Канал "Удобно жить" начинает серию материалов под авторством Степана Сысоева про уникальный троллейбус, недавно запущенный на рейсы в Ижевске. Городской подвижной состав очень интересный, разнообразный и самобытный, но данный ЗиУ стал первым примером грамотного и бережного обращения к прошлому.
МУП "ИжГорЭлектроТранс" совместно с реставратором из Калуги Максимом Дорофеевым провел капитальный ремонт троллейбуса 1285, сделав его максимально приближенным к оригинальному заводскому виду.
Примечательно, что он был близок к списанию и это даже смотрелось бы логичным. Но ряд волевых и правильных решений подарили городу изюминку и создали прецедент, достойный широкого распостранения.
Сегодня вы узнаете о сложном пути 1285го и решениях, позволившим спасти, а потом подарить вторую жизнь этому тролю.
Путь длиной в 40 лет
ЗиУ-682В с заводским номером 18606 построен в Энгельсе в сентябре 1982 года. В единственном на тот момент троллейбусном депо Ижевска принят в эксплуатацию 15 сентября под номером 195. В апреле 1986 года ТТУ перешло на четырехзначную нумерацию, так наш герой превратился в 1195.
В середине 2000-х он был одним из старейших троллейбусов первого парка. Живы были 1244 (бывший 1181, 1979 г.), 1277 (1981 г.), 1196 и 1198 (1982 г.). Первым двум списание не грозило, потому что они прошли КВР на заводе "Редуктор", а вот для остальных трёх 2005 год должен был стать последним. Над ними смеялись - "Боинг пролетел" - очень шумные редуктор и ТЭД. Но уже тогда неведомая сила отправила его на КВР, после которого он получил новый номер - 1285.
Первые годы после этого он работал, не вызывая беспокойства. Но кризис 2014 года ударил по ремонту в ИжГЭТ. Обшарпанный салон, выцветшая краска, разбавленная водой - таким он был в феврале 2020 года.
Добила его пандемия коронавируса, лишившая предприятие денег, а троллейбусы - запчастей.
Плюс подвернулся бесплатный б/у хлам из Москвы, и 1285 стал не нужен своему парку. После поломки, случившейся в июне, для комплектования других машин с него растащили все агрегаты. Его ждала участь 1244 и 1277 - первый списан в апреле 2020 года, а второй в 2013 году продан частному лицу, а позже исчез.
📈 Если прикинуть, то за свои 40 лет данный троллейбус проехал более 2,3 млн.км.
Чудеса иногда случаются
На выручку пришёл Максим Дорофеев - человек, считающий, что нет ничего лучше старого, но хорошо откапиталенного ЗиУ-682В.
Директору ИжГЭТ понравилась идея создания линейной ретро-машины. Он принял решение провести ей внеплановый, то есть не обременённый никакими сроками, ремонт. Свободную канаву нашли во втором парке. 1285 перетащили туда, и 11 ноября 2021 года началось его восстановление.
Ремонтом этого троллейбуса занимались время от времени, когда не было работы по другим машинам. Сварщики отбраковывали плохие профили каркаса и заменяли их, а затем собрали новую бортовую обшивку. То есть провели кузовной ремонт в объеме углубленного СР. После этого снаружи и внутри троллейбус покрасили дорогой автоэмалью аутентичных цветов, собрали внутреннюю обшивку бортов и потолка. Крепёж этой обшивки выполнен в заводском, а не упрощённом виде.
Ремонт всего оборудования тоже проведён в объеме угл. СР. Установлены соответствующие году постройки электропривод дверей, ТЭД ДК-210, мотор-вентилятор, а вот задних мостов Raba-018 в ИжГЭТ не осталось, поставили 118-й. Собрали светотехнику "лодочки", двери, установили современные салонные печи "Этна". Некоторые элементы "лодочек" выполнены на 3D-принтере по заказу ИжГЭТ - в оригинальном виде их слишком мало.
Продолжение по ссылкам ниже ...
ВТОРАЯ ЧАСТЬ:
ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ:
ТАКЖЕ НА КАНАЛЕ:
В ПОДДЕРЖКУ ГОРОДСКИХ и ТРАНСПОРТНЫХ ТЕМ ПОДПИСКА и ЛАЙКИ!