Друзья, добрый день! Делаю исполнительную документацию по электроснабжению на приличный офис (400 м2), в хорошем БЦ (класс "В"). И "столкнулся" с эффективно-менеджерским подходом и его последствиями при организации электромонтажных работ. Поехали..
1. Проект электрики нам НЕ НУЖЕН!
Мы просто ищем того парня с шуруповертом и перфоратором, который озвучит это тайное желание заказчика и скажет - "я всё сделаю по дизайну, проект электрики не нужен". А эффективный менеджер поставит галочку напротив строки - "специалист найден, закончит протяжку проводов через 2 недели".
На объекте при этом происходило следующее: старую проводку офиса (не настолько старую), использовали, и добавили новые группы. В старой проводке было разделение на "компьютерные" и "бытовые" розетки, и для новых групп скопировали тот-же подход.
2. Щит соберет другой парень, который умеет
Пришел и собрал! И мастер-свет, и реле напряжения, даже УЗО(ВДТ) поставил на розеточные группы. Только вот разделение на "компьютерные" и "бытовые" розетки оказалось не востребованным. Подключил их все подряд на рядочек С16А и ушел.
При этом некоторые группы оказались не по порядку, и в одной комнате на одной стене оказались 15 и 18 группы, в другой 12 и 14, в третьей 10 и 13. Ведь координации между 1 и 2 специалистом никакой не надо.
Первый "специалист" и второй "специалист", оба время ценят, сделали всё грамотно, но не стали долго обсуждать, где что.
3. А этот парень нарисует по факту как у нас что проложено и подключено
Не вопрос, пришел, увидел, прозвонил, нарисовал. Даже готов был наклеечки наклеить с номером на каждую розеточку, чтобы хоть немного приободрить столкнувшихся с такими неожиданностями, где в одной рамке (блоке) соседствуют две разные группы!
При этом тот, кто тянул провода, использовал какие-то свои номера групп похожие на экспликацию из дизайн-проекта. А кто щит подключал - это не учитывал и подключал в своем порядке, да и освещение оказывалось то перед группами розеток, то в другом щите после групп розеток, меняя последовательность QF.
Нумерацию автоматов QF пришлось делать по фактической последовательности, то есть новую нумерацию, ведь никакой схемы компоновки щита и соответствия групп (которые делают в хорошем проекте) у первого и второго специалиста не было! Получилась внутри проводки и коробок одна нумерация, а снаружи - на автоматах и розетках, другая.
Главный на стройке - дизайнер! По дизайну розетки в одном блоке должны быть одного цвета, ведь это стильно и красиво. Никаких красных и белых. Все черные!!
4. Менеджмент проекта в электрике
Плохая проектная документация (её отсутствие) + слабые монтажники (разделение труда и моя твоя не понимать) дало предсказуемые результаты. Должен быть или хороший проект, дисциплинирующий исполнителя, или опытный квалифицированный монтажник, поправляющий косяки слабого проекта.
Мы получили эффективную в своих частях работу, но странный результат, который никто не ожидал получить. Ведь каждый экономил время, не задавал "лишних вопросов", не лез не в свое дело, и делал как считал нужным.
Роль менеджмента в организации электромонтажных работ может заключаться в поддержке компетенции монтажников разных квалификаций - кабельщиков и щитовиков, а также понимании базовых потребностей заказчика (надо ему отделение "чистого питания" или нет)
Заключение. Выводы.
По итогу получилась абракадабра, какой свет не видел. Мораль сей басни - проект электроснабжения позволяет "видеть завтрашний день" - заглянуть в будущее и сообщить всем участникам, что нужно получить. И не только красивую рамочку, но еще и адекватное предсказуемое распределение энергии.
А главное логичную последовательность и нумерацию, которая будет находиться и в коробках за потолками, и на бирках кабелей, и в последовательности автоматов в щите, повторяющей последовательность групп.
Это позволит предсказуемо отключать и обслуживать части электропроводки, не рискуя отключить "кого не надо", и не получить межфазное КЗ или удар током в пределах одной рамки!
Итак, смысл проектной документации в электрике:
- Описать модель-видение будущего
- Дать разным специалистам одинаковую информацию о том, что и как делать
- Дать заказчику критерий оценки работы специалистов
- Остаться на память на случай эксплуатации или переделок, чтобы знать, что и где выключать, как протянуто, с чем объединено