Юношей Рауль был не очень способным к обучению парнем, но очень любил спорт. Он зачитывался романами о путешественниках, в особенности его покорили описания путешествия англичанина контр-адмирала сэра Джона Франклина. К тому времени уже было много информации о расследовании пропавшей экспедиции. Амундсена впечатлял героизм первопроходцев, он живо себе представлял все лишения, которые претерпевали герои и всегда представлял себя на их месте. Ещё его кумиром был соотечественник - норвежец Эйвин Аструп, а корабль Нансена в его путешествие к Северному полюсу Руаль провожал лично среди прочей толпы.
Вскоре он заканчивает навигаторские курсы и уже в 24 года нанимается матросом в бельгийскую антарктическую экспедицию. Очень скоро его повышают в чине до штурмана экспедиции. Уже там он проявил себя как настоящий полярник, норвежец, можно сказать последний викинг, спасая экспедицию вынужденно застрявшую во льдах Антарктиды.
Открытие Северо-Западного прохода
Получив достаточный опыт в плаваниях и диплом капитана, в 1900 году Амундсена лично представляют Фритьофу Нансену, который тогда уже стал героем Норвегии. С этого момента Руаль решает организовать собственную экспедицию. Ему никак не даёт покоя Северо-Западный маршрут, который не покорился Франклину и до тех пор ещё никем пройден не был.
В 1901 году он покупает небольшую китобойную яхту «Йоа», водоизмещением всего 47 тонн. Собирает необходимые средства на путешествие, проводит испытания судна с новым керосиновым двигателем. 17 июня 1903 года «Йоа» Выходит в плавание и пройдя тем же маршрутом, что и экспедиция Франклина 9 сентября становится на зимовку там же, на острове Кинг-Уильям.
Следующее лето оказалось холодным, так что пришлось ещё позимовать. Но весной 1905 года температура стала подниматься выше нуля, лёд стал таять и в августе «Йоа» продолжила своё плавание. Уже 26 августа Амундсен достиг залива Маккензи у острова Хершел — месте зимовки китобоев. И решил остаться на ещё одну зимовку. Команда недоумевала от такого решения, но сам Амундсен считал, что двухлетнее путешествие будет слишком коротким, не достойным будущих романов о нём.
Во время третьей зимовки Амундсен с семейной парой эскимосов на собачьих упряжках сгонял на Аляску за 800 км к ближайшему телеграфу и телеграфировал на Большую Землю об успехах своей экспедиции. Обратный путь занял у них всего 30 дней. 1 июля 1906 года «Йоа» вышла в море, а уже 30 августа преодолели мыс Барроу - самую северную точку Аляски. Через несколько дней экспедиция добралась до форта Ном в Северном заливе Берингова моря. 19 октября «Йоа» прибыла в Сан-Франциско, где стеснённый в средствах Амундсен продал яхту норвежскому землячеству для публичного обозрения. На этом экспедиция по преодолению Северо-Западного прохода была блестяще завершена.
Покорение Южного полюса
Следующим планом Амундсена было покорение Северного полюса по методу Нансена, дрейфуя во льдах. Но для этого годился только корабль самого Нансена - «Фрам», а у того на него были свои планы. Пока шли переговоры, туда-сюда, наступил сентябрь 1909 года и со всех газет понеслись новости, что, сначала Северного полюса достиг друг Амундсена - Фредерик Кук (1 сентября), а через несколько дней об этом заявил и Роберт Пири (7 сентября). Однако Пири заявлял, что достиг Северного полюса 6 апреля. Загвоздка была в том, что Пири достиг Северного полюса в сопровождении неграмотного эскимоса, который никак не мог засвидетельствовать по приборам об этом достижении. Начались судебные тяжбы между Куком и Пири. Американцы 🤣
Амундсен понимал, что следующей целью Пири будет Южный полюс. К тому же в Норвегию из Англии прибыл Роберт Скотт, чтобы испытать свои моторные сани, и как бы между прочим поболтать с Амундсеном, тем самым выведать у него секреты успеха полярных экспедиций. На счастье норвежского путешественника жена Нансена строго-настрого запретила ему идти в какие-либо плавания, так что его корабль «Фрам» оказался свободен. Амундсен стал спешно готовиться в экспедицию. Но теперь, в тайне от всех, он стал готовиться к покорению Южного полюса.
6 сентября 1910 года «Фрам» под командой Амундсена прибыл на Мадейру за припасами. И только там капитан сообщил своей команде о цели их экспедиции - покорения Южного полюса. Тем не менее команда восприняла такой поворот с энтузиазмом. Чем многолетний дрейф к Северному полюсу, короткий марш-бросок к Южному выглядел весьма привлекательнее.
Никто из коллег и не догадывались о намерениях Амундсена. Только Карстен Борхгревинк предполагал об этом, так как Амундсен взял с собой 100 собак и разобранный деревянный дом с печкой. Борхгревинк всё сетовал, что олени лучше. Но мало кто тогда знал, что по льду олени идти не могут и нет ничего лучше собак для такого предприятия.
15 января экспедиция достигла Антарктиды и стала на якорь в Китовой бухте моря Росса, где на берегу ими была организована стоянка с домом, складом и палатками для собак, которых к тому моменту естественным образом стало уже 116. Стоянку назвали Франхеймом. 4 февраля Китовую бухту посетил барк «Терра Нова» — экспедиционное судно Роберта Скотта. Некоторые его члены экипажа посетили и «Фрам», и береговую базу Амундсена.
Всю зиму вплоть до апреля команда, выбранная Амундсеном для похода к Южному полюсу делала вылазки на собачьих упряжках и ставила промежуточные лагеря через каждый градус широты для будущего похода. Трассу отмечали бамбуковыми палками с сушёной треской - своеобразными вехами. Так собаки могли с лёгкостью находить дорогу. Промежуточные лагеря и свезённое туда продовольствие и топливо гарантировало успех в будущем походе. Лагеря протянулись до 82° ЮШ. От туда до полюса оставалось приблизительно 890 км.
