэля Акерфельдта. В этом я лично для себя вижу и плюс и минус альбома, потому что я люблю такую музыку, но при этом она не преподносит никаких сюрпризов, в отличие от первой части дилогии, которая позволяла себе играть контрастами. Из этого и возникает сложность с выбором любимых композиций, можно отделаться фразой «слушайте альбом целиком», но я так делать не буду, поэтому назову: Windowpane, In My Time of Need, Closure (за счёт использования тамборила, единственная немного выбивающаяся из общего настроения альбома песня), To Rid the Disease и великолепную Ending Credits.

Deliverance был высоко оценен как критиками, так и фанатами, а Damnation была провозглашена замечательным и смелым достижением группы, которая сделала себе имя на ниве экстремального металла, но теперь с энтузиазмом была встречена поклонниками прогрессивного рока. Выход альбома они отпраздновали концертом в лондонском Shepherd's Bush Empire, на котором полностью исполнили Damnation, и половину треков из Deliverance (шоу было записано и выпущено на DVD под названием Lamentations, сейчас этот концерт можно спокойно посмотреть на YouTube).

Хоть эксперимент и оказался успешным, но Акерфельдт считает, что запись дилогии стала началом упадка состава: Акерфельдт, Линдгрен (уйдёт в 2007), Лопез (уйдёт в 2006), Мендес.

Микаэль вспоминает об альбомах в 2015 году:

Когда я думаю о сочинении и записи Deliverance, на ум приходит мало радостных мыслей. На самом деле, как только мы закончили этот альбом я не особо хотел его слушать. Я не ненавидел его, но воспоминания о записи и последующих годах настолько темны, что мне было тяжело воспринимать его в отрыве от этих воспоминаний. Но сейчас я примирился с прошлым, и единственное, что осталось, — это очень хорошая музыка. Damnation вызывает в памяти куда больше хороших моментов. Я лучше помню этот альбом, потому что я отлично провёл время, работая со Стивеном. Это было довольно весело.

Подписывайтесь на канал, будет интересно.