В прошлый раз мы узнали о четырех моделях троллейбусов, работавших в Ижевске в прошлом веке. Из них три ушли в историю, а четвертая стала символом ижевского троллейбуса. Какую роль, помимо этой, она играет в новом веке? Кто вытеснит её с прочно занятых позиций - СВАРЗ-МАЗ, "Адмирал", автобусы или маршрутки? Может быть, никто?
Капитально-восстановительный ремонт
В 1993 году Ижевск получил последнюю централизованную поставку троллейбусов - 22 штуки. На балансе ТТУ было 222 троллейбуса. Со сроком службы 10 лет к 2004 году они все были бы списаны. Новые закупали - в 1994-2004 годах 32 троллейбуса. Этого было крайне недостаточно.
Тогда было принято единственно верное решение - проводить капитально-восстановительные ремонты. Завод "Редуктор" с радостью освоил КВР в своих пустующих цехах. В 1996-2004 годах он вернул в строй 134 троллейбуса! За это время списано всего 37 троллейбусов, и для их замены хватило "крайне недостаточных" тридцати двух.
КВРенные троллейбусы имели следующие отличия от оригинала:
- отсутствие верхнего маршрутоуказателя, молдингов, эмблемы "ЗиУ" и решетки воздухозаборника (у Гэшек) спереди;
- в Вэшках двойные сиденья по левому борту заменены на одиночные.
Троллейбусы, построенные до февраля 1984 года, лишились пониженной задней площадки. Но их можно распознать по низкому расположению поручня.
Все виды ремонта и обслуживания были на высоте, что в сочетании с КВР давало возможность не беспокоиться о возрасте.
Это было однозначно лучшее троллейбусное хозяйство страны. Даже в столицах не достигались качество ремонта и регулярность движения, которые имели место в ИжГЭТ.
Самой насыщенной трамваями системе России 85 лет. С днём рождения ижевский трамвай!
Аналоги ЗиУ-682
После неудачи с "Нордтроллами" вернулись к покупке ЗиУ. В 1996-2006 годах это были троллейбусы, самым серьезным отличием которых от классики являлись новые морда и сиденья, а у некоторых статический преобразователь вместо шумного мотор-генератора.
Позже появились троллейбусы с транзисторной системой управления и асинхронными двигателями.
Всего в 2005-2010 годах куплено 39 новых троллейбусов. Каждый месяц с КВР приходила машина, эксплуатируемая 1,5-2,5 заводских срока. При таких обстоятельствах баланс в 2010 году достиг своего пика - 234 ед.
Когда кончились относительно сытые годы, КВР прекратили делать. С 2011 года не было куплено ни одного троллейбуса, хотя другие города массово обновляли парк. Ещё бы - автобусникам конкурент не нужен!
В таких обстоятельствах старение неминуемо. На короткий период внешний вид и состояние троллейбусов резко ухудшились, но сейчас эту проблему решили. Появились троллейбусы, не проходившие средний ремонт по 4-5 лет! Количество списаний растет в геометрической прогрессии: в 2014 году было 230 троллейбусов, в 2019 - 211, а 01.08.2020 - 197. Дальнейшая эксплуатация путем регулярного "латания дыр" на углубленных текущих ремонтах вряд ли возможна.
Низкопольники
Ижевск стал одним из первых городов, начавших эксплуатацию низкопольных троллейбусов.
Их судьба незавидна. Во-первых, конструкция была сырой, во-вторых, ушло много денег на дорогие запчасти (одному из них меняли немецкий задний мост, который сейчас стоит 700 тысяч, другому - датчик угловой скорости двигателя, тоже дорогой). Самое главное - электронная система управления после 5-7 лет эксплуатации начинает создавать проблемы выходом из строя своих элементов, многие из которых дорогостоящие. В итоге два троллейбуса (по одному каждой модели) работают только в час пик, периодически надолго "пропадая" с маршрута по неисправностям, а два других после длительного (не единственного) простоя в 2020 году окончательно списаны.
И они привезут что-то подобное из Москвы? Нам надо такое счастье?
Все перечисленные недостатки характерны и для московских троллейбусов. (Конструкция не сырая, но для Ижевска это неизвестная техника.) Кроме того, в Москве применяют реагенты, из-за чего кузова и электропроводка московских машин изнашиваются намного быстрее. Наконец, в ожидании закрытия там "забили" на ремонт своих машин. Эх, вот бы нам сейчас массовый КВР! Москва позавидовала бы состоянию этих троллейбусов.
На покупку именно нового ПС один шанс - БКАД. Но это будет не двести и даже не сто машин. Низкопольники сами по себе не вытащат нас троллейбусно-ремонтных проблем. Выход один - чтобы не сократить ни подвижной состав, ни перевозку пассажиров, нужно вернуться к массовому КВР, как раньше. Можно начать хотя бы со старых ЗиУ-682В и ранних Г, которых все равно будет подавляющее большинство. Технология их ремонта давно известна и хорошо освоена, и в случае её быстрого и успешного запуска ижевский троллейбус гарантированно продолжит работу.
Вернемся к изначальным вопросам. ЗиУ - это не символ ижевского троллейбуса. ЗиУ это и есть ижевский троллейбус. Пока есть ЗиУ, есть в Ижевске троллейбус. Как только ЗиУ не станет, троллейбуса в Ижевске не станет тоже.