Найти тему
УДОБНО ЖИТЬ!

Аналоги ЗиУ-682. Низкопольники. Троллейбусы города. Часть №2

Оглавление
В прошлый раз мы узнали о четырех моделях троллейбусов, работавших в Ижевске в прошлом веке. Из них три ушли в историю, а четвертая стала символом ижевского троллейбуса. Какую роль, помимо этой, она играет в новом веке? Кто вытеснит её с прочно занятых позиций - СВАРЗ-МАЗ, "Адмирал", автобусы или маршрутки? Может быть, никто?
ЗиУ и Иж. Скан из газеты " Пассажирский транспорт ", номер 40 за 1990 год, автор фотографии Юрий Мальцев
ЗиУ и Иж. Скан из газеты " Пассажирский транспорт ", номер 40 за 1990 год, автор фотографии Юрий Мальцев

Капитально-восстановительный ремонт

В 1993 году Ижевск получил последнюю централизованную поставку троллейбусов - 22 штуки. На балансе ТТУ было 222 троллейбуса. Со сроком службы 10 лет к 2004 году они все были бы списаны. Новые закупали - в 1994-2004 годах 32 троллейбуса. Этого было крайне недостаточно.

Троллейбусы в парке №2, 1995 год. Скан из фотоальбома " Ижевскому трамваю 60 лет ", издательство " Удмуртия ", 1995 год, автор фотографии А. Н. Помосов
Троллейбусы в парке №2, 1995 год. Скан из фотоальбома " Ижевскому трамваю 60 лет ", издательство " Удмуртия ", 1995 год, автор фотографии А. Н. Помосов

Тогда было принято единственно верное решение - проводить капитально-восстановительные ремонты. Завод "Редуктор" с радостью освоил КВР в своих пустующих цехах. В 1996-2004 годах он вернул в строй 134 троллейбуса! За это время списано всего 37 троллейбусов, и для их замены хватило "крайне недостаточных" тридцати двух.

Первый троллейбус, восстановленный на АО "Редуктор", транспортировка с завода. Скан из газеты "Транспорт и мы" 1996 год
Первый троллейбус, восстановленный на АО "Редуктор", транспортировка с завода. Скан из газеты "Транспорт и мы" 1996 год
На Редукторе делали только кузовной ремонт, в парки троллейбусы приходили в виде откапиталенных голых кузовов на мостах. Дальнейшая сборка машин производилась в парковом цеху КВР. Фото: Максим Дорофеев
На Редукторе делали только кузовной ремонт, в парки троллейбусы приходили в виде откапиталенных голых кузовов на мостах. Дальнейшая сборка машин производилась в парковом цеху КВР. Фото: Максим Дорофеев

КВРенные троллейбусы имели следующие отличия от оригинала:

  • отсутствие верхнего маршрутоуказателя, молдингов, эмблемы "ЗиУ" и решетки воздухозаборника (у Гэшек) спереди;
У неКВРенных машин молдинги сохранялись спереди, потому что там меньше всего гниет. Фото: С. Чекалкин, transphoto.org
У неКВРенных машин молдинги сохранялись спереди, потому что там меньше всего гниет. Фото: С. Чекалкин, transphoto.org
  • в Вэшках двойные сиденья по левому борту заменены на одиночные.
Салон ЗиУ-682В после КВР. Фото: Максим Дорофеев
Салон ЗиУ-682В после КВР. Фото: Максим Дорофеев

Троллейбусы, построенные до февраля 1984 года, лишились пониженной задней площадки. Но их можно распознать по низкому расположению поручня.

На ТО-1. Фото: Максим Дорофеев
На ТО-1. Фото: Максим Дорофеев

Все виды ремонта и обслуживания были на высоте, что в сочетании с КВР давало возможность не беспокоиться о возрасте.

На ТР. Фото: Сергей Валерьевич, transphoto.org
На ТР. Фото: Сергей Валерьевич, transphoto.org

Это было однозначно лучшее троллейбусное хозяйство страны. Даже в столицах не достигались качество ремонта и регулярность движения, которые имели место в ИжГЭТ.

Самой насыщенной трамваями системе России 85 лет. С днём рождения ижевский трамвай!

2010 год. Идеальное состояние. Отличия между разными модификациями стерлись. Фото: Сергей Валерьевич, transphoto.org
2010 год. Идеальное состояние. Отличия между разными модификациями стерлись. Фото: Сергей Валерьевич, transphoto.org

Аналоги ЗиУ-682

После неудачи с "Нордтроллами" вернулись к покупке ЗиУ. В 1996-2006 годах это были троллейбусы, самым серьезным отличием которых от классики являлись новые морда и сиденья, а у некоторых статический преобразователь вместо шумного мотор-генератора.

