Не единожды замечено, как музыканты экстремального жанра сбрасывают с себя панцирь тяжёлого звучания, экстрим вокала, низкого гитарного строя и демонстрируют слушателям, а в первую очередь самим себе, светлую "мягкую" творчества. За примерами далеко ходить не нужно: Anathema, Moonspell, Ulver, Tiamat, Therion. Не стали исключением и наши сегодняшние герои – группа Opeth, ведомая гитаристом и вокалистом Микаэлем Акерфельдтом.
Уже начиная с дебютного альбома Orchid (1995) Opeth не стеснялись разбавить свою жёсткую музыку тихими полуакустическими элементами (The Apostle in Triumph с дебютника) или даже целыми композициями (Face of Melinda с альбома Still Life 1999 года или Harvest с альбома Blackwater Park 2001г.). Тяга Акерфельдта к мелодическим тихим композициям привела группу к первой творческой развилке на рубеже 2001-2002 годов, а ко второй в 2010-2011гг.
Вторая стала решающей, на первой же прошла генеральная репетиция, стоившая лидеру группы эмоционального здоровья, а группе чуть ли не существования. Тогда и родилась пара альбомов-братьев, контрастных по сути, непохожих, но гармонично сосуществующих - Deliverance (2002) и Damnation (2003).
Начать следует годом ранее, когда Opeth выпустили свой прорывной альбом Blackwater Park, в процессе работы над которым познакомились с лидером коллектива Porcupine Tree Стивеном Уилсоном.
Обратной стороной успеха стало возросшее давление на группу, ведь следующий релиз должен был либо усилить её позиции, либо похоронить.
Микаэль хотел сделать следующий альбом мрачным и тяжёлым, самым мрачным и тяжёлым в карьере Opeth, но музе не прикажешь. Подпитываемый музыкой сингеров/сонграйтеров и классическим прогрессивным роком в духе Camel, лидер коллектива сочинял множество акустических мелодий, которые не упакуешь в тяжёлый риффинг, а убирать их в долгий ящик не хотелось.
Микаэль:
Я вообще не понимаю почему мне хотелось сделать тяжёлый альбом, в то время я подобную музыку вообще не слушал, не исключаю, что я просто боялся потерять связь с тем музыкальным жанром, который изначально сформировал группу.
Тогда друг Микаэля Йонас Ренксе (вокалист группы Katatonia) сказал: сделай два альбома!; Чёрт! Отличная мысль! – воскликнул Микаэль.
Мысль безусловно прекрасная, но теперь предстояло убедить в этом и лейбл, а эти ребята не всегда заинтересованы переплачивать за авантюрные идеи своих коллег-музыкантов.
Микаэль:
Прежде чем я смог погрузиться в работу, мне пришлось убедить руководство и звукозаписывающую компанию. Наш менеджер, Энди Фэрроу, с самого начала очень увлекся этой идеей. Энди Блэк, в то время глава нашего звукозаписывающего лейбла Music For Nations, не был так заинтересован. Он сразу мне отказал. Вероятно, думая, что мы делаем что-то подобное, чтобы скорее исполнить контракт и уйти с лейбла. Я никогда не стремился быть хорошим бизнесменом, и я не приемлю отказов, когда дело касается моей группы.
И что же сделал Акерфельдт? Он предложил лейблу сделать два альбома по цене одного. Лейбл согласился, но отмёл идею выпуска двойного альбома (в 2015 году альбомы всё же вышли в виде двойного диска).
Помимо разделения материала на «тяжёлый» и «лёгкий» Микаэль доверил микшировать альбомы разным людям, над Deliverance работал Энди Снип, над Damnation – Стивен Уилсон.
Схема два по цене одного предполагает, что у группы будет в два раза меньше студийного времени для записи альбомов, поэтому работать придётся в два раза быстрее.
К моменту начала записи у лидера группы не было ни одной законченной композиции, при этом наброски касались больше альбома Damnation, тогда как для Deliverence песен не было вовсе (только куски Wreath и Master’s Apprentices). Но имею опыт написания песен прямо в студии музыканты не унывали.
Первые несколько студийных дней прошли по следующему графику: днём группа записывает уже имеющуюся музыку, а ночью Микаэль пишут новую музыку.
Микаэль:
Это работало нормально в течение нескольких дней, но вскоре у меня случился творческий кризис, да и группа была не в лучшем состоянии. Наш барабанщик Мартин Лопес был в плохом состоянии. Он спал весь день и отключился, когда должен был писать свои партии, что замедляло всю работу. Питер Линдгрен (гитарист) три дня просто злился, и на мою просьбу рассказать, что происходит, он говорил: Ты справишься и без меня! Итак, я и Мартин Мендес (басист) были в студии одни, и ни кто из нас не пребывал в позитивном настроении.
