Найти тему
УДОБНО ЖИТЬ!

В Ижевске появился первый ретро-троллейбус? Как удалось его спасти

Канал "Удобно жить" начинает серию материалов под авторством Степана Сысоева про уникальный троллейбус, недавно запущенный на рейсы в Ижевске. Городской подвижной состав очень интересный, разнообразный и самобытный, но данный ЗиУ стал первым примером грамотного и бережного обращения к прошлому.

МУП "ИжГорЭлектроТранс" совместно с реставратором из Калуги Максимом Дорофеевым провел капитальный ремонт троллейбуса 1285, сделав его максимально приближенным к оригинальному заводскому виду.

Примечательно, что он был близок к списанию и это даже смотрелось бы логичным. Но ряд волевых и правильных решений подарили городу изюминку и создали прецедент, достойный широкого распостранения.

Сегодня вы узнаете о сложном пути 1285го и решениях, позволившим спасти, а потом подарить вторую жизнь этому тролю.

-2

Путь длиной в 40 лет

ЗиУ-682В с заводским номером 18606 построен в Энгельсе в сентябре 1982 года. В единственном на тот момент троллейбусном депо Ижевска принят в эксплуатацию 15 сентября под номером 195. В апреле 1986 года ТТУ перешло на четырехзначную нумерацию, так наш герой превратился в 1195.

В середине 2000-х он был одним из старейших троллейбусов первого парка. Живы были 1244 (бывший 1181, 1979 г.), 1277 (1981 г.), 1196 и 1198 (1982 г.). Первым двум списание не грозило, потому что они прошли КВР на заводе "Редуктор", а вот для остальных трёх 2005 год должен был стать последним. Над ними смеялись - "Боинг пролетел" - очень шумные редуктор и ТЭД. Но уже тогда неведомая сила отправила его на КВР, после которого он получил новый номер - 1285.

Только что с КВР. transphoto.org, автор фото С. Чекалкин
Только что с КВР. transphoto.org, автор фото С. Чекалкин

Первые годы после этого он работал, не вызывая беспокойства. Но кризис 2014 года ударил по ремонту в ИжГЭТ. Обшарпанный салон, выцветшая краска, разбавленная водой - таким он был в феврале 2020 года.

2018 год. Только что покрашен, но через три месяца она полностью выцветет. transphoto.org, автор фото Сэм
2018 год. Только что покрашен, но через три месяца она полностью выцветет. transphoto.org, автор фото Сэм

Добила его пандемия коронавируса, лишившая предприятие денег, а троллейбусы - запчастей.

Ижевску не нужны списанные в Москве троллейбусы. Что с ними не так?
УДОБНО ЖИТЬ!5 августа 2020

Плюс подвернулся бесплатный б/у хлам из Москвы, и 1285 стал не нужен своему парку. После поломки, случившейся в июне, для комплектования других машин с него растащили все агрегаты. Его ждала участь 1244 и 1277 - первый списан в апреле 2020 года, а второй в 2013 году продан частному лицу, а позже исчез.

📈 Если прикинуть, то за свои 40 лет данный троллейбус проехал более 2,3 млн.км.

Последний день троллейбуса 1244. transphoto.org, автор фото Илья Марченко
Последний день троллейбуса 1244. transphoto.org, автор фото Илья Марченко

Чудеса иногда случаются

На выручку пришёл Максим Дорофеев - человек, считающий, что нет ничего лучше старого, но хорошо откапиталенного ЗиУ-682В.

Машина, на которой работает Максим Дорофеев
Машина, на которой работает Максим Дорофеев

Директору ИжГЭТ понравилась идея создания линейной ретро-машины. Он принял решение провести ей внеплановый, то есть не обременённый никакими сроками, ремонт. Свободную канаву нашли во втором парке. 1285 перетащили туда, и 11 ноября 2021 года началось его восстановление.

Разобранный выцветший 1285 перетащили во второй парк. transphoto.org, автор фото С. Чекалкин
Разобранный выцветший 1285 перетащили во второй парк. transphoto.org, автор фото С. Чекалкин

Ремонтом этого троллейбуса занимались время от времени, когда не было работы по другим машинам. Сварщики отбраковывали плохие профили каркаса и заменяли их, а затем собрали новую бортовую обшивку. То есть провели кузовной ремонт в объеме углубленного СР. После этого снаружи и внутри троллейбус покрасили дорогой автоэмалью аутентичных цветов, собрали внутреннюю обшивку бортов и потолка. Крепёж этой обшивки выполнен в заводском, а не упрощённом виде.

На этом фото хорошо видно ПВХ, вставленный в потолочные молдинги и закрывающий саморезы, чего нет на других ижевских троллейбусах
На этом фото хорошо видно ПВХ, вставленный в потолочные молдинги и закрывающий саморезы, чего нет на других ижевских троллейбусах

Ремонт всего оборудования тоже проведён в объеме угл. СР. Установлены соответствующие году постройки электропривод дверей, ТЭД ДК-210, мотор-вентилятор, а вот задних мостов Raba-018 в ИжГЭТ не осталось, поставили 118-й. Собрали светотехнику "лодочки", двери, установили современные салонные печи "Этна". Некоторые элементы "лодочек" выполнены на 3D-принтере по заказу ИжГЭТ - в оригинальном виде их слишком мало.

Основание передней нижней наружной светотехники
Основание передней нижней наружной светотехники

Продолжение по ссылкам ниже ...

ВТОРАЯ ЧАСТЬ:

Что не так с новым ретро-троллейбусом? Нестандартные решения
УДОБНО ЖИТЬ!28 июля 2023

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ:

Чем уникален ретро-троллейбус 1285? Про обкатку и реакцию горожан
УДОБНО ЖИТЬ!31 июля 2023

ТАКЖЕ НА КАНАЛЕ:

С днем рождения, ижевский троллейбус! 52 года развития, борьбы и выживания
УДОБНО ЖИТЬ!6 ноября 2020
Одна из самых лучших систем общественного транспорта России, почти без вложений. Кто-то может с этим конкурировать?
УДОБНО ЖИТЬ!9 марта 2020

В ПОДДЕРЖКУ ГОРОДСКИХ и ТРАНСПОРТНЫХ ТЕМ ПОДПИСКА и ЛАЙКИ!