ЗиУ-682Г-012. Фото: С.Чекалкин, transphoto.org
ЗиУ-682Г-012. Фото: С.Чекалкин, transphoto.org
ВЗТМ-5284. Фото: С.Чекалкин, transphoto.org
ВЗТМ-5284. Фото: С.Чекалкин, transphoto.org
ВМЗ-273. Выпущен в единственном экземпляре. Фото: С.Чекалкин, transphoto.org
ВМЗ-273. Выпущен в единственном экземпляре. Фото: С.Чекалкин, transphoto.org
Тролза-5264.01 "Столица". Всего таких было 20, на ходу осталось два, вот один из них. Фото: С.Чекалкин, transphoto.org
Тролза-5264.01 "Столица". Всего таких было 20, на ходу осталось два, вот один из них. Фото: С.Чекалкин, transphoto.org
ЗиУ-682Г-016.02. Фото: С.Чекалкин, transphoto.org
ЗиУ-682Г-016.02. Фото: С.Чекалкин, transphoto.org

Позже появились троллейбусы с транзисторной системой управления и асинхронными двигателями.

ВМЗ-5298-22. Фото: С.Чекалкин, transphoto.org
ВМЗ-5298-22. Фото: С.Чекалкин, transphoto.org
БТЗ-52761А. Фото: С.Чекалкин, transphoto.org
БТЗ-52761А. Фото: С.Чекалкин, transphoto.org
ЗиУ-682Г-016.07. Фото: Алексей Савин, transphoto.org
ЗиУ-682Г-016.07. Фото: Алексей Савин, transphoto.org

Всего в 2005-2010 годах куплено 39 новых троллейбусов. Каждый месяц с КВР приходила машина, эксплуатируемая 1,5-2,5 заводских срока. При таких обстоятельствах баланс в 2010 году достиг своего пика - 234 ед.

Когда кончились относительно сытые годы, КВР прекратили делать. С 2011 года не было куплено ни одного троллейбуса, хотя другие города массово обновляли парк. Ещё бы - автобусникам конкурент не нужен!

В таких обстоятельствах старение неминуемо. На короткий период внешний вид и состояние троллейбусов резко ухудшились, но сейчас эту проблему решили. Появились троллейбусы, не проходившие средний ремонт по 4-5 лет! Количество списаний растет в геометрической прогрессии: в 2014 году было 230 троллейбусов, в 2019 - 211, а 01.08.2020 - 197. Дальнейшая эксплуатация путем регулярного "латания дыр" на углубленных текущих ремонтах вряд ли возможна.

Низкопольники

Ижевск стал одним из первых городов, начавших эксплуатацию низкопольных троллейбусов.

ВЗТМ-5290 - редкая модель. Таких выпущено всего 5 штук. Два купил Ижевск в 2004 году. Фото: С.Чекалкин, transphoto.org
ВЗТМ-5290 - редкая модель. Таких выпущено всего 5 штук. Два купил Ижевск в 2004 году. Фото: С.Чекалкин, transphoto.org
ВМЗ-5298.01 (ВМЗ-463) гораздо более распространенная модель. В Ижевске два таких оказались в 2005. Фото: С.Чекалкин, transphoto.org
ВМЗ-5298.01 (ВМЗ-463) гораздо более распространенная модель. В Ижевске два таких оказались в 2005. Фото: С.Чекалкин, transphoto.org

Их судьба незавидна. Во-первых, конструкция была сырой, во-вторых, ушло много денег на дорогие запчасти (одному из них меняли немецкий задний мост, который сейчас стоит 700 тысяч, другому - датчик угловой скорости двигателя, тоже дорогой). Самое главное - электронная система управления после 5-7 лет эксплуатации начинает создавать проблемы выходом из строя своих элементов, многие из которых дорогостоящие. В итоге два троллейбуса (по одному каждой модели) работают только в час пик, периодически надолго "пропадая" с маршрута по неисправностям, а два других после длительного (не единственного) простоя в 2020 году окончательно списаны.

Автор: Алексей Шушков
Автор: Алексей Шушков

И они привезут что-то подобное из Москвы? Нам надо такое счастье?

Все перечисленные недостатки характерны и для московских троллейбусов. (Конструкция не сырая, но для Ижевска это неизвестная техника.) Кроме того, в Москве применяют реагенты, из-за чего кузова и электропроводка московских машин изнашиваются намного быстрее. Наконец, в ожидании закрытия там "забили" на ремонт своих машин. Эх, вот бы нам сейчас массовый КВР! Москва позавидовала бы состоянию этих троллейбусов.

На покупку именно нового ПС один шанс - БКАД. Но это будет не двести и даже не сто машин. Низкопольники сами по себе не вытащат нас троллейбусно-ремонтных проблем. Выход один - чтобы не сократить ни подвижной состав, ни перевозку пассажиров, нужно вернуться к массовому КВР, как раньше. Можно начать хотя бы со старых ЗиУ-682В и ранних Г, которых все равно будет подавляющее большинство. Технология их ремонта давно известна и хорошо освоена, и в случае её быстрого и успешного запуска ижевский троллейбус гарантированно продолжит работу.

Вернемся к изначальным вопросам. ЗиУ - это не символ ижевского троллейбуса. ЗиУ это и есть ижевский троллейбус. Пока есть ЗиУ, есть в Ижевске троллейбус. Как только ЗиУ не станет, троллейбуса в Ижевске не станет тоже.

В ПОДДЕРЖКУ ГОРОДСКИХ и ТРАНСПОРТНЫХ ТЕМ ПОДПИСКА! ОГРОМНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА ЛАЙКИ, ЭТО ВЛИЯЕТ НА ПОПУЛЯРИЗАЦИЮ ДАННЫХ МАТЕРИАЛОВ

Спасибо, удачи Вам!!!