Найти в Дзене
Minsknews.by

Годовщину первых президентских выборов и текущую международную обстановку обсудили на «Радио-Минск»

Первые президентские выборы и гибель международного права обсудили в прямом эфире программы «Вечерний политический канал» на «Радио-Минск» депутат Палаты представителей Олег Гайдукевич и ведущие программы Кирилл Казаков и Алена Родовская, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Спасти страну

Алена Родовская: — Недавно была годовщина первых президентских выборов. 20 июля 1994 года Александр Лукашенко принес присягу на верность белорусскому народу и приступил к обязанностям первого Президента страны. Вы хорошо помните те события? Сколько вам было лет?

Олег Гайдукевич: — На президентских выборах 1994-го голосовать я не мог: не хватало нескольких месяцев до совершеннолетия. Но прекрасно помню атмосферу, в которой они проходили. Люди тогда постоянно говорили о Лукашенко, они чувствовали его энергию, верили, что он спасет страну. Время с 1991 по 1994 год страшное. Мне было больно смотреть на своего деда, который, отслужив в КГБ и выйдя на пенсию, чуть не плакал: все, над чем он работал, превратилось в пыль. Открывал газеты и читал, что, оказывается, все это никому не нужно — зря воевали, зря строили страну…

Помню, когда объявили результаты первого тура, в котором Лукашенко победил с разгромным счетом, люди испытывали эйфорию, радость. Все пошли на второй тур, переживали, что результаты выборов могут сфальсифицировать и у Лукашенко не получится победить. Избирательные участки были переполнены, на выходе спрашивали: «Ты же за Лукашенко?» Я ходил на выборы с семьей. Мне тоже очень хотелось проголосовать, я проникся этими эмоциями. Помню утро после выборов, когда уже стало понятно, что Лукашенко выиграл. Все искренне радовались, что смогли что-то решить, что появилась возможность отстоять страну.

Кирилл Казаков: — А я помню бронетранспортеры на площади Ленина в 1996-м.

Олег Гайдукевич:Да, два года прошло после выборов. Я тогда увидел, что такое грязная политика. Президент пользовался популярностью, за ним был весь народ. Но Верховный Совет ради своих политических амбиций предал Главу государства и пытался ввергнуть страну в гражданскую войну. Что это за политики такие? Они же не о народе думали — сидели в Верховном Совете и решали, как поделить кресла, ограничить власть Президента ради собственной. Мы не должны забывать те события. Александр Лукашенко победил!

Международный цинизм

Кирилл Казаков: — На Западе обвиняют Беларусь и Россию в краже украинских детей, в то время как эти ребята получают у нас возможность передохнуть от ужасов войны, подлечиться. В самой же Европе украинские дети пропадают тысячами. Европейский Международный уголовный суд уже выдал ордер на арест Владимира Путина и сейчас вроде как намеревается оформить такой же на нашего Президента.

Олег Гайдукевич: — Мы должны понимать, что международное право умерло, его больше не существует. И все эти бумажки — резолюции Европарламента, Международного уголовного суда — ничего не значат сегодня. Американцы сами убили это право, когда бомбили Югославию и вторглись в Ирак.

Алена Родовская: — Что изменится, если они выдадут ордер на арест Президента Беларуси?

Олег Гайдукевич: — Они могут принять такое решение по одной простой причине — санкции не работают, военным путем нас не победить, и переворота в стране не предвидится. Потому запускают такие вот механизмы. Но они нелегитимны с точки зрения международного права, и большинство это понимает. За нами огромное количество стран, многие из которых уже не боятся открыто выражать свою позицию. Им удастся реализовать такие решения только в случае военной победы над Россией и Беларусью, а об этом они могут только мечтать.

Алена Родовская: — Получается, поляки блефуют, перебрасывая войска к нашей границе? Или же это реакция на «Вагнер»?

Олег Гайдукевич: — На самом деле «Вагнер» — это реакция на польские действия. Появление в Беларуси тактического ядерного оружия тоже ответная реакция, ведь не мы первыми это начали. Как бы абсурдно ни звучало, но Европа сегодня должна благодарить нас за эти решения: за ядерное оружие, за закон о народном ополчении, за совместную группировку войск Союзного государства. Мы спасаем Европу от войны. Поляки, литовцы — они ведь несамостоятельные, и их, как украинцев, которые тоже не хотели воевать, могут бросить в войну, и никто спрашивать не будет. Своими действиями мы показываем хозяевам этих стран: не лезьте сюда — получите в первую очередь.

Тем не менее не нужно относиться к перемещению войск поляками легкомысленно — это риски. И чем сильнее мы будем, тем меньше вероятность начала конфликта.

Подготовил Никита Столяров