Полярная ночь на широте Фрамхейма началась 21 апреля 1911 года и длилась до 24 августа. Зимовка проходила в благоприятной обстановке, для необходимых работ норвежцы построили подснежный городок, где была даже сауна, и могли на несколько часов в день уединяться. Зимовщики имели граммофон и набор пластинок, в основном классического репертуара. Для развлечения служили карты и дартс, а также чтение (библиотека включала 80 книг).
Сообразно нетерпению начальника, как только начался полярный день было решено выдвигаться в путь к полюсу. Тем более, что их конкурент Скотт, так же был готов к переходу. И у него имелись моторные сани. Так что нужно было торопиться. Первая попытка похода к Южному полюсу была предпринята 8 сентября 1911 года при −37 °C. Йохансен (напарник Нансена в походе) считал этот выход преждевременным, но обязан был подчиниться. Поход оказался неудачным: при падении температуры до −56 °C лыжи не скользили, а собаки не могли спать. Взятая в поход водка замёрзла (!). Дойдя до лагеря на 80° ЮШ и разгрузившись, команда повернула назад. Поход был тяжелейшим при температуре −60 °C. Трое обморозили себе ноги.
После этого похода Амундсен и Йохансен поссорились и не разговаривали до 20 октября. 20 октября в путь отправились пятеро участников полярного похода. У них было 4 нарт и 52 собаки, но Йохансен в ней уже не участвовал. Первого склада на 80° ЮШ достигли 23 октября и устроили двухдневный привал. Последний из заложенных ранее складов был достигнут 5 ноября в густом тумане. Далее путь проходил по неизвестной территории. 9 ноября команда достигла 83° ЮШ, где был заложен большой склад для обратного пути.
11 ноября показались Трансантарктические горы, самые высокие вершины получили имена Фритьофа Нансена и дона Педро Кристоферсена. Предстоял подъём на Полярное плато. До полюса оставалось 550 км. Подъём в горы был очень тяжёлым. Альпинистское снаряжение осталось в лагере, благо нашёлся пологий подъём. В этих условиях собаки себя полностью оправдали.
6 декабря они достигли плато обширного ледника с высотой 3200 м над уровнем моря. Началась горная болезнь. Ледник был испещрён глубокими трещинами. Температура держалась не выше −20 °C, и тем не менее команда упорно шла вперёд. Полюса Амундсен и товарищи достигли 14 декабря 1911 года в 15:00 по времени Фрамхейма. Учитывая негативный опыт Кука и Пири, по оспариванию открытия Северного полюса, Амундсен подошёл к измерению координат со всей тщательностью. Три дня они замеряли и уточняли положение географического полюса. Всё было зафиксировано в журнале и заверено подписями всех членов команды. Четверо из пяти путешественников имели квалификацию навигатора и навыки обращения с секстантом. Так что всё было узаконено.
На полюсе была оставлена шёлковая палатка — «Пульхейм» — с письмами Роберту Скотту и королю Норвегии. Хассель в дневнике писал, что, если Скотт доберётся до полюса, ему будет неприятно обнаружить там палатку с норвежским флагом и вымпелом «Фрама»… Письмо содержало следующее:
Дорогой капитан Скотт,
поскольку Вы, вероятно, станете первым, кто достигнет этого места после нас, я любезно прошу направить это письмо королю Хокону VII. Если Вам пригодятся любые из вещей в этой палатке, не стесняйтесь их использовать. С уважением желаю Вам благополучного возвращения.
Искренне Ваш, Руаль Амундсен.
Википедия
Обратная дорога была стремительной. Во Фрамхейм команда прибыла в 4 утра 26 января 1912 года с двумя нартами и 11 собаками. Пройденное расстояние составило чуть менее 3000 км, таким образом, за 99 дней пути средний переход составил 24,6 км.
Вернувшись в лагерь Амундсен срочно засобирался в цивилизованный мир. Нужно было сообщить о своём достижении, потому как о передвижениях Скотта никому не было известно. 30 января «Фрам» покинул Китовую бухту и через 5 недель прибыл на Тасманию в порт Хобарт. 7 марта Амундсен один сошёл на берег и инкогнито отправил телеграмы в Норвегию. И только 11 марта команде было позволено сойти на берег, где Ялмар Йохансен, не оправившийся от размолвки с Амундсеном, пустился в запой, после чего был уволен.
С 20 марта Амундсен совершал лекционное турне по Австралии и Новой Зеландии, после чего экспедиция направилась в Аргентину. В мае всю команду отправили в Норвегию, а Руаль и корабль «Фрам», под присмотром капитана Т. Нильсена ещё какое-то время оставались в Буэнос-Айресе, где Амундсен писал книгу. Только 31 июля из Буэнос-Айреса через Копенгаген Амундсен вернулся в Берген. Под псевдонимом Энгельбрегт Гравнинг он так никем и не был опознан, хотя пользовался общественным транспортом. 20 августа в его честь был дан обед в королевском дворце, но остальное время Амундсен безвылазно сидел дома, оканчивая книгу об экспедиции.
За покорение Южного полюса Руаль Амундсен и его команда были удостоены Золотой медали Южного полюса. И конечно же, это ещё не все приключения норвежца.
Для любителей хорошего кино есть одноимённый историко-биографический фильм 2019 года - «Амундсен», в котором подробно рассказывается о жизни норвежского исследователя Руаля Амундсена.
Ссылка на Ютубе: https://www.youtube.com/watch?v=79gFsTm4_ws
Приятного просмотра!