Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Обделенность (2) ( Я расту)

Я расту, но я еще остаюсь маленькой. Родители решают за меня и выбирают для меня и за меня что я буду носить, что я буду есть, какими игрушками я буду играть, и даже с кем на площадке я буду играть. Весь мир ребенка- это его родители.

И что происходит с самооценкой ребенка в возрасте от 2 до 11-12 лет ?

В этот период базовая самооценка проходит этап укрепления. Поскольку у ребенка развивается образное мышление, он приобретает способность воспринимать окружающий мир через образы и представления, даже когда предмета или человека нет рядом с ним. Таким образом в это время происходит отделение образа родителей от образа себя, но оно еще неполное. Неполное, так как жизнь родителей, стабильность- нестабильность их отношений между собой, стабильность-нестабильность состояния и материального положения семьи, успешность-неуспешность родителей, их жизненный путь, их значимость в ближайшем окружении и социуме - все это влияет на самооценку ребенка. И это определяет его лояльность семье ( об этом я напишу в другой статье).

И ребенок считает, что если родители любят друг друга, то они любят и его. Вот почему развод родителей часто становится причиной горя ребенка. Он чувствует себя часто виноватым в этом. Особенно, если конфликты между родителями имеют своим внешним поводом какое-то отношение к ребенку. Например, родители спорят по вопросам воспитания, "льзя-нельзя" ребенка. Хотя часто эти поводы являются в действительности прикрытием внутреннего недовольства супругами друг друга, но для ребенка они могут выглядеть по-другому. Отношения родителей между собой укрепляют или расшатывают самооценку ребенка. И эмоции никто никуда не девал. Эмоции по-прежнему также важны и по-прежнему играют определяющую роль для самооценки.

И, представьте, ребенок нарисовал рисунок. Он очень старался, сопел, стирал- дорисовывал. И , радостный, он несет этот рисунок маме. А мама занята делами и рисунок ей кажется таким неважным и даже не глядя ни на рисунок, ни на него самого мама скажет, что посмотрит попозже.

Еще страшнее и больнее, если ребенок через час найдет свой рисунок в мусорном ведре.

А жуткое ощущение одиночества и покинутости, когда вы сидите в детском саду, а мама задерживается на 15 мин, или других детей уже разобрали. И, возможно, вам казалось, что мама уже не придет. А дома вы боялись монстра под кроватью, а папа говорил, что вы выдумываете ерунду, ругался , выключал в вашей комнате свет и плотно закрывал дверь.

Это субъективные ощущения. Они не означают, что родители вас не любили. Они означают, что родители много работали и много уставали. Но для вас тогда это было катастрофой.

Упражнение: также как в предыдущем упражнении возьмите фото, Только на этот раз дошкольное или младшешкольное. Рассмотрите эту девочку, вспомните как ее называли, как вам нравилось это уменьшительно-ласкательное имя. Обратитесь к ней также, по тому же имени. Скажите этой девочке на фото, что Вы- это она, когда она вырастет. Посмотрите на мир ее глазами- вашими детскими глазами. Вспомните чувства, которые возникали у вас в детстве , и найдите их связь с настоящими ощущениями в каких-то похожих ситуациях, когда , как вам кажется, вас не ценят, не любят, не уделяют вам время и внимание. И почувствуйте, что в такие моменты всплывают чувства именно этой девочки. Что это чувства ваши и одновременно не ваши. Попробуйте отследить в себе взрослой чувства, страхи и переживания этой маленькой девочки и поддержите своего внутреннего ребенка, рассказав ему о своей любви.

Автор: Кочина Ирина Валерьевна
Психолог, Магистр клинический психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru