У небольшого, но очень уютного дома было припарковано машин больше, чем его жителей. Сегодня здесь был праздник - Айгуль и Эбуркан Сойдан отмечали годовщину свадьбы. Родители Эмира жили в хорошем районе Анталии в доме, который они купили после того, как дети выросли и завели свои семьи. Айгуль и Эбуркан были ровесниками, им было уже по восемьдесят пять, шестьдесят пять из которых они прожили бок о бок. У них было четверо детей, три дочери и один сын.
Самые старшие семьи Сойдан были очень бодрыми, несмотря на их возраст. Каждое утро после завтрака, они начинали с ходьбы по району, обязательно выпивали чашку крепкого кофе на берегу, с видом на море и шли домой, где каждый занимался любимым делом. Эбуркан вырезал из дерева фигурки, а Айгуль то пекла, то вязала, то вышивала.
Сегодня за праздничным столом собрались все дети, внуки и правнуки. Накрыто было в доме, чтобы благодаря кондиционеру спастись от жары.
Айгуль любила эту суету, каждая встреча со всей семьёй для неё было самым счастливым временем. Она всё хлопотала на кухне, чтобы приготовить ещё больше вкусных закусок для своих любимых. Как раз в один из таких моментов, когда она стояла и нарезала овощи, в кухню вошла Зехра.
- Я помогу вам, дайте мне нож, мама, - Зехра была любимой невесткой, может быть потому что единственной, а может быть просто потому что Айгуль чувствовала, что её сын в надёжных руках.
- Что такое, Зехра? - спросила Айгуль, повернувшись к невестке и слегка нахмурившись. Она знала Зехру, как саму себя и всегда чувствовала, когда та странно себя вела или что-то случилось.
- А что?
- Зехра, мне хотя и восемьдесят лет, но я не разучилась разбираться в людях, особенно в близких. Бери нож, нарезай овощи и рассказывай.
Сама Айгуль встала рядом с невесткой и приготовилась внимательно слушать.
- Мама, вы же знаете, что недавно Эмин был в командировке и мы навестили его всей семьёй в том отеле, где у него была конференция.
- Да, Эмир говорил об этом.
- Так вот, там Эмин познакомил нас с одной девушкой.
Айгуль расплылась в улыбке и глаза её засияли. Она хлопнула в ладоши от радости.
- О! Аллaх меня услышал! Наш мальчик нашёл ту самую, наконец-то! - затем она вгляделась в лицо Зехры и нахмурилась, - Зехра, дочка, что не так? Отчего ты такая напряжённая? Нужно же радоваться.
- Мама, вы рано начали радоваться. Он знаком с ней несколько дней, познакомился прямо во время командировки, представляете? Сразу познакомил с нами, но самое важное, это то, что она русская! И теперь он собирается поехать к ней, а ещё, перевезти её в Турцию и поселить у себя!
Айгуль нащупала стул и села на него.
- Так, подожди, - Айгуль облизала губы и приподняла брови, - Наш милый Эмин полюбил русскую девушку?
- Да. И мама, мне нужна ваша помощь. Я же знаю, что он ваш любимый внук, так помогите мне вразумить его. Эта девушка ему совсем не подходит.
Зехра положила нож и встала рядом со свекровью.
- Зехра, неужели он настолько влюбился, что так скоро познакомил её с вами.
- В том-то и всё удивление, что на Эмина это совсем не похоже!
Глаза Айгуль бегали по кухне, не зная за что зацепить взгляд и было видно, что она сильно разнервничалась из-за этой новости.
- Да, Зехра, я не ожидала такого.
- Мама, вы поможете? Поговорите с Эмином, вы сможете найти те слова, к которым он прислушается. Я точно знаю.
Зехра взяла в свои руки руки свекрови.
- Конечно, Зехра, конечно я поговорю. Только получится ли? - со вздохом сказала она.
- Получится обязательно!
Женщины обнялись.
- Только расскажи мне чуть больше, а то я вначале так обрадовалась, что сейчас и не знаю что и думать.
Зехра начала снова нарезать овощи и рассказывать всё, что происходило в отеле, умолчав только об одном, сразу говорить ещё и о том, что у Эмина будет ребёнок она не стала. Две волнительные новости для почтенного возраста это слишком.
Чуть позже они вернулись за стол, где дети уже пересели на диваны и разговаривали с отцом, а внуки со своими любимыми остались за столом. Правнуки занимались своими играми, старшие играли в настольные игры, младшие рисовали. Шумно, но душевно проходил этот праздник.
Айгуль поставила на стол нарезку и подошла к Эмину, который сидел рядом с Хаканом и Мехметом и обсуждал последние новости.
- Милый, поможешь мне достать альбомы с фотографиями?
- С удовольствием, бабушка.
Они пошли в спальню, где Айгуль открыла шкаф и показала Эмину на короб, который стоял на верхней полке.
Он легко его достал и поставил на стол.
- Тяжёлые, - сказал он.
- Тут вся жизнь, дорогой! - сказала она, открывая коробку, - Вся наша жизнь, которая казалась такой длинной. Я думала, что всегда буду молодой.
Айгуль открыла альбом, где она под руку с Эбурканом, а рядом стояли их маленькие дети.
- Смотри, - она села на кровать и Эмин устроился рядом, - Я двое сейчас помню этот день. У нас с Эбурканом тоже была годовщина свадьбы, только десять лет, представляешь? А сегодня уже шестьдесят пять. Даже не верится.
- Бабушка, я скажу тебе как мужчина. Ты прекрасно выглядишь! Я бы в жизни не дал тебе столько, сколько тебе на самом деле.
- Ой, лисёнок! Всегда говорил мне столько приятного и доброго! - она положила ладонь на его щёку и легонько похлопала.
- А это что за альбом? - сказал Эмин опуская руку в коробку и извлекая оттуда старый альбом.
- Ааа, старый альбом, который пришёл от родителей вашего деда. Я его сохранила, так как там сохранились снимки нашей семьи начала прошлого века, хотя и немного выцветшие. Сложно представить, правда?
- Можно в этот раз мы их посмотрим? - Эмин положил альбом обратно.
- Конечно, милый. Конечно. Вы помладше, поэтому не видели их, а ваши родители раньше уже видели этот альбом.
- Ну что, пойдём? - Эмин взял коробку и хотел встать, но Айгуль его остановила.
- Подожди, я хотела спросить о твоей поездке в Россию. Ты что, действительно едешь к девушке?
Эмин улыбнулся, поставил коробку обратно и снова сел рядом с бабушкой.
- Я так понимаю, мама или отец уже рассказали?
- Мама волнуется за тебя, а теперь и не она одна. Я тоже переживаю. Что же ты выдумал? Какая иностранка? Расскажи мне.
- Бабушка, - Эмин откинулся на кровати, на которой они сидели, - Полина самая красивая, нежная и добрая девушка на свете. Я люблю и знаю, что она тоже любит. Я никогда не испытывал к другим девушкам то, что сейчас испытываю к ней.
Айгуль повернулась к внуку и посмотрела на его довольное и счастливое лицо. Она и сама улыбнулась слушая, как он описывает девушку.
- Неужели не мог найти девушку из Турции?
- Она не похожа ни на одну из тех, которых я встречал. Она совсем другая. Случайная встреча, а так перевернула мою жизнь! Так что да, я хочу поехать в Россию, чтобы забрать её сюда и больше никогда не отпускать. Знаешь, бабушка, у неё такие глаза...
- Мальчик мой, это как же она вскружила тебе голову, милый!
- А я и рад кружиться, - засмеялся Эмин, - Рад просыпаться утром и звонить ей, чтобы услышать её голос, рад написать сообщение и в ответ получить нежный ответ, рад тому, что еду к ней.
- Да, похоже отговаривать нет смысла, верно?
- Отговаривать? Бабушка, порадуйся за меня, я точно знаю, что она тебе понравится! - Эмин снова сел и Айгуль потрепала его за волосы.
- Ох, милый мой мальчик. Сложно радоваться, но я постараюсь. Ведь самое главное, это то, чтобы ты был счастлив. Хотя, я очень боюсь. Ведь иностранка, да ещё и славянка, православная, вот это набор.
