Леонид Слуцкий — футбольный тренер с 30-летним стажем. Он работал с разными командами — российскими ЦСКА и «Рубином», нидерландским «Витессем» и национальной сборной России.
Футбол — гипертрофированная модель построения любого коллектива в любой сфере деятельности, по мнению Леонида. В этой статье собрали советы Слуцкого о том, как управлять командой в футболе — их можно использовать и в бизнесе.
Выявите,кто сотрудник на самом деле
Руководитель может думать, что человек лидер, а в экстремальной ситуации оказывается, что это псевдолидер. В бизнесе это понять сложнее — не всегда есть задачи, которые нужно выполнять быстро и в стрессе.
Для определения можно использовать разные способы: психофизиологические тесты, анамнез, наблюдение во время спортивных игр, тимбилдинга, собеседования, экстремальной ситуации. Например, можно поиграть в футбол и посмотреть, кто из сотрудников как будет себя вести.
В каждом коллективе есть шесть типажей:
- Лидер — эффективен в работе. Например, в футболе это видно по статистике.
- Шут-клоун — душа компании.
- Молчун — человек, который особо много не говорит, но выполняет больше всего работы.
- Мнимый лидер — показывает своим поведением, что соткан из достоинств, а в экстремальной ситуации пропадает и неэффективен. Их может быть несколько.
- Люди ротации — те, кто то играет в основном составе, то не играет.
- Люди обоймы — те, кто всегда играет в основном составе.
Типажи могут меняться — люди переходят из одной группы в другую в зависимости от того, как долго они работают и какие вопросы личностного роста для себя ставят.
Нужно также учитывать, что стресс для всех разный. Для кого-то перейти дорогу через пешеходный переход — стресс, а другой будет висеть над пропастью и для него это будет обыденная ситуация.
Выстройте взаимоотношения внутри лидерских групп
Главное — не подстраивать команду под свои требования, а разобраться, в каких условиях группа будет консолидирована. Нельзя прийти в коллектив и сказать, что теперь сотрудники работают вот таким образом по вот таким требованиям.
«У меня в команде было несколько лидеров, которые конкурировали друг с другом. И когда у меня был конфликт с одним из них, остальные лидеры меня сразу поддержали и вынудили человека, который был не согласен с моими тренерскими методами, меняться ради коллектива. Если бы команда была консолидирована, она, скорее всего, поддержала бы лидера в конфликте со мной, и тогда меняться пришлось бы мне».
Леонид Слуцкий
Начинать выстраивать отношения нужно именно с лидеров. Если руководитель контролирует их, люди-исполнители автоматически подстроятся.
Как это сделать:
- Убедить лидера, что ваш профессиональный уровень соответствует его уровню. Например, в футболе нужно показать, что у вас интересная методика или эффективный тренировочный процесс.
- Добиться, чтобы лидер понял, что вы делаете его сильнее. Например, разрабатывать план его развития, уделять ему больше внимания, почаще его эксплуатировать.
- Изучить лидера. Человеком легче манипулировать, если вы больше знаете о его семье, карьерном пути, интересах и моделях поведения в нестандартных ситуациях.
Руководитель должен сделать так, чтобы сотрудник раскрылся и принял его как профессионала и личность, которая стремится сделать его лучше.
Смешивайте горизонтальные и вертикальные отношения в коллективе
Слуцкий считает, что все решения должны приниматься небольшой группой людей. Именно при таком подходе будет получаться — быстро, эффективно и легко. Для этого также нужно, чтобы нравственные и профессиональные позиции в коллективе не противоречили друг другу.
«Как-то раз мы выезжаем в аэропорт. Я говорю: «Ребята, как нам удобнее — пообедать и выехать в аэропорт или выехать в аэропорт и там пообедать? Примите решение любое». Одни начинают орать: давайте пообедаем, а потом поедем. Другие: нет, да ты что, придурок? Это простейшее решение, тренер принимает такие по сотне на дню, а группа людей ни о чем договориться не может. У каждого свое мироощущение и чувство голода. И ты смотришь пять минут и говоришь: «Стоп, мы обедаем и едем. Понятно? Понятно».
Леонид Слуцкий
Не стоит работать по принципу «я начальник — ты дурак». Руководитель должен помнить, что и он, и подчиненный оценивают друг друга.
При этом чисто горизонтальная структура в коллективе — это утопия, по мнению Слуцкого. Чтобы воплотить ее в жизнь, нужно сделать так, чтобы у всех была равная ответственность и зарплата. В любой компании этого сделать невозможно.
Полную версию интервью читайте на сайте Бизнес-секретов.