Найти тему

ПРОРОК ИЕЗЕКИИЛЬ (ч.59): СУД НАД НАЧАЛЬСТВУЮЩИМ В ТИРЕ

Глава 28 завершает посвящённый Тиру раздел, состоящий из трёх глав. Почему Бог так сурово осудил этот город? Ведь, по большому счёту, виновато было нечестивое руководство Тира: его князь. Он так руководил Тиром, что город всецело сосредоточился на накоплении богатства, и это стало для него и всего населения как наваждением, отличительной чертой города и народа. Фиш говорит: “В умах его жителей не было места для духовных ценностей; там безраздельно господствовали самопрославление и самодовольство. Такое высокомерие и такая деморализация неизбежно ведут к гибели”.

Высокомерие правителя видно в его хвастливых претензиях на то, чтобы быть Богом. Поэтому Господь велел Иезекиилю высказать ему резкий и откровенный укор. Однако этот укор был адресован не только ему. Он был представителем всего населения Тира. То, как эти люди оценивали сами себя, редкость в Ветхом Завете. Они считали себя настолько выше других, что смешно было даже сравнивать их с кем-то. Они не видели себе равных ни в одной области — от богатства до мудрости. Их крепость на острове была неприступной. И вот в царство такого высокомерия вторгается Божий пророк с плохой вестью: Тир падёт (вместе со своим братом Сидоном) и уже больше не поднимется. Когда это произойдёт, Тир и вся земля признают истинного Бога: “И узнают, что Я Господь, когда произведу суд над ним” (ст. 22).

“И было ко мне слово Господа: «Сын человеческий! Скажи начальствующему в Тире — так говорит Господь Бог: За то, что вознеслось сердце твоё и ты говоришь: ‘Я бог, восседаю на седалище божием, в сердце морей’, и, будучи человеком, а не Богом, ставишь ум свой наравне с умом Божиим, — вот, ты мудрее Даниила, нет тайны, сокрытой от тебя; твоею мудростью и твоим разумом ты приобрёл себе богатство и в сокровищницы твои собрал золота и серебра; большой мудростью твоей, посредством торговли твоей, ты умножил богатство твоё, и ум твой возгордился богатством твоим, — за то, так говорит Господь Бог, — так как ты ум твой ставишь наравне с умом Божиим, вот Я приведу на тебя иноземцев, лютейших из народов, и они обнажат мечи свои против красы твоей мудрости и помрачат блеск твой; низведут тебя в могилу, и умрёшь в сердце морей смертью убитых. Скажешь ли тогда перед твоим убийцей: ‘Я бог’, тогда как в руке поражающего тебя ты будешь человек, а не бог? Ты умрёшь от руки иноземцев смертью необрезанных, ибо Я сказал это», — говорит Господь Бог” (Иез. 28:1-10).

Стихи 1, 2. Бог послал Иезекииля с вестью “начальствующему в Тире” (ст. 1, 2). Слово, переведённое “начальствующий” — нагид. Это не “царь” (мелек), как в стихе 12. Начальствующим (князем) в Тире был, вероятно, Ефваал II, который правил с 574 по 564 г. до н.э. (Называются и другие, но этот больше соответствует описанию и хронологии).

Князь говорил: “Я бог” (ст. 2). Это заявление, в разных вариантах повторяющееся на протяжении всей главы (см. ст. 2, 6, 9), послужило основанием для Божьего осуждения. Возможно даже, князь считал себя главным божеством ханаанского пантеона по имени Эл. В древности на Ближнем Востоке на царя часто смотрели как на воплощение бога (богов). Исторические подтверждения тому, что финикийцы верили в людей-богов, отсутствуют. Однако такое верование определённо присутствовало в других культурах и вполне могло иметь место и у этого народа.

