Творчеством группы «Король и Шут» я увлекался со второй половины 2005 года где-то до конца 2007 – начала 2008 года. По истечении сего срока песни означенного коллектива на моём проигрывателе довольно редкий гость.
Наверное, просто переслушал я их в своё время.
Увлекался – не в том смысле, что прямо-таки фанател, просто если слушал музыку, то слушал «Короля и Шута» (интернета в ту пору у меня не имелось, так что музыкальная библиотека моя была весьма ограничена). Ну ещё на концерт сходил, когда «Киши» приехали с концертом в мой довольно заштатный и провинциальный городок. И бандана у меня с символикой этих ребят имелась (даже две). И торба.
Ну да не о том речь...
А речь, как Вы поняли из названия настоящей заметки, пойдёт о сериале «Король и шут».
Подобного проекта я как-то совсем не ожидал, но когда впервые наткнулся на рекламу, поставил мысленную галочку посмотреть.
Ну что же, посмотрел, недели три тому назад...
И остались у меня не самые приятные впечатления.
Нет, никакого отторжения или неприязни, наверное, я ожидал чего-то более продуманного, качественного, ровного... душевного, что ли, в конце концов, а не временами душного.
Повествование делится на две основные линии: типа биографическую и фэнтезийную, причём первая разбита на разные временные промежутки (и это, на мой взгляд, представляет отдельную проблему в повествовании).
Типа биографическая линия
Почему «типа»?
Потому что, пересказывая историю Михаила Горшенёва (он же Горшок), создатели фильма допускают вольности и передёргивания, добавляя, естественно, художественный вымысел.
Сам я не спец по этим вопросам и никогда желания изучить биографию Горшка не испытывал, однако с критикой людей знающих ознакомился ещё до начала просмотра.
Внимания на этом заострять не буду, всё ж таки не документалка.
Другое дело, что хронологически эта линия как-то скачет туда-сюда и сбивается (добавьте нюанс: повествование ещё и на фэнтези по мотивам песен «Короля и Шута» переключается – чувствуете хаос?).
Выглядит это примерно так: вот Вам кусочек из, скажем, 1999 года, вот – из 1990, вот – из 1995, а вот эпизод из какой-то сказочной страны. Выглядит несколько сумбурно.
Начинается лента, собственно, с того, что Горшка после успешного концерта уговаривает, простите за выражение, самовыпилиться из жизни довольно мерзкого вида шут, и Михаил лезет на крышу, чтобы... ну, того...
(Кстати, улыбнулся, увидев отсылку к песне «Двухголовый отпрыск», когда шут справлял малую нужду.)
Горшка отговаривает верный друг и товарищ Князь, они начинают вспоминать, с чего начиналась их история, ну и... пошло-поехало.
Нам рассказывают о Горшке, о Князе, об учёбе в «шараге», о создании группы «Король и шут»... а ещё о наркозависимости, об алкоголизме.
За Михаилом периодически бегает неугомонный шут с неизменным и навязчивым предложением... того... пока молодой. На тот свет, в смысле.
(Причём у меня иногда из-за манеры речи персонажа и его бородки возникало впечатление, будто бы за Горшком дедушка Ленин с этакими инсинуациями гоняется, отчего серьёзность восприятия страдала.)
Фэнтезийная линия
В начале сериала презентуется зрителю как некий волшебный мир, который то ли придумал, то ли видел в детстве Князь, и о котором он рассказал Горшку. Там, мол, живут и взаимодействуют двойники людей из реального мира.
В этой линии Горшок и Князь – странствующие музыканты, зарабатывающие на кусок хлеба песнями и... не только. За ними следует некая Хозяйка, останавливающая время и обчищающая карманы слушателей. Кто это такая нам, к сожалению, не расскажут, но Горшок с Князем с ней знакомы, и она хочет, чтобы ребята посвятили ей свою песню (очевидно, это будет «Тайна хозяйки старинных часов»).
Горшок вдруг всерьёз задумывается о бессмертии – не в физическом плане, а в том, чтобы оставить после себя культурное наследие. Для этого нужно «легализоваться» – из музыкантов бродячих стать придворными, что, естественно, не так уж просто.
Однако некий колдун похитил у короля дочь, принцессу – и если спасти принцессу, то...
В общем, друзья отправляются в путешествие, «перепрыгивая» из одной песни в другую, встречаясь со знакомыми всем, кто слушал «Короля и шута», персонажами: например, с повелительницей мух, с дураком, желающим поймать молнию, с медведем, превращённым в человека, с вдовой и горбуном Иоганном...
На полноценную сюжетную линию, как по мне, не тянет.
А на что тянет?
Ну вот помните новогодние мюзиклы нулевых совместного российского-украинского производства? Они, конечно, классные, тёплые, ламповые, и я их периодически пересматриваю по случаю очередного Нового года, но если смахнуть с них флёр ностальгии и «выкатить» нечто подобное сейчас, то восторгов оно не вызовет.
Фэнтезийная линия выполнена на таком вот уровне.
К тому же не хватает раскрытия лора, образов, а то и мотивации действующих лиц.
Линии пересекаются
Типа биографическая и фэнтезийная линия пересекаются.
Сначала мы видим людей из жизни Горшенёва и Князева в фэнтезийном обличии: не понимающий сына отец-гэрэушник становится королём, жена-наркоманка – феей-губительницей, а «внезапная голова» в реальном мире работает санитаром в наркологической лечебнице.
Тут, кстати, за остальных членов группы обидно: и в типа биографической линии они выглядят декорациями, фоном для Горшка и Князя, а в фэнтезийной их, вроде бы, и вовсе нет.
А потом вдруг злодей из фэнтезийной линии проникает в линию типа биографическую – тот самый колдун, похитивший принцессу (его зловещий план – телепортироваться со своими силами и способностями в мир, где магия – редкость). И превращается, ни с того ни с сего, в шута, которого может видеть только Горшок. Да, того самого, похожего на дедушку Ленина с навязчивыми, но однотипными подзуживаниями.
И такой ход мне совсем не понравился.
У меня уже сформировался образ внутреннего демона панк-музыканта, трикстера, олицетворения разрушительного начала, что гложет и подтачивает изнутри употребляющего наркотики и злоупотребляющего алкоголем рокера... И тут – перемещенец... И почему только Горшенёв его видит? Потому что в другом мире Горшок-двойник с колдуном боролся? Так там и Князь участие принимал, но для Князева злого шута не существует...
В общем, сюжетная дыра.
Да и в дальнейшем нам показывают, как умирает вместе с Горшенёвым шут-подстрекатель, как он разрушается вместе с мозгом музыканта.
Какой уж тут колдун из параллельного мира.
Ну и сам Горшенёв... Умерев в типа биографической линии, он просыпается в фэнтезийной, и всё ему вроде как приснилось.
А ещё на второй сезон вроде как намекают, да...