После экскурсии по Санкт-Петербургу друзья из Краснодара были слегка ошарашены и заявили, что мне, как гиду ставят 5+ за искренность. То, что поведал я им поведал, действительно заслуживает внимания и наверняка будет интересно даже коренным жителям Северной столицы!
Гуляя по Питеру, на самом деле, можно почувствовать себя героем старинного романа или красивой сказки о любви. Во всяком случае, такое ощущение у меня возникало сотни раз. Одни доходные дома чего только стоят, ведь их история покрыта массой тайн.
Питерские красоты
Архитектура действительно впечатляет. Витражи, пережившие блокаду, не просто украшали парадные лестницы, но и скрывали от человеческих глаз такие прозаические вещи, как выгребные ямы, бытовые постройки, не говоря уже о неприглядных городских баталиях.
Дворы-курдонеры придавали сооружению более благородный и респектабельный вид, а световые дворы, представляющие собой нечто вроде колодца внутри сооружения, увеличивали число хорошо освещенных комнат.
Одни из красивейших элементов архитектуры доходных домов – это эркеры, т. е. выступы на фасадах. Особенно привлекательно выглядят угловые эркеры.
И, конечно же, легендарные питерские высокие потолки, поразившие воображение не одного поколения, дома, имеющие форму колец и утюгов, а также дома-стены.
Где стихи, там и проза
Но зачастую красота и великолепие имеют изнаночную сторону, и доходные дома Северной столицы – как раз тот случай.
Оборотной стороной красоты и величия респектабельных сооружений выступает прозаическая человеческая жадность.
Богатые люди предпочитали красиво и, главное, богато отделанные дома, и домовладельцы прекрасно это понимали.
Местонахождение не имело значения, но если речь шла об угловом доме, то его стоимость существенно подскакивала.
При этом домовладельцам удавалось сэкономить, используя дешевую штукатурку и другие хитрости.
Роскошный вид дома притягивал состоятельных граждан, которые платили за это немалые деньги.
Домовладельцы, в свою очередь, с лихвой окупали расходы и получали немалую прибыль.
Таким образом, каждый получал то, к чему стремился, а значит, это не столько жадность, сколько предприимчивость – если угодно, умение заработать на потребностях того, кто платежеспособен.
Вот уж никогда не подумал бы, что у доходных домов Санкт-Петербурга есть немало странностей в истории. А вы догадывались об обратной стороне их истории?