Читаем аннотацию на «Кинопоиске»: «Героический летчик ждет почестей, но получает преследования от властей. Приключенческая драма Василия Пичула».
Во-первых, вы просто обалдеете от заслуг этого лётчика, за которые он «ждёт почестей». А, во-вторых, режиссёр этого «шедевра» - Василий Пичул, прославившийся в смутное время своей «Маленькой Верой». В дальнейшем он оставался верен себе и продолжал снимать всякую пор... непотребство, например, «Заставу Жилина», или вот – «Второе восстание Спартака».
Фильм снят по книге Александра Бушкова с соавторами, который в 90-е клепал книжки, как печатный станок. Пытался я как-то году в 1996-м читать его книгу «На то и волки», осилил страниц тридцать и сдался. Тогда мне его творчество показалось примитивным выхолощенным чтивом, на этом моё знакомство с книгами Бушкова и закончилось. Возможно, я ошибся, и он гениальный писатель? После просмотренных двух серий «Спартака» я только укрепился в своём мнении.
Давайте же приступим к потрошению этого дивного сериала!
Итак, 1946 год, Карелия. По реке плывёт баржа с заключёнными. Среди зэков – «Джоконда» из «9-й роты», племянник Фёдора Бондарчука – Константин Крюков! Константин играет бывшего лётчика по имени Спартак Котляревский.
На барже Джоконда время от времени пускается в воспоминания, из которых мы узнаём, что в 1941 году, во Львове, отважный лётчик познакомился с польской певицей Беатой, которую играет Татьяна Арнтгольц.
Присутствие Татьяны в фильме – это всегда хорошо, это гарантия того, что на экране будет твориться какой-нибудь смешной трэш.
Показаны боевые будни Джоконды: он бьётся с немцами на истребителе И-16.
И вот, однажды в бою, он потерял из виду бомбардировщик, который сопровождал, так как была высокая облачность. Бомбардировщик сбили, а Джоконду уволили из истребителей и перевели в пилоты транспортного самолёта. А уже в августе 1941 года он сидел за штурвалом бомбардировщика и летел бомбить Берлин. Универсальный парень. По мнению Бушкова, есть лётчики, и есть самолёты. Берёшь рандомного лётчика, сажаешь в любой самолёт – и вот он уже в небе, летит, крыльями машет – делов-то!
Пока мы недалеко ушли, скажу, что командиром Джоконды, пока он летал на И-16, был наш старый знакомый, Мужик-с-огурцом из сериала «Истребители». Сериалы снимали одновременно, поэтому Мужику даже переодеваться не пришлось, снял погоны, прицепил петлички – и порядок.
Когда же Джоконда посадил свой «ишачок», мы наглядно увидели, что настоящий очумелец может изготовить лобовое стекло при помощи ножниц и простой пластиковой бутылки (сравните с компьютерной картинкой чуть выше).
Вернёмся на баржу. Главный упырь-чекист играет на аккордеоне, и тут ему докладывают: одного заключённого не хватает!
Гармонист нехорошо щурится и велит поймать во время следующей остановки любого финна, который будет ошиваться поблизости.
Сотрудники КГБ послушно ловят какого-то финского дядюшку Ау и забрасывают его к заключённым.
Очень плохой актёр, который неубедительно ненавидел большевиков в сериале «Когда растаял снег», здесь играет шныря.
Он подскочил к господину Ау и попытался снять с него сапоги, но на защиту финского лесовичка встал благородный Джоконда. Он выбил нож из руки плохого актёра, и плохой актёр сразу начал неубедительно исполнять, это заметно даже на неподвижном скриншоте.
Тут на помощь плохому актёру пришёл ещё один шнырь и сказал, что Джоконда не пилот, а пилотка. Пилот натянул бедолаге кепку на нос и толкнул его в толпу заключённых.
Тут же у горла Джоконды появился нож. Максим Костромыкин, который обычно играет лопоухих недотёп, в этом сериале изображает уголовного авторитета по кличке… Мойка. Я понимаю, что, скорее всего, имелась в виду речка в Ленинграде, но такая кличка, да ещё при такой внешности авторитету точно не подходит.
Тут раздаётся голос откуда-то из угла: «Перья убрали!»