- Я не думал об этом, мне важен человек, а она чудесная девушка.
Айгуль наклонила его голову и поцеловала в лоб.
- Пусть Аллaх благословит тебя и направит на верную дорогу. А я помолюсь за тебя.
- Спасибо, бабушка.
Эмин тоже поцеловал её в лоб. Затем они взяли фотографии и пошли ко всем гостям.
- Смотрите, что я нашёл, - сказал Эмин, доставая из коробки старый альбом.
- Альбом со старыми фотографиями? - спросила Мелек.
- Да, здесь фотографии семьи с начала прошлого века. Я и не знал о нём, даже не знаю, как это он мимо меня прошёл. С удовольствием посмотрю.
- Тогда давай вместе, - Мехмет кивнул на свободное место на диване и Эмин сел к брату. Рядом сразу же устроился Хакан, а Мелек и Асли сели на подлокотники и тоже внимательно смотрели на старые чёрно-белые фотографии.
- Мехмет, смотри, ты очень похож на этого нашего родственника, - Хакан показал на мужчину в костюме, сидящего в мягком кресле.
- Действительно, очень, вот это дааа, бывает же такое.
- А что такого, это же наши прадедушки прабабушки, только с несколькими приставками пра. Так или иначе, мы на них похожи, - сказал Эмин.
Старые страницы альбома хранили воспоминания семьи и переворачивая каждую, Мехмет, Хакан и Эмин погружались всё сильнее в прошлое. Необычные одежды, причёски и сами кадры заставляли их улыбаться и удивляться.
- Мехмет, остановись, это кто? Дедушка, скажи, это кто на фотографии? - Хакан развернул альбом в сторону деда и тот прищурился.
- Это моя мать, вы что, не узнали? - засмеялся дедушка Эбуркан, - Она здесь совсем молодая. Таких фотографий сохранилось совсем мало, да и было, конечно не много.
Узнать в молодой девушке маму своего дедушки, конечно внуки не могли и лишь вместе со всеми посмеялись.
- Очень красивая, - добавил Мехмет.
- Это так, красивая, умная и очень мудрая. Жаль, что вы не застали её, она рано ушла от нас. Мехмета она видела ещё, но ты и не помнишь ведь, верно? - уточнил дедушка у внука.
- Нет, совсем маленький был.
Внуки продолжали перелистывать страницы и смотреть на своих "далёких близких".
К ним присоединились другие внуки и встали за диваном, чтобы тоже видеть фотографии. Когда они дошли до конца альбома, то заметили, что обложка отстала от переплёта, но послужило этому не время, а то, что там что-то лежало.
Эмин аккуратно отогнул лист и вытащил пожелтевшие лист бумаги, сложенный вдвое. Он был в следах клея, который осыпался с него. Было понятно, что лист был сюда вклеен специально, чтобы его не заметили.
Развернув лист, Эмин увидел, что текст написан на русском языке, очень красивым и аккуратным почерком. Только некоторые буквы он не мог узнать, они были ему неизвестны.
- Это не турецкий язык, - сказал Мехмет, - Что это?
- Похож на русский, - ответил Эмин, - Только не могу разобрать слова.
- Попробуй, ты единственный из нас разбираешься, - сказала Мелек.
Эмин медленно старался прочитать:
"Милый мой Эрдэм! Ты самый лучший человек на свете. Я тебя очень люблю и именно поэтому уезжаю. Уверена, что у тебя всё сложится хорошо и ты будешь с теплотой в сердце вспоминать свою Аннушку. Обещаю тебе то же самое.
Нежно целую и люблю.
Прощай.
Твоя Анна.
Постскриптум, обещаю навестить могилу Лимановского и заглянуть к Александре Алексеевне."
Эмин закончил читать и все внуки переглянулись между собой.
- Ха, судя по всему, - сказала Асли, - Эмин у нас не первый в семье, кто влюблен в русскую.
- Дедушка, есть то, чего мы ещё не знаем?
Зехра застыла с каменным лицом, Эмир усмехнулся, а дедушка Эбуркан тяжело вздохнул.
© Текст впервые опубликован на Яндекс.Дзен, любое копирование или распространение содержания только с согласия автора.
Июль 2023 год