Высокомерная похвальба князя, вероятно, коренилась в вере (его и народа) в то, что Тир самодостаточен, совершен и ни перед кем не должен отчитываться. Князь говорил: “Я... восседаю на седалище божием”. Свою прекрасную островную крепость он считал божьей обителью. Так как (в его понимании) ничто на земле не могло сравниться с нею, то именно здесь должны были жить боги. “[Ты] ставишь свой ум наравне с умом Божиим”, — сказал Бог, дав ему ясно понять, что он человек, а не Бог. Князь тирский считал свой “ум” умом Божьим; он думал, что обладает сверхъестественным знанием, то есть всеведением. Его большая мудрость подтверждается в стихах 4 и 5, и всё же приравнивание её к Божьей мудрости было глупым высокомерием.

Стих 3. Саркастические слова, что он мудрее Даниила (ст. 3), показывают неразумность тирского князя. В сравнении с великим Даниилом тирский начальник был ничто. Ранее Даниил упоминался в связи с его праведностью (14:14, 20). Хотя некоторые сомневаются, что речь здесь идёт об известном нам ветхозаветном Данииле, нет никаких законных оснований считать, что это какой-то другой человек; Даниил был известен своей праведностью и мудростью, и оба эти качества подчёркиваются в книге Иезекииля (см. Дан. 1:17-20; 2:47; 4:18).

Великих пророков Божьих знали — и принимали как пророков — при их жизни. Поэтому всё, что писал Даниил, немедленно воспринималось Божьим народом. Современные критики высказывают предположение, что библейские книги включались в канон Писания через много столетий после времени жизни их авторов и что за включение этих книг в канон голосовали раввины, жившие много позже. Свидетельства, подтверждающие такое предположение, отсутствуют. Наоборот, Библия указывает, что, когда признанный пророк Божий писал, его писания немедленно, сразу же воспринимались как богодухновенные (см. Исх. 24:4-8).

Стихи 4, 5. Тир считал себя выше всех народов. Его гордость сравнима с гордостью Эдома, осуждённого пророком Авдием. Особо отмечаются мудрость и разум князя (и в более широком смысле — всего народа). Текст не оспаривает наличия мудрости и разума. Несомненно, Ефваал был мудрым; благодаря своей мудрости он построил и сохранял удивительную империю. Однако та же мудрость раздула его гордость до такой степени, что он глупо считал себя равным Богу.

Стих 6. Здесь снова появляется фраза “ум... наравне с умом Божиим”, которую мы видели в стихе 2. На этот раз главная мысль состоит в том, что “ты ум твой ставишь наравне с умом Божиим”; это есть указание на что-то, что начальствующий в Тире создал внутри себя. Он не проявил смирения, когда другие восхваляли и славили его. Опасно допускать, чтобы похвала со стороны окружающих возбуждала нашу гордость, когда мы начинаем себя считать более важной персоной, чем мы есть на самом деле. Павел писал: “Всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать” (Рим. 12:3; см. ст. 16).

Стихи 7, 8. Бог приведёт на Тир “иноземцев, лютейших из народов” (ст. 7) — вавилонян (см. 30:11; 31:12; 32:12). Они “обнажат мечи свои”. “Мечи” — ключевое слово в книге Иезекииля; оно обычно означает военную мощь вавилонян — но только как орудие в Божьих руках (см. 21:3-5, 15, 19). Эти мечи будут направлены “против красы твоей мудрости”. Когда Бог вкладывает меч в руки человека, никакая человеческая мудрость не устоит против него. Если жители Тира думали, что они избежали Божьей ярости, когда ушли из материковой части города (который разрушил Навуходоносор в 587[6] г. до н.э.), то они ошибались. Божье обещание “низведу тебя в могилу” (ст. 8) всё равно было исполнено — это сделала армия Александра Македонского (ок. 330 г. до н.э.).

Стихи 9, 10. Тир считал себя вечным и неприступным. Как же быстро и легко Бог смог привести его к гибели! Что он скажет своему убийце? “Я бог” (ст. 9)? Нет. В то роковое мгновение князь Тира (и народ), наконец, поймёт истину слов “ты... человек, а не бог”.

Служить Богу и изучать Библию / Serve God and study the Bible (Google Мои карты)