У лидера Opeth даже появилось желание распустить группу, но от такого решения Микаэля отвадило наличие действительно хороших песен, а также приезд Стивена Уилсона, который помог коллективу вновь собраться с силами.
Стивен Уилсон:
Я думаю, что Opeth в некоторой степени уникальные и утончённые и им совершенно нечего делать в металле. У Майка есть великолепный голос для лирического пения, когда он поёт чистым вокалом это может тронуть каждого.
Работа над обеими пластинками закончилась в начале сентября 2002 года, план сработал, и группа смогла записать два альбома по цене одного.
Первым в продажу поступил Deliverance, лейблу нужно было убедиться, что успех предыдущего альбома не был случайностью.
Насколько же Deliverance тяжёл и мрачен? Мне кажется, что не настолько, насколько задумывалось, если судить по словам Микаэля.
Всего в альбоме 6 композиций на часовой хронометраж, а учитывая, что акустическая зарисовка For Absent Friends длится чуть более двух минут, то полноценных песен остаётся пять.
Стартовая Wreath сразу показывает злость и тяжесть Deliverance, единственным проблеском в этом death metal безумии (в хорошем смысле) являются мелодические гитарные соло. А вот уже на заглавном треке проявляются ростки «светлого» брата альбома, правда Deliverance достаточно грубо подавляет акустические элементы, проникающие в композиции, врываясь в звуковой ландшафт давящими гитарами и гроулом Акерфельдта. Великолепный трек.
На A Fair Judgement баланс смещается в сторону лёгкости, а тяжёлый партии столь мелодичны, что об их экстрим составляющей даже не задумываешься.
После уже упомянутого инструментала For Absent Friends возникает ощущение, что Opeth нас несколько обманули, нет, не подумайте, я не придерживаюсь концепции чем тяжелее – тем лучше, но обещанное и полученное не совсем соотносятся друг с другом. Оказалось, что двойную порцию мрака группа оставила напоследок, а именно композиции Master's Apprentices (акустические элементы практически сведены на нет) и закрывающая альбом By the Pain I See in Others (единственный трек из дилогии, который Микаэль хотел бы переделать, потому что финальная версия собиралась в сумбуре и спешке) вместе с первым треком образуют мрачный и жёсткий панцирь, под которым скрывается начало следующего релиза – Damnation.
В самом же Damnation никаких признаков никаких звуковых реверансов в сторону «тёмного» брата нет (только во время живого исполнения трека Closure группа позволит себя утяжелить аранжировку), что делает его абсолютно уникальным (на тот момент) явлением в дискографии Opeth.
Стартовая Windowpane отлично демонстрирует слушателю какая музыка его ждёт на в ближайшие 43 минуты. Несколько тревожная, мрачная, но чрезвычайно мелодичная гитарная музыка, сопровождаемая лирическим пением Микаэля Акерфельдта. В этом я лично для себя вижу и плюс и минус альбома, потому что я люблю такую музыку, но при этом она не преподносит никаких сюрпризов, в отличие от первой части дилогии, которая позволяла себе играть контрастами. Из этого и возникает сложность с выбором любимых композиций, можно отделаться фразой «слушайте альбом целиком», но я так делать не буду, поэтому назову: Windowpane, In My Time of Need, Closure (за счёт использования тамборила, единственная немного выбивающаяся из общего настроения альбома песня), To Rid the Disease и великолепную Ending Credits.
Deliverance был высоко оценен как критиками, так и фанатами, а Damnation была провозглашена замечательным и смелым достижением группы, которая сделала себе имя на ниве экстремального металла, но теперь с энтузиазмом была встречена поклонниками прогрессивного рока. Выход альбома они отпраздновали концертом в лондонском Shepherd's Bush Empire, на котором полностью исполнили Damnation, и половину треков из Deliverance (шоу было записано и выпущено на DVD под названием Lamentations, сейчас этот концерт можно спокойно посмотреть на YouTube).
Хоть эксперимент и оказался успешным, но Акерфельдт считает, что запись дилогии стала началом упадка состава: Акерфельдт, Линдгрен (уйдёт в 2007), Лопез (уйдёт в 2006), Мендес.
Микаэль вспоминает об альбомах в 2015 году:
Когда я думаю о сочинении и записи Deliverance, на ум приходит мало радостных мыслей. На самом деле, как только мы закончили этот альбом я не особо хотел его слушать. Я не ненавидел его, но воспоминания о записи и последующих годах настолько темны, что мне было тяжело воспринимать его в отрыве от этих воспоминаний. Но сейчас я примирился с прошлым, и единственное, что осталось, — это очень хорошая музыка. Damnation вызывает в памяти куда больше хороших моментов. Я лучше помню этот альбом, потому что я отлично провёл время, работая со Стивеном. Это было довольно весело.