Мойка хлопает ушами: «Не понял?!»
«Чего ты не понял?» - продолжал благородный незнакомец. – «Человеку сначала нужно понятия объяснить, а уж потом предъявлять за косяки!»
Мойка подсел к незнакомцу и сказал: «Горелый, ты, конечно, вор авторитетный…»
«Но зачем ты при Мишке!» - продолжил я, хохоча!
Как оказалось, Горелый был старым вором, но в сорок первом Сталин сказал: или мажем зэкам лоб зелёнкой, или отправляем всех на фронт! Вот и опустели тюрьмы – все зэки ушли Родину защищать.
Реально, я не прикалываюсь! И жанр фильма не указан как «альтернативная история»!
Поэтому фронтовой вор Горелый посочувствовал лётчику, а Мойке сказал, что, стоит ему обратиться к фронтовикам, которых было много среди зэков, те без труда умоют блатных.
Мойка всхлипнул, мол, теперь Горелому тоже не жить, и затух. Авторитетно так съехал.
Прибыли в лагерь. Начальник лагеря, толстый полковник, принялся осматривать вновь прибывших, как будто бы вышел за баню, и обнаружил там загрязнение окружающей среды.
Заботился Сталин о заключённых, поставив над ними такого начальника: всем известно, что в компании с толстяком время летит незаметно!
Джоконда тут же поспешил сообщить, что Дядюшка Ау – персонаж из другой книги. Толстяк велел подручным разобраться в ситуации с лешим, а борзого Джоконду велел бросить на десять суток в карцер.
И стал Джоконда вспоминать, как пять лет назад он летал бомбить Берлин. В его воспоминания даже Сталин каким-то боком затесался, хоть он и не был лично знаком с Джокондой.
Просто надо было рассказать зрителям историю о том, как в 1941-м наши лётчики летали бомбить Берлин. Фильма «1941. Крылья над Берлином» о том, как инвалиды, теряющие на ходу сознание, летали бомбить Берлин, ещё не было.
Отбомбился Джоконда, но по пути домой самолёт сбили. Ему удалось посадить машину на воду и спасти раненного коллегу. Правда, коллегу вскоре пристрелили бандеровцы, и хотели взять в плен самого Джоконду, но тут раздались выстрелы, и чубатые повалились замертво.
Огляделся Джоконда – мать честная! Из леса эпично вышли настоящие американские гангстеры!
Как оказалось, это были члены польского сопротивления. К счастью, у Джоконды фамилия была польская, поэтому встретили его, как родного.
А тут ещё оказалось, что с польскими гангстерами трётся его зазноба, Беата Арнтгольц.
Джоконда с Беатой слегка понежились, после чего девица решила покрестить суженого.
Но в самый разгар ритуала в помещение ворвались какие-то непонятные люди в кожаных плащах, а главный из них, мужик с рязанской физиономией, представился сотрудником гестапо, гауптштурмфюрером Крашке.
Я бы сказал, что он, скорее, Крашкин, и оказался прав.
Также я сразу обратил внимание, что брючки у Джоконды и «гестаповца» из одного универмага.
Крашкин имитирует расстрел, но Джоконда, гордый, не колется.
И тогда ему сообщают, что это была проверка на вшивость, и он её прошёл. Арнтгольц в бешенстве: «Кто разрешил?!»
Крашкин проводит совещание и доводит Лёлекам и Болекам, что англичане просят прислать им немецкую ракету, ну, или хотя бы образцы топлива, двигатель и основные запчасти. Лёлеки выглядят максимально уморительно!
Перед заданием Джоконда и Беата венчаются по польским обычаям.
И вот – снова лагерь, 1946 год. Джоконда, отсидев в карцере, заходит в душевую, где, как мы знаем, всегда проводятся самые крутые разборки. Тут же за ним заходит Мойка со своими верными марамойцами… что же будет?!
Ладно, остановимся на сегодня. Продолжение следует!
Не забывайте нажать "палец вверх" под обзором!
Список всех кинообзоров (здесь интересно!)
Афиша взята с сайта kinopoisk.ru, также статья содержит кадры из фильма «Второе восстание Спартака